Найти тему

"Москва слезам не верит".Почему такие дурацкие судьбы?

Оглавление

Посмотрим фильм глазами психолога и перестанем заблуждаться.

Кадр из фильма (фото из открытого Интернета)
Кадр из фильма (фото из открытого Интернета)

«Помотала жизнь, сложная судьба, какой неудачный муж попался, ничего на работе не получается, как будто назло мне всё делают…» - очень знакомые и горькие фразