Найти тему
Последняя парта

Методический набор тьютора 7-10 лет

Оглавление

Авторский материал Алексея Тюнина

Все тьюторские методы направлены на главную тьюторскую цель: чтобы человек понял, в какой он находится ситуации (рефлексия), и принял решение в соответствие с этим.

В начальной школе ещё добавляется то, что мы помогаем реализовать решение, можем немного напоминать

У тьюторов есть мантра, аксиома такая:

мы живём в мире, где общее, то, что для всех, - не подходит никому. Нужно общее обтачивать, облагораживать, чтобы подходило мне

Отсюда будет многообразие методов!

Но перед этим ремарка!

Для человека 7-10 свойственны:

- лёгкая потеря внимания

- медленное написание, долгие размышления

- несобранность

- необходимость взрослого: люди в возрасте 7-10 не умеют поддерживать конструктив самостоятельно, даже если это чтение своих мыслей однокласснику. "А зачем мне ему говорить, что я люблю делать в школе???" Причин, на самом деле, мало, если задуматься!

Полем активной деятельности является даже взятие ручки

В один день у меня произошел шок, когда я понял отличие 7-10 от людей постарше. 15 ребят объдинили в 4 группы. Педагог попросил выбрать одного человека, который выйдет взять бумажку... Это стало таким заданием для команды! Они потратили на это много времени, они обсуждали - кто пойдёт, кто хочет, как выбрать правильно. Взять бумажку с заданием. И это не про то, что они малыши, которые ничего не понимают. Это про природосообразность заданий и правильное понимание контекста жизни в 7-10 лет. Не нужно перегружать заданиями - полем роста, выбора, договоренность может быть даже взятие бумажки.

Важное отличие тьюторских материалов от педагогических в том, что они безоценочны. Они важны, чтобы через них подумать. Они не должны нести в себе заряд "надо всё любить, быть добрым и хорошим дитём". Не надо. Можно быть честным и разным. А от тьютора нужно одно - место, чтобы подумать и принять важное решение. А потом не забыть о нём.

Итак! МЕТОДЫ!

ан-нет! главную-то методическую мысль упустили!

Важно планировать содержание, темы, задачи.

в 7 лет - вообще про школу, так как её раньше не было.

в 8 лет - можно про то, что можно делать крутого в школе. Что дополнительно.

в 9-10 лет - как менять школу, улучшать её?

в 7 лет - нравится ли в школе? что нравится? почему нравится?

с кем дружить? как понять, что дружишь?

в 8 лет - как расширять интерес? как общаться об интересе?

как развивать дружбу?

в 9-10 лет - как удерживать интерес? как углублять его?

Какие отношения, кроме дружбы есть? Как совмещать?

НОО!!!!!

каждая группа в школе - разная. У всех разные проблемы! Важно чувствовать их. и планировать темы. А под темы найдутся методы

Под темы найдутся методы

1. шкалы: закрасьте, насколько вам нравится это, это и это. Закрасьте насколько то-то это?

Достоинства разных шкаф в том, что вы легитимируете какое-то поведение, например, играть в школе. И задаёте вопрос про дружбу! РАЗОМ!

+ важно везде оставлять место для мысли человека. Просто пустое. пример.

В нём можно что-то писать. А можно и не писать. Но оно важное!!!
В нём можно что-то писать. А можно и не писать. Но оно важное!!!

2. незаполненные поля: самое простое!

-3

В первом поле - чему прикольному вы научились? чем гордитесь, из того, что научились?

Во втором поле - чему ещё хотите научиться на каникулах? (и рядом речь про то, что уроки - это про интерес, а интерес - это когда рядом не нужен учитель)

И так далее

3. Выберите, какой вы сейчас

-4

Когда человек выбирает, он вырезает нужный стикер и объясняет почему он такой.

4. Знаки

-5

Мизинчики - лучшие друзья. Подпишите с задней стороны бумажки и дайте тем, кого вы считаете лучшим другом

Сердечки - благодарность взрослым. Подпишите и дайте тем, кто вам помогал.

Играющие дети - те, с кем вы классно проводили время. Подпишите и дайте.

