Молодой, в священстве, священник готовился принять мученическую смерть, стать жертвой, интуитивно предчувствуя, что так и произойдет с ним. Так и произошло. Трагедия случилась на Северном Кавказе. Глубоки и драматичные ее основания.
Что же было?
Мужественный альпинист – спасатель.
Больших высот достиг спасатель и командир отряда Игорь Розин в альпинизме и спасательной работе. Был одним из лучших альпинистов в Эльбрусской спасательно-поисковой службе, руководил командой. Дважды мастер спорта СССР по альпинизму.
Игорь любил брать вершины, любых сложностей, в любое время года. Любил он спасать людей.
Как это было близко и его будущему служению – священству. Вершины гор – царство Божьих добродетелей, пики истины. Страховочный трос – вера. Спасение людей – призвание. Роль и смысл – спасатель. В альпинизме - людей. В служении священника – душ человеческих.
Раз соединение троса оборвалось на высоте, Игорь летел, упал. Но, счастливый, «в рубашке родился» или Господь берег. Без последствий.
Родословие Игоря.
Игорь происходил из атеистической семьи. Родился в середине пятидесятых (6 октября 1956 года), в СССР. Отец – еврей. Большим руководителем был. Мать – русская, завучем в школе работала. Была и старшая сестра.
В 1990-х годах страна советская стала разваливаться и открылись границы, была возможность уехать в Израиль, жить на Святой Земле. Но ни Игорь Леонидович, ни отец его – Леонид Петрович, не уехали. Любили они свой край, где жили. Тырныауз, Кабардино-Балкария, Северный Кавказ.
Игорь закончил Горный институт. Работал на шахте. Но страстью и любовью был альпинизм.
Екатерина.
Екатерина, его будущая жена, была тоже из альпинистов. Познакомились в походе. Создали крепкую семью.
Дети и приход к вере.
Приход к вере православной у Игоря Розина был связан с женой и детьми.
Екатерина была формально верующей, не воцерковленной. Но когда случилась беда и дети заболели, то, по рекомендации одной верующей знакомой, стала посещать церковь православную (ездила по выходным за 130 км, чтобы побыть на литургии и причаститься самой, детей причастить). И что? Дети выздоровели. Чудо церковное? Да, оно.
Игорь долго к вере не приходил, атеистом был крепким. Но жена вовлекла его. Долго сомневался. Попробовал, и понял: его.
Он стал читать и постигать христианство умом и сердцем, православие. Любимым святым его стал святитель Игнатий Брянчанинов. В 36 лет, уже зрелым человеком Игорь принял крещение в православии. Его духовником стал отец Вячеслав Чучев. По его настоянию Игорь стал священником в августе 1999 года, в возрасте 42 лет.
Семья и храм.
Семья их быстро росла. У Игоря и Екатерины было 5 детей. 3 мальчика, 2 девочки. В Тырныаузе его родном городе, открыли храм. Игорь, тогда уже отец Игорь, стал его настоятелем. Храм был домовой, в постройке 1937 года. В этом помещении была раньше радиационная лаборатория. Это не смутило отца Игоря: «Отмолим, восстановим».
Повезло и с алтарником Андреем Васильевым. Родство христианских душ.
Казалось бы, вот оно счастье: приход к вере, священство, храм, семья, близкий по духу алтарник, приветливые и добрые прихожане. Новый виток и смысл жизни. Но все было не так светло, как может показаться.
Храм Тырныауза.
Тырныауз на 90 процентов мусульманский город. Численность населения в нем на тот момент составляла 15 000 человек. Говорят, что балкарцы, раньше были православными, потом приняли ислам. При миссионерстве священника Игоря Розина, часть мусульман стали возвращаться в веру православную. Но хорошо ли это с точки зрения канонов ислама? Аллах не прощает измен, как говорит Коран.
Зачем для 10 процентов православных строить храм в мусульманском городе? Не проще ли его построить там, где больше жителей православных? Конечно, расстояние. Неудобно, может быть, добираться.
А удобно ли было новому настоятелю, отцу Игорю, получать угрозы с первых же дней священнической службы в свой адрес?
Не стоит забывать, что это было время сразу же после Чеченских войн, породивших здесь неприязнь к русским и к православным, которые, по их понятиям, пришли убивать их и сеять зло.
Но отец Игорь был мужественным человеком. Он не боялся угроз и нес свою службу с благоговением перед Богом.
Угрозы.
Они были весьма недвусмысленны.
Один раз, когда отец Игорь шел по городу (ходил он в подряснике), кто-то из местных жителей заметил вслух: «Хорошо бы эту голову оторвать и держать за косички». Отец Игорь не испугался.
Другой раз кто-то тайно подбросил к его машине мертвую собаку и записку: «Убирайся». Что означал подброшенный намек, отец Игорь догадался сразу.
Можно было бы сказать об этом своему церковному начальству, местным хранителям правопорядка. Но отец Игорь не хотел никого напрягать. Знал он и традиции горцев, кавказцев. Если они что-то задумают, то ничего их не остановит.
