Мир встревожен ситуацией в Израиле, на Ближнем Востоке - эскалация палестино-израильского конфликта, скорее - радикальное обострение. По словам премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, это война.
Сергей Михеев: С одной стороны, мощный информационный повод, а с другой стороны - ничего нового не скажешь. Потому что противостояние между арабами и евреями на этой земле идет много лет, уходит корнями в глубокую историю. Если говорить о новейшей истории – она хорошо всем известна. По итогам Второй мировой войны начался распад Британской и всех колониальных империй, несмотря на то, что они были победителями в войне. С Британской империей парадоксально: вроде как она входит в число стран-победительниц, а главным итогом в войне, на мой взгляд, стала не победа над Германией, а распад империи. На месте колониальных владений стали образовываться новые государства.
В 1947 году была принята резолюция Генеральной Ассамблеей ООН, а в 1948 году была провозглашена Декларация независимости государства Израиль. На территории Палестины, бывшей колонии, должно было образоваться два государства: еврейское государство Израиль и арабское государство Палестина. Но Израиль моментально оккупировал те территории, которые в соответствии с резолюцией ГА ООН должны были стать территориями независимого государства Палестина. С тех пор началась катавасия - она длится с конца 1940-х годов.
Скоро 100 лет будет.
Сергей Михеев: В разное время переходит из ситуации относительного затухания в ситуацию активного кровопролития. Такое обострение мы видим сейчас. В самой войне нет ничего хорошего. Нейтральная позиция России понятна. С одной стороны, в Израиле живет много выходцев из бывшего Советского Союза; с другой стороны, Советский Союз, который приложил руку ещё при жизни Сталина к решению Ассамблеи ООН по образованию государства Израиль, после оккупации Палестины всегда выступал за предоставление независимости палестинским арабам и обвинял Израиль в сионизме и оккупации (прекрасно помню тексты и заголовки). Долго поддерживал палестинских арабов напрямую, разной специфической помощью вплоть до военной. Ясир Арафат, «лучший друг советского народа», приезжал в СССР, и арабский платок у нас стали называть «арафатка».
У Российской Федерации и сейчас есть отношения с Палестинской автономией. Поэтому РФ придерживается нейтральной позиции. С одной стороны, можно сказать, что Израиль, оккупировав когда-то территории, которые предназначались для арабского государства, сам спровоцировал многолетнее (скоро вековое) постоянное кровавое противостояние с арабами. С другой стороны, если посмотреть на методы действия палестинских боевиков(военных), то это, конечно, терроризм. Понятно, что палестинские арабы и их союзники его оправдывают, а Запад традиционно находится на стороне Израиля. После распада СССР Российская Федерация находится в ситуации нейтралитета, баланса. Кто прав и кто виноват? Кому надо и кому не надо помогать – не разберешься. Все ближневосточные истории завязаны тяжелым узлом. Если бы Израиль в самом начале дал возможность арабам иметь собственное государство, то, возможно, ситуация была бы совершенно другой.