5. картинки "выберите", "соотнесите"

-6

Когда соотнесли, могут сказать. Акцентируйте внимание на том, что можно дополнить. Там бывает очень важное!

6. кукольный театр

-7

Это очень многообразный метод. На нём можно:

  • Обсуждать проблемы и ситуации:

Например, Степашка и Хрюша поссорились. Что им делать?

Например, Степашка хочет дружить с Хрюшей, как ему поступить?

Например, Хрюша - учитель Степашки. Степашке не хочется быть на уроке. Что делать?

/В этот момент люди 7-10 лет активизируют мышление и придумывают варианты, а также их запоминают!!!

  • Вести диалог от имени игрушки

Например, попросить всех детей принести игрушки и попросить рассказать игрушек об их хозяевах. Игрушкам можно задавать любые вопросы

один из самых эффективных и богатых методов

7. нарисуйте в этом поле

-8

Лучшее событие недели. Ваше любимое занятие в мире. подарок себе. ну понятно... Самый богатый метод в этом возрасте - нарисуйте!

8. Скажите, какой ....

-9

Скажите, какой вы были в течение недели? скажите, каким вы хотите стать? Какое из слов - самое важное для вас? вырежите его из бумаги и приклейте в пенал.

/+ акцентирование внимания на пустых графах

Людям в этом возрасте тяжело даются описание и вспоминание слов. Им нужно помогать листочками со словами, а для скорости ещё приходится и зачитывать, и визуализировать.

9. Анкеты

ну, вы понимаете.

любая. С картинками, с вопросами, с лабиринтами. Не обычная, но ясно какая

-10

10. Дневник

Это один из самых богатых инструментов. Вы учите детей вести тетрадку, в которой они могут как угодно самовыражаться, следить за собой, записывать. С ней можно устраивать большие игры (у кого больше записей за неделю), можно устраивать дневниковые конференции.

Важно поэтапно вводить дневник: сначала привычка что-то вклеивать и писать (например, устал или нет сейчас), потом тренинг внезапных записей (пишите всё необычное за неделю), потом необычное о себе.

к 10 годам идеала не будет, но если для человека дневник - способ отзеркалить себя хотя бы раз в неделю без напоминаний взрослого - привычка есть!

11. ч т о угодно другое, что поможет вам

Недавно мне рассказала коллега о том, что она использует каштаны на рефлексии. Она собрала каштаны, высушила и принесла детям. "Вам нужно выбрать каштан, который на вас смотрит, который хочет, чтобы вы его взяли, отнеситесь к выбору", "теперь подержите каштан со всех сторон, зажмите его твердо, погладьте его, ощутите все щербинки и склоны. Чем этот каштан похож на вас?"
Это не прикол! Я десять раз спросил: стало ли шуткой

Эксперименты, креатив, эксперименты, креатив.

Это одна из частей методических разработок тьютора: они предельно индивидуальны и под ключ. Они не ценны методологически, так как ситуация и человек более важны (это же не прописи).

-11

Они разнообразны настолько, что можно из клочка бумаги сделать десять тьюториалов. В этом смысле любой материал идёт на пользу тьютору: он опредмечивает какую-то часть человека и позволяет о ней поговорить побольше. Каштан - о телесности, о внешнем и внутреннем, анкета - о мыслях, рисунок - о чём угодно, шкалы - о том, насколько что-то такое-то (ну))))).

Методы, которые мы можем использовать важны в длительном периоде (постоянное умение, его тренировка), но действует прямо в ситуации. Например, человек оценивает, насколько сейчас он устал, а мы в этом видим тенденцию и предлагаем человеку на это посмотреть. Шкала - даёт возможность понять, как сейчас относится к дружбе, но через месяц может быть другой результат. Давай сравним? почему это? и это даёт плоды ↓. Базовый пример - батарейка состояния. В ней дети закрашивают, насколько их батарейка заполнена, а потом объясняют почему так. После пятого раза они её делают за 5 секунд, но сам вопрос: "А почему у тебя настолько заполнено?" - является одной из главных тренировок рефлексии в жизни.