Андрюша и духовный перелом.
Андрюша был младшим сыном Игоря и Екатерины. Родился в 1991. Смышленый и озорной паренек, но духовно мудрый не по годам. Родился на свет с трудом. Мог либо сам умереть, либо мать при родах. Но все прошло благополучно, слава Богу.
Большим помощником был отцу своему, с 5 лет помогал ему как алтарник. Предчувствовал свою раннюю смерть, Распятие Христа видел в Небе. Мать тоже чувствовала, что что-то с ним случиться.
7 сентября 2000 года случилось. Играл с ребятами возле пустых цистерн, где хранилось раньше горючее. Любопытство и бесшабашность ребят взяло верх. Чиркнули спичкой над открытым люком, чтобы посмотреть, что там в глубине. Взрыв большой силы не заставил себя ждать.
Андрюша попал в его эпицентр. Выжил, был в сознании, но - 90 процентов ожогов на теле. В больнице Нальчика молился Богу, верил, что Бог спасет. Бог спас по - Своему. Его, 9 летнего, забрал Себе. 11 сентября 2000 года, в день Усекновения Главы пророка Иоанна Предтечи, Андрюши не стало.
Отец Игорь внешне держался, но втайне рыдал. Разобрал кровать, где спал Андрюша, устроив там алтарь. Что-то, видать переломилось в отце Игоре. Все больше он стал думать о смерти. Все больше стал говорить о ней, на проповедях. Он тоже видел в небе Крест и Христа Распятого. Он считал, что Бог посылает людям как дар – мученичество и готов был принять дар такой с благодарностью. То, что человек ждет – то к нему и приходит. Ждать долго не заставило.
Последнее воскресение.
Отец Игорь чувствовал состояние богооставленности после смерти сына, ждал своего мученического креста. Он очень глубоко исповедался в мае 2001 года своему духовнику отцу Вячеславу. О чем – говорить нельзя, тайна исповеди, но это была особая, генеральная исповедь. Будто жизнь и душу свою наизнанку вывернул.
В воскресный день, 13 мая 2001 года (это день памяти святителя Игнатия Брянчанинова (любимого святого отца Игоря), день, когда тот покинул жизнь) , отец Игорь причастился Святых Христовых тайн и поехал на дом причащать больную пожилую прихожанку Марию. Алтарника Андрея Васильева отпустил. В храме оставалась только церковная работница Варвара.
Ибрагим.
Про родословную Ибрагима Хапаева известно очень мало. Но Ибрагим, 23 летний парень, несмотря на свою юность уже состоял на учете у психиатра, и за ним уже числилось уголовное преступление – покушение на соседа. Замечен он был и в других преступных странностях: хотел убить своего дядю за какой-то пустяк. Гонялся по городу с ножом, чтобы убить собаку, которая его докучала. (Может убил и подбросил к машине отца Игоря? Красивая гипотеза, но не доказанная)
13 мая 2001 года Ибрагим Хапаев, взяв кинжал, отправился «посетить» священника русской православной церкви, отца Игоря Розина.
Отец Игорь никогда плохого слова не говорил о мусульманах. Он искренне уважал всех людей, и не говорил плохое ни про людей, ни про их веру. За две недели до этого дня он сказал добрые слова о мусульманах и мире с ними. Но…
«В Руцы Твои, Господи, отдаю душу мою».
Отец Игорь вернулся от Марии и пошел в «пономарку», комнатку рядом с алтарем храма. В скором времени, в почти пустой храм, пришел и Ибрагим. Обратился к Варваре, где мол, батюшка, пообщаться хочу. По доброте душевной Варвара проводила.
Общались недолго, на 3 кинжала отцу Игорю. Варвара услышала стон священника (крика не было) и пошла к «пономарке». Ибрагим пошел на нее. Она в сердцах крикнула: «Не трогайте, у меня малые дети». Этот ли крик ее спас?
Наверное, другое. Краем глаза Варвара видела, как поднимается, в последний раз, на локтях отец Игорь и делает наперстный крест в ее сторону, произнося последние слова в своей жизни и первые у врат Вечности: «В Руцы Твои, Господи, отдаю душу мою».
Возможно, это крестное знамение остановило Ибрагима. Бесов останавливает Крест? Он выбежал из церкви. Варвара видела, как он бежал от нее: как бес, пригнувшись, вприпрыжку.
Сразу же она совершила телефонный звонок алтарнику Андрею и в больницу. Андрей приехал. "Скорая" приехала. Но, в живых отца Игоря уже не нашли. Правая рука так и застыла у священника в наперсном сжатии трех пальцев. На этой Земле Игорь Розин прожил только 44 года.
Дело чести.
Для заместителя министра внутренних дел республики, Хасана Бейтуганова, найти и наказать убийцу священника был вопрос чести. С ходатайством к нему обратился и Владыка Гедеон (Докукин).
Были подняты все силы МВД на розыск нечестивца, не прославившего, а опозорившего свой народ и мусульман его. Убить невинного священника – какой грех тяжелый.
