Всем доброго !
Закончил очередную шкатулку. Хотя и зарекался не использовать глянцевый лак, но идея дизайна требовала именно этот вариант .
Почему сражение? Кто знает, тот сразу поймет, о чём речь . Моя же статья для новичков в декупаже . В процессе работы над проектом я открыл некоторые истины и нашел решения, которые позволят не бояться этого "глянцевого дикого зверя".
В чем сложности с глянцевым лаком ?
Очень долго сохнет. А если и пройдет весь срок застывания , указанный производителем, то сохраняется , присущая только ему , "липкость". Для действительно достойного результата требуется несколько месяцев кропотливой и нудной работы - пару слоёв и шлифовка, снова и снова один и тот же процесс. И это не считая дней ожидания высыхания каждого слоя...
Описание этого процесса я видел во многих статьях "матёрых "декупажников. Но я ни в одной статье ( хотя и благодарен всем, кто делится опытом) не нашёл причин, по которым этот процесс должен происходить именно так. Моя лень, или пытливый ум 🤭, заставили задуматься , как это всё можно упростить без потери качества , и почему так, а не иначе.
Да, в наше технологичное время появились материалы, которые создают похожий эффект и вид от лакировки. К примеру это эпоксидная смола , как в моей недавней работе " Ночь Феи".Но ключевое слово тут, "похожий". Если простому обывателю, далёкому от понятия о материалах дать выбрать из двух одинаковых работ одну, более богатую и красивую, то на интуитивном уровне он выберет лакированную, а не покрытую эпоксидкой. Привычное, оно всегда видно. Согласны? Потому оставим разговор только о лаке.
И так, с чего же всё началось.....
Заготовка шкатулки состояла из двух видов материалов : корпус коробки из березовой фанеры, и накладка из МДФ.
Я пошел обычным декупажным путем -
Коробку покрыл грунтом акриловым и шлифовал до идеально гладкой поверхности, покрасил в цвет . А МДФ накладку, учитывая прошлый опыт, покрыл строительной грунтовкой глубокого проникновения . Это акриловая грунтовка, обычно идёт в концентрате. Я не разбавлял водой, как в рекомендациях . Вот такая -
Осталась после ремонта 🤭. Попутно предупреждение - хотя и не пахнет, но ядрёная до ужаса😱. Одна капля может испортить любую поверхность ! Въедается так, что ни чем не смыть. Потому , работая с ней, подстилаю большой пакет - майку, а потом его выбрасываю сразу.
По опыту это лучший вариант в домашних условиях , чем цапон лак. Результат тоже шикарный - даже после одного покрытия и одной шлифовки смело можно наносить акриловый декупажный грунт или сразу краску - ни один волосок не подымется потом. Но я перестраховщик🤭 , потому покрываю дважды.
Накладку я после этой грунтовки ещё покрыл белым грунтом (нужно было для цветности), а затем покрасил.
Покрыл первым слоем глянцевого лака...
Вот тут и началась вся история.
Фанера , хотя и была ошлифована идеально, проявила структуру и показала рельеф дерева. А накладка из МДФ блестела идеальной зеркальной поверхностью. После второго и третьего слоя лака результат не изменился.
Тут мастера декупажники посмеются и продолжат наносить слой за слоем... А я задумался, почему так?
Проблема в двух вещах. Первое, это плотность и структура материала. Вторая - вытекает из первой и касается грунтования.
Фанера - это фактически два слоя шпона, между которыми слой опилок. Шпон - это тонкий срез с дерева. Само по себе дерево это плотно прилегающие волокна. Акриловая декупажная грунтовка после испарения влаги тот же порошок, как и краска .В итоге мы имеем три слоя пористой поверхности , в которые с удовольствием впитывается лак. И пока его наполнение не достигнет поверхности последнего слоя, мы "зеркальной" лакировки не увидим.
МДФ... Это плотно спрессованная древесная пыль, с добавлением натуральной древесной смолы. Плотность много больше, чем у натуральной древесины . Плюс накладку я покрыл строительной грунтовкой. А особенность этой грунтовки в том, что она создаёт плотную, непроникаемую плёнку и способствует хорошей адгезии последующих материалов.
На основании этого я сделал вывод, что можно уменьшить количество слоев лака на этап впитывания в дерево, если " поставить перегородку" из спец грунта.
Обратите внимание , как гладко сверху на накладке, и как проступает текстура на фанерной боковине :
Значит лучший вариант для фанеры это : слой грунтовки глубокого проникновения ( далее ГГП) - ошкуривание - слой обычной грунтовки ( для сглаживания разных дефектов ) - ошкуривание - слой ГГП. Можно шлифануть. Соответственно краска и лакировка. Это точно уменьшит трудозатраты и время.