Сквозь начальную школу

Приучившись к рефлексии и принятию решений с детства, человек входит в подростковый возраст подготовленным, а во взрослоть - с багажом. Он яснее себя понимает + может развивать навыки, которые растились с детства.

Причём важно, что эти умения приходят не через курс тренингов, не через обучение на уроке - а через жизнь, через привычки. Не через инструкцию от взрослого о том, как правильно, а через - лично переживаемый, в котором взрослый: зеркалит, предлагает, обращает внимания и предлагает принять решение.

Вернемся к первой статье и акцентам

- Контроль тела
- Контроль эмоций
- Умение договариваться
- Умение выбирать
- Универсальные умения: инициировать игры, обращаться за помощью

Ориентируясь на эти акценты, с течением работы с разным материалом, с разными ситуациями, к 11 человек научается:

  • Контроль тела: усталость, энергичность, непроизвольность рук и ног (когда тело само тебя несёт), умение остановиться или ускориться

/До 11 лет твоё тело глушат взрослые, они его обслуживают:

- мам, я ничего не хочу!!!!
- ты устал, иди поспи

- я не хочу делать задания
- тебе надо отдохнуть, а потом начать

На размышления и самостоятельность нет ни секунды! А потом начинается суперрост, с которым не понятно, что делать: а если я устал? а как это замечу? как я буду проявляться, когда устал? вдруг я буду злиться на всех? а что делать, если я всё время злюсь на всех? а почему мне тяжело сидеть? а если я хочу покричать? а я пойму это? а что делать?

Шкалы с энергичность помогут это рефлексировать. поделали их какое-то время, и потом во время работы человек может сказать "я устал, мне нужно *то-то*". И это стоит многого!

  • Контроль эмоций: благодарностью или злостью, грустью или гневом, воодушевлением или страхом.

/А представляете начать работать со страхом, благодарностью или злостью в 11? А раньше просто ходишь, взрослые тебя успокаивают, ты идёшь дальше. Так часто и происходит. Сначала взрослые тобой руководят до 11, потом ты остаёшься один и мучаешься

Рисунки "какую эмоцию вы сейчас испытываете?", "какие эмоции испытывали?" помогут научиться называть то, что чувствуешь. "Какой ты сейчас? почему" вообще базовый инструмент контроля эмоций

Тьютор действует накопительно и тонко

  • Умение договариваться

/"ТАК РЕБЯТКИ А НУ-КА НЕ РУГАЙТЕСЬ!", а потом тебе 14 и ты просто орёшь на другого человека. Или в ступоре боишься сказать слово. "Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ СИДЕЛ РЯДОМ!!!!", "А Я ХОЧУ!!!". и вместо договора - конфликт

кукольный театр поможет проиграть конфликты. Поможет договориться о чём-то. Поможет понять, что и как в ситуации можно делать

  • Умение выбирать

/"Куда будешь поступать" начинается с "ты сейчас будешь играть или сидеть в стороне?". "Какие экзамены будешь сдавать" начинается с "ты будешь кушать или нет".

У человека в младшем возрасте куча выбора, который за него часто делают взрослые: что будет читать, куда пойдёт, будет ли ходить в школу, какие предметы будет учить, как будет относиться к человеку, будет ли есть, будет ли играть, что хочет делать завтра.

Это всё - пространства выбора! Которые круто проигрывать тьютору

соотнесения, выбор картинок, выбор слов - всё выбор. Всё этому помогает, только нужно акцентировать внимание на этом

  • Умение инициировать игры, обращаться за помощью

В этом возрасте игры. Старше - компании друзей и дела с ними. Во взрослости может и до бизнеса дойти.

Сейчас попросить помощи. Старше - обратиться за поддержкой в нужный момент. Во взрослости - делегирование.

Критически важное умение: из описанных игр - кукольный театр + анкеты: во что хочу поиграть

Всё это тьютор - СО-ПРО-ВОЖ-ДА-ЕТ. Готовит человека к раздумию и принятию решений. А ещё создаёт пространство и события для этого. И не путями педагогов или тренеров. Путями тьюторов

-12