Монструозные размеры картин, которые делает Сейп (псевдоним Гийома Легро), поражают воображение: полотном для них служат поля, прибрежные зоны, трава альпийских лужаек и даже пустыня. Но эти чёрно-белые фрески недолговечны, поскольку нанесены биоразлагаемой краской, не причиняющей вреда природе. В 2019 году журнал «Форбс» включил талантливого художника-самоучку в число самых влиятельных деятелей в области искусства и культуры в возрасте до тридцати лет за его амбициозный арт-проект «За стенами». Сейп намерен создать символическую цепь из нарисованных человеческих рук, которые охватят более 30 городов на разных континентах. Смысл данной акции, по словам её автора, заключается в том, чтобы призвать людей к взаимопомощи, добрососедству и мирному сосуществованию на нашей общей планете.
10 тысяч квадратных метров для фрески
Гийом Легро вырос в Эветт-Сальбер, небольшой фанцузской деревне недалеко от швейцарской границы. Его мать работала в больнице, а отец был занят в сфере информационных технологий.
«В детстве я никогда не бывал в музеях и не посетил ни одной художественной выставки, — вспоминает он. - Но в 13 лет начал заниматься граффити и рисованием баллончиками, получая свой заряд адреналина».
Часто, прихватив аэрозоль с краской, Гийом отправлялся с друзьями покрывать рисунками и надписями стены кортов и заброшенных домов. Тогда ему казалось, что подобная пачкотня – классный способ провести время, потусоваться со сверстниками, а заодно позлить скучных взрослых. Но позже ему захотелось реализовать себя в чём-то более интересном и масштабном - в том, что находило бы понимание у окружающих, а не провоцировало их раздражение.
Он переехал в Париж и в течение нескольких лет совмещал уличное искусство с постоянной работой медбратом. Ежедневное столкновение с человеческими страданиями, старением и болезнями натолкнуло его на мысль перейти к изображению людей.
В 2012 году Гийома осенило: он начнёт рисовать на траве, и его картины будут необычными. Такими, чтобы у каждого, кто их увидит, захватывало бы дух. Но главное - они будут просто огромными! Например, с футбольное поле и даже больше! И при этом он заставит их исчезать и не вредить экологии. Наверняка найдутся люди, которые захотят увидеть и запечатлеть то, что прежде никто и никогда не делал! В этом будет его творческая «фишка» и уникальность.
В следующие три года художник-самоучка испробовал разные виды красителей, пытаясь добиться идеального состава, который бы позволял создавать работы большой чёткости и подходил для распылителя, с которым он привык работать. Полигоном для испытаний стал родительский сад. В результате многочисленных тестов Гийом понял, что наилучших результатов можно добиться смесью воды, древесного угля, мела и молочных белков.
В 2016 году в швейцарских Альпах он создал свою первую впечатляющую картину размером 10 тысяч квадратных метров, чем моментально заявил о себе, как о новаторе в изобразительном мире и пионере отдельного направления в уличном искусстве и ленд-арте. Горнолыжный подъёмник на станции Лизе побил тогда исторический рекорд по наплыву туристов: от желающих увидеть с высоты огромную чёрно-белую фреску на траве не было отбоя.
Ускользающая красота
Сейп не ошибся в прогнозах: его работы не просто восхищали и завораживали зрителей. Сочетание циклопических размеров, добрых сюжетов и недолговечности привлекло к ландшафтным картинам художника пристальное внимание. Эта исчезающая красота требовала запечатления. Широкое использование дронов для съёмки с воздуха сделало своё дело: фотографии и видео картин принесли Сейпу всемирную известность и коммерческий успех. Финансовая независимость позволила ему много путешествовать по свету и реализовывать в самых разных уголках планеты свои проекты.
В 2023 году Сейп был приглашён для участия в торжественном мероприятии по поводу 50-летней годовщины установления дипломатических отношений между Султанатом Омана и Швейцарией. Художник выбрал для создания своей очередной работы площадку рядом с солнечной электростанцией, расположенной в пустыне рядом с городом Ирби.
11 марта он изобразил мальчика, который подводит электрический провод к лампочке. По замыслу художника, «ребёнок, играющий с магией солнечной энергии, символизирует обновление цивилизации, которая теперь должна заново изобрести себя, чтобы продолжать расти, не разрушая планету».
Манифест художника-пацифиста: искусство уничтожает барьеры между людьми
Постепенно оформилось и его кредо: Сейп решил, что своим творчеством будет способствовать объединению людей и их лучшей коммуникации друг с другом.
В 2018 году на Сейпа оказал огромное воздействие миграционный кризис, когда из охваченных войнами и социальными проблемами бедных стран в Европу хлынули потоки беженцев. Новоприбывшие так и не стали своими в новом для себя обществе. И художник на примере любимой Франции увидел, насколько разница в мировоззрении, религии и образе жизни разобщает людей, делает их чужими и нередко враждебными друг другу. Его также повергла в шок идея американских властей построить на границе с Мексикой огромную стену, чтобы препятствовать проникновению мигрантов.