Кстати, с картоном то же самое что и в случае с МДФ. Но пропитывал 2-3 раза. Эта ГГП помогла в моей работе со шкатулкой в стиле "веджвудский фарфор". Заготовка шкатулки была из сочетания двп/картон.
Теперь о лаках, которые мне довелось испытать в работе.
Аэрозольный лак под маркой "KUDO".
Его плюсы настолько связаны с недостатками, что сложно однозначно ответить , хороший или нет. Попробую объяснить основываясь на своем опыте.
Плюс в том, что аэрозоль позволяет покрывать слоем лака равномерно . Одновременно минус в том ( 50/50) что перед работой баллон нужно тщательно трясти для смешивания компонентов. Попутно с этим , шарик внутри баллона создаёт пузыри воздуха. Ладно, если маленькие, они при разбрызгивании исчезают в полете. А крупные дают "запинку" струи. Т.е. краткий перерыв. Это создаёт "ямки" и наплывы. Казалось бы, что он должен растекаться равномерно. И тут снова плюс мешается с минусом. Лак очень быстро , буквально за секунды из жидкого становится гелеобразным, а ещё через 10 секунд уже образовывается плёнка отвердевания. От сильного потока воздуха из баллона может затянуть в струю мелкий мусор или пыль. И прикол в том, что вы не успеете за эти секунды убрать попавший мусор. Останется ямка или наплыв от процесса доставания. Так как он уже густеет на первых секундах. В общем очень стрёмный вариант. 50/50. Как повезет.
Следующий вариант , это лак для творчества , но не акриловый. На основе растворителя. Лак финишный от брэнда VISTA -ARTISTA.
Воняет конечно знатно. Но главный его плюс в том, что он уберёт "липкость". Про этот момент отдельно позже.
Он жидкий, как вода. И если у вас поверхность идеально гладкая, то таковой она и останется. Отлично растекается и быстро застывает, потому два раза кистью не проведешь! Это проблема для больших площадей.
Так же выявился странный "кракелюрный" эффект, если этим лаком покрыть поверх акрилового. Появляются как бы насечки, похожие на эффект кракелюра. Они прозрачные и видны только под определенным углом . Так что тут выбор - либо только алкидный лак, либо только акриловый.
Ещё один вариант из обширного выбора акриловых. Взял на пробу, проверить хорошие отзывы. Глянцевый лак от WizzArt.
Застывание на "отлип" быстрое, глянец хороший. "Липкости" не даёт только после тонкого слоя . Я его использовал в работе, как последние три слоя. Но... окончательное отвердевание будет очень долгим. Через день после выкраса в один тонкий слой нажал пальцем и остался четкий отпечаток . Производитель утверждает , что суток хватает...Реально, если вы решитесь на его покупку, стоит отложить работу на минимум неделю, для полного застывания. Хотя и это не факт. Температура и влажность окружающей среды тоже будет влиять.
Как я уже говорил , использовал WizzArt на окончательную лакировку. Два дня выдерживал между слоями. Потом неделю ждал , чтобы лак отвердел окончательно . Но несколько слоёв дали всё ту же "липкость".
Эта неприятная история происходит практически со всеми глянцевыми акриловыми лаками. Даже если они отвердели, поверхность будет тактильно неприятной.
Я причитал много статей и просмотрел много видео на эту тему. Спасибо большое опытным декупажникам, которые делятся своим опытом ❣️(бесплатно).
Единственный вариант , который я решил попробовать, это совет по использованию мебельного воска.
По идее воск втирается в древесину напрямую. Не на лак. Но люди заметили, что это помогает убрать "липкость" с лака любой марки.
Простой прозрачный воск, с эффектом блеска для всех поверхностей .То, что мне было нужно. Взял маленькую баночку 20 грамм. Поверьте , этого хватит на 100500 работ.
Принцип работы прост. Наносим (лучше кистью) на всю поверхность работы. Даем пару часов (я ждал 3-4) отвердеть и закрепиться. Затем мягкой тканью (пользовался обрезками велюра мебельного) натираем до появления блеска. Сразу скажу , что ткань нужно будет менять, так как она забивается лишками. Эффект поразительный👍❣️
Пыль просто скатывается. Тактильно - ощущение дорогого лакированного дерева. А так же шикарный блеск. И ни грамма липкости! Рекомендую !
По поводу всех рекомедаций и советов из статей и видео уроков ( в том числе и моих) выскажу мысль. Это не панацея и не окончательный вердикт, что делать нужно именно так. Ведь согласитесь ,что не всегда мы можем найти материалы такие же как у автора и такого же качества . Да и условия у всех разные, и, как оказывается ,атмосферные тоже влияют на творческий процесс . Принимайте все рекомендации за старт, эксперементируйте, ищите свой путь, который подойдёт именно вам.
Удачи в творчестве , а самое главное , здоровья . Берегите себя и своих близких ❣️