Сегодня у меня в гостях герои комедии дель арте или комедии масок. Это вид народного, площадного и уличного театра, спектакли которого были импровизацией на заданную сценарием тему, с участием актёров, одетых в маски. Большую популярность этот вид сценического искусства получил в Италии и Франции
Постоянного репертуара в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема. По ходу спектакля, представление наполнялось живыми репликами в зависимости от состава и настроения зрителей. Количество масок персонажей в комедии очень велико (всего их насчитывается более ста), но большую популярность получили Коломбина, Арлекин и Пьеро, разыгрывающие различные сюжеты любовного треугольника
Коломбина - остроумная, находчивая служанка. Любит Арлекина, вместе с которым потешается над наивным Пьеро, ухаживание которого, она иногда все же принимает. Обычно одета в красивое пышное платье, иногда из заплат ромбов. Арлекин, Арлеккино - самый известный комический слуга в комедии дель Арте, одет в обязательный клетчатый костюм. У Арлекина роль беззаботного, ловкого и проницательного слуги, часто действующего против своего хозяина. Любит Коломбину, но не упускает возможность подшутить и над ней
Полная противоположность Арлекину - печальный клоун Пьеро, тоскующий от любви к Коломбине, которая обычно разбивает ему сердце и оставляет ради Арлекина. Традиционный костюм Пьеро - широкие белые панталоны, белая рубашка с большими пуговицами и горгерой (круглым гофрированным воротником из накрахмаленной ткани или кружев, плотно охватывающий шею)
Художников привлекала тема бродячих комедиантов: образы веселого Арлекина, его бойкой подруги Коломбины и печального Пьеро стали очень популярными и у скульпторов малых пластических форм. На мой взгляд, самые высокохудожественные работы, посвященные комедиантам, были созданы на европейских мануфактурах, в частности Мейсенской. А один из лучших авторов - выдающийся художник, скульптор-модельер по фарфору Иоганн Иоахим Кендлер (1706-1775). В течение сорока двух лет (1733—1775) возглавлял модельную мастерскую Майсенской фарфоровой мануфактуры. Его произведения оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора. Работы Кендлера воссоздаются и в наше время
Типажи Арлекина, Коломбины, Пьеро и других героев комедии дель арте не характерны для русского искусства. Буквально пара примеров: Пьеро, поэт влюбленный в Мальвину (подобие Коломбины) присутствует в книге Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”
Балет-пантомима "Карнавал", поставленный в 1910 году по собственному сценарию Михаилом Фокиным и приобретенный Дягилевым для "Русских сезонов". Сюжет представляет собой комедию дель арте в которой участвуют Коломбина, Арлекин, Пьеро, Флорестан, Эстрелла, Панталон и другие
Персонажи комедии редки для нашего декоративного искусства и фарфора, я нашла мало таких примеров. По моему мнению, они проигрывают европейских образам, не наш конек. Хотя кое-что интересное без сомнения есть. А вы как думаете?
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!