«Я увидел документальный фильм о Дональде Трампе и его проекте строительства стены между Мексикой и США стоимостью 18 миллиардов долларов и впал в оцепенение, - рассказал на одной из встреч с поклонниками его творчества Сейп. – Только представьте на секунду, что можно было бы сделать, используя такие деньги! Я углубился в размышления, говорил с разными людьми и пришёл к простому выводу: если мы хотим создать правильное будущее, мы должны действовать сообща, даже несмотря на то, что мы живём в мире, который нас поляризует».
В Женеве на площади Наций он создал фреску «Все мы!», изобразив руку, подставляющую новую ножку сломанному стулу. Тем самым он выразил солидарность с теми, кто пострадал во время бомбардировок. Художник стремился показать, насколько хрупок и уязвим наш мир, и как легко оборвать жизнь человека в ходе очередного военного конфликта.
Конечно, многие считают Сейпа идеалистом и прекраснодушным мечтателем, но он действительно искренне верит в то, что говорит и делает. Художник задумал и решил реализовать масштабный проект "За стенами", который силой искусства смог бы объединить жителей из разных стран мира.
«Я намерен создать самую большую цепь из соединённых человеческих рук за пределами каких-либо стен, - заявил Сейп журналистам. - Когда я говорю «стена», то имею в виду не только материальные объекты, но и политические, культурные, межрасовые различия – всё, что может разделить людей».
Первый рисунок в рамках проекта Сейп сделал в июне 2019 года на Марсовом поле в Париже. Чтобы он смог без помех приступить к задуманному, великолепный общественный парк, протянувшийся от подножья Эйфелевой башни до Королевской военной школы, на две недели впервые закрыли от посетителей. Ход работы освещали в прессе и на телевидении, а британская «The Guardian» посвятила художнику три первых полосы в течение месяца. Открыла проект «За стенами» мэр Парижа Анн Идальго. Благодаря СМИ фреску на Марсовом поле увидели полмиллиарда человек по всему миру.
Готовясь к проекту «За стенами», Сейп установил камеру на гала-вечере неправительственной организации SOS Méditerannée, куда были приглашены спасатели, моряки, беженцы из Ливии, а также политики, звёзды моды и спорта. Он фотографировал руки людей и сделал в общей сложности около 2000 снимков.
По задумке Сейпа, теперь самые выразительные из них «напрягутся и объединятся в общем усилии за пределами всех стен, которые разделяют людей и запирают нас в ментальном или географическом пространстве». Но все эти стены - всего лишь фиктивные перегородки, которые заставляет исчезнуть воображение художника, способное пробить брешь даже в тех стенах, которые человечество воздвигает по отношению к себе и против себя. Сейп уверен в том, что люди сильны своим различием и уникальностью.
«Сейчас кажется, что у всех нас короткая память, что мы живем в какой-то негативной довоенной атмосфере с экономическим кризисом и людьми, воздвигающими барьеры», — говорит художник, чьи прабабушка и прадедушка во время Второй мировой войны были участниками французского Сопротивления.
На сегодняшний день он сделал примерно половину запланированных работ. Ход проекта Сейп регулярно освещает на своём сайте. Так, например, в Рио-де-Жанейро он создал две гигантские картины размером 825 и 1500 квадратных метров в фавелах Estàcio и на пляже Копакабана.
В 2022 году для перемещения его фрески пришлось даже арендовать баржу. Работа художника прошлась на ней по окрестностям Венеции, а потом прибыла на международную биеннале.
Создав очередные сцепленные руки в Нагасаки, подвергнувшемся в 1945 году американской атомной бомбардировке, художник написал: «Прекратить войну, но какой ценой? Нагасаки — это одновременно эпицентр человеческого безумия и невероятная надежда для переживших бесчеловечность. Моя фреска напоминает, что память – лучший союзник мира».
«Искусство – это универсальный язык, который позволяет людям понимать эмоции друг друга без слов, - считает Сейп. - Нет, я не настолько наивен, чтобы думать, что оно нас спасёт, однако я глубоко верю в то, что искусство вдохновит нас измениться и, возможно, побудит создать более справедливый и безопасный мир, что в итоге послужит всему человечеству. Только вместе мы сможем преодолеть все проблемы».
Творческий и гражданский манифест Сейпа перекликается со знаменитой песней «Imagine» Джона Леннона о воображаемом мире без войн, насилия, разобщённости и зла. И, пожалуй, это тот случай, когда художника хочется только поддержать, несмотря на весь его идеализм. Он действительно делает наше общество человечнее и лучше.
#Saype #Сейп #искусство #рисунки #необычное #мир #художник #самоучка