Найти тему

КИНОкоШКА: «Кибердеревня» — есть ли жизнь на Марсе?

Создание сериалов уровня и стилистики «Амазон-Нетфликс» худо-бедно наш отечественный кинобизнес уже освоил — мистические истории типа «Территории» и зомби-апокалипсисы типа «Эпидемии» — вполне себе смотрибельные сериалы, без всяких скидок на отечественного производителя. И их много, конвейер налажен.

Гораздо интереснее направление, которое условно можно назвать «русская народная юморная хороводная мистическая фантастика», которое выделяется по стилю, совсем не походя на «общемировой ширпотреб» и в праотцах у которой можно назвать, например, такие фильмы как «Зомби по имени Шон» (2004, Эдгара Райта) и «Реальных упырей» (2014 и далее в сериал, Тайка Вайтити и других новозеландцев).

«Зомби по имени Шон»
«Зомби по имени Шон»
«Реальные упыри»
«Реальные упыри»

Отличительная черта этого направления:

  • работа с бытовыми клише нашего времени, перенесенными в другие обстоятельства (будущее или мистический флёр);
  • бытовая сатира и юмор, скейтчи, гэги (прежде всего это — комедии, а потом уж детектив, мистика, фантастика и пр.)
  • и дешевизна исполнения. То есть — дешевизна не из-за нехватки бюджета, а как эстетика.

В наличии также псевдодокументальность в стиле «Догмы» (типа — бытовые съемки самих героев или телерепортаж), но это уже необязательно и дозировано.

Это направление ориентированно исключительно на местное потребление и пришлось по вкусу русскоязычному зрителю: после яркого успеха «Реальных пацанов» (буквально косплеющих «реальных упырей» из Новой Зеландии, просто перенеся сюжет в быт пацанов Екатеринбурга),

«Реальные пацаны»
«Реальные пацаны»

после феноменальной и абсолютно альтернативной раскрутки ю-туб сериала «Внутри Лапенко» (так напоминающего старый добрый «Осторожно, модерн»),

«Внутри Лапенко»
«Внутри Лапенко»

после всенародного успеха «Вампиров средней полосы»

«Вампиры средней полосы»
«Вампиры средней полосы»

пришло время и глубокой фантастики.

«КИБЕРДЕРЕВНЯ»
(РОССИЯ. СЕРИАЛ, С 2023 Г. РЕЖ. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ). Imdb: 6. 9

Постер фильма «Кибердеревня»
Постер фильма «Кибердеревня»

Сюжет: Достаточно далекое будущее. Бывший компьютерный гений Николай гармонично занимается ферсмерством и живет с семьей в кибердеревне на Марсе. Обстановка, окружение и природа очень похожи на Алтай, например. В окружении роботов-помощников второй свежести гармонично ведет хозяйство, растит свиней и коров, сетует, что не хватает на селе молодежи («а природа-то какая у нас! »), как вдруг… К нему на хутор прилетает его старый друг/недруг, отжавший у него когда-то бизнес, который хочет построить на месте деревни завод…

Название мне сразу не понравилось. Как и типаж главного героя с афиши, поразительно похожего на образ юмориста Михаила Евдокимова (сознательно?)  — борода, тельняшка, ватник, кепка, «ну, ё-моё»).

Кадр из фильма «Кибердеревня»
Кадр из фильма «Кибердеревня»

Но сюжет завлекал: Марс, роботы, комедия… летающие ржавые «Жигули»… Это все можно было бы изящно переплавить в постмодернистском дисскурсе во что-то очень интересное, озорное и веселое. При наличии хорошего вкуса у сценаристов и режиссера. Или (не будем огульно обвинять)  — при желании сделать это все на хорошем вкусе.

Кадр из фильма «Кибердеревня»
Кадр из фильма «Кибердеревня»

А вот этого-то и не случилось.

Предоставлю слово Александру Костину (цитата из его рецензии на сериал с портала «Альтерлит») :

«С первых же секунд сериала на зрителя обрушивается шквал отсылок, пародий, оммажей и прочих художественных средств, излюбленных скетчистами „Камеди клаб“ и братьями Уэйанс. Одетый в ватник протагонист, записывающий англоязычные видеоролики про „кукумберы“ с чудовищным акцентом — ба! Да это ж извлечённое из нафталина „Welcome to Russia“ сестёр Зайцевых. Герой, на последние деньги покупающий „умные“ дроны, и выслушивающий монологи „Людка, а Людка“ — встречайте „Любовь и квадрокоптеры“. Звучащие по радио народные песни про андроидов и нейросети — Петросян умер, но дело его живёт. Робот, по шею закопанный в песок марсианской пустыни — всё ясно, Джавдета не трогай, Джавдет мой. Документ с крайне оригинальным названием „мультипаспорт“ — привет Бессону. Редкий минерал „недоступниум“, находящийся под цветущим оазисом фермы — у „Аватара“ с момента его выхода не воровал только ленивый. Обмен сознанием со всеми его комическими эффектами — „Любовь-морковь“ заказывали? Голографическая жена, которая пилит мужа, закатывает скандалы, строит козни и интригует ничуть не хуже обычной — вылитый „Блейдраннер 2049“ с национальной спецификой.
Означенная специфика также в целом подаётся без лишней скромности — „Почта России“ по ошибке отправляет посылки на Плутон, кибер-тётки в кассах РЖД хамят и жалуются на маленькую зарплату, в колясках переходящих дорогу бабушек скрыты реактивные двигатели, барды в свитерах играют на гитаре песни о пролетающих мимо парсеках, пока их плацкартный вагон со скоростью света мчится с Плутона на Сатурн.
Вероятно, согласно замыслу авторов, всё вышеперечисленное должно было вызывать у зрителя регулярные приступы гомерического смеха и/или сильнейшей эмпатии, но на практике столь неоднородная конструкция оставляет скорее неприятное впечатление перегнутой палки, или, как сейчас модно говорить, кринджа. »

«Кринж» — вот оно слово. В данном случае его можно перевести как «безвкусица» (mauvais ton, если угодно употреблять привнесенные иностранные слова). Зато я задумался: Почему похожий сериал «Вампиры средней полосы» — это хорошо, а вот «Кибердеревня» — не очень?

Думаю — дело в Любви.

В «Вампирах» (прежде всего Стоянов, конечно) посмеиваются над русским обывателем, но и любят его, а в «Кибердеревне» — просто смеются, презрительно наморщив носик.

Не уверен, что буду смотреть дальше. Но вы можете составить собственное мнение и поспорить со мной в комментариях.

Кадр из фильма «Кибердеревня»
Кадр из фильма «Кибердеревня»

Еще?

Сельская жизнь
0