Но Хапаева не надо было искать. Он сам пришел и сдался. Сказав, в безумии своем: «Я убил православного попа, и теперь попаду в рай».
Суд.
Ибрагима Хапаева признали психически невменяемым человеком, даже допрос его был осложнен из-за неадекватного восприятия реальности. Его изолировали от общества в специальный стационар.
Напрашивается только один вопрос: почему, когда он уже покушался убить соседа и стоял на учете у психиатра, его от общества не изолировали? Ведь он опасен для общества, что и показала эта Кавказская трагедия.
Это убийство не было классифицировано как политическое или религиозное, ритуальное. По официальному заключению, священника Игоря Леонидовича Розина убил психически невменяемый человек.
Поднимался вопрос на следствии о том, что может быть Ибрагим Хапаев лишь марионетка, невменяемый исполнитель, в руках неизвестной террористической (или иной преступной) организации, выступившей тайным заказчиком убийства. И тогда преступление стоит классифицировать по статье 63 УК пункт Д, часть 2– привлечение к преступлению, как исполнителя, другого, невменяемого человека. Такое привлечение расценивается как отягчающее обстоятельство. Но оснований найдено не было. Не было зацепок и фактов. Значит, псих - одиночка?
Люди, прихожане, восприняли кончину настоятеля, отца Игоря, как мученичество за веру, считая самого священника священномучеником. Увы, без юридических оснований о ритуальном характере убийстве, утверждать такого нельзя.
Напоследок об отце Игоре. Чего он боялся?
Отец Игорь был священником и настоятелем храма святого Георгия Победоносца в Тырныаузе меньше 2 лет. Сделать успел очень много. Христа любил. Он прочувствовал в Христе Его Жертву.
Отец Игорь предчувствовал, что его ждет мученическая смерть, делился предчувствием с женой и другими близкими людьми. Он не боялся, ждал ее, шел навстречу ей. Одно его беспокоило, чтобы в последний момент он не струсил и не убежал или не дал сдачи (спортсмен, альпинист, под 2 метра ростом, мог согнуть убийцу). Бог услышал молитвы священника: тот не убежал и не дал отпор убийце, приняв смерть свою со смирением.
О храме на невинной крови.
Храм святого Георгия Победоносца, который возводил отец Игорь, был теперь окроплен его кровью. А то, что скреплено кровью, ценой жертвы, трудно победить. Корни такой скрепы уходят в далекое язычество и архаику человечества.
Христос ведь иное сказал: «Милости хочу, а не жертвы», положив конец язычеству и языческим жертвоприношениям. Но смогло ли человечество одолеть в себе языческие инстинкты, толкающие на кровавые жертвы?
Православные прихожане этого храма не испугались и не ушли из Тырныауза. Напротив, храм был расширен. К нему относились с почтением в городе. Цена его – цена крови невинно убиенного священника.
Обещание Льва и новый отец Игорь.
Архимандрит Лев (Леонид Ахидов) пообещал прихожанам храма Тырныауза нового священника и сдержал слово.
Алтарник Андрей Васильев, вскоре после смерти отца Игоря, принял монашеский постриг с именем Игорь. В двойную честь. Формально, в честь князя Игоря Черниговского, а не формально в честь своего любимого батюшки, священника Игоря Розина. Для Васильева, это был не просто священник, которому он прислуживал в алтаре, но христианский друг и духовный вдохновитель.
Прихожане храма встретили с любовью нового (и уже знакомого им) отца Игоря, Игоря (Васильева).
Память и семья убиенного.
В 2010 году отцу Игорю Розину установили новый памятник на могиле в горах, из черного гранита. Рядом с ним похоронен и любимый его сын Андрюша, живший на этой Земле всего 9 лет. Много людей приходят на могилу к батюшке. До сих пор.
Матушка Екатерина, вдова, помогает в церкви. Старший их сын – Максим - пошел в спасатели, как и его отец. Второй сын – Илья – стал священником. Дочь Евгения – иконописицей. Про дочь Александру ничего не знаю.
(по материалам расследования преступления в Тырныаузе, 13.05.2001 года и материалов об отце Игоре Леонидовиче Розине).
Послесловие.
Вопрос лишь один: можно ли было уберечь отца Игоря и от мыслей о жертве (может, их не Бог внушал? Священник Розин был неопытный еще в этих мистических вопросах и явлениях, всего 2 года священником был), и от покушения? Да, и полезно ли читать книгу святителя Игнатия Брянчанинова "Слово о смерти" (которую любил читать отец Игорь) неискушенным, не монахам?
Ведь Христос отдал Себя для спасения людей, а не для того, чтобы все больше и больше людей становились сами новыми мучениками из-за злодеев и безумцев мира. Тогда цена спасения людей вырастает в великие разы и уже перестает быть привлекательной из-за такой большой и кровавой цены все новых и новых жертвоприношений.
Сколько же надо прожорливой Тьме человеческих жизней, невинно убиваемых, чтобы насытиться наконец сполна и перестать быть тьмой убийственной? Сколько? Тысяча, сто тысяч, миллион, миллиард, несколько миллиардов жизней?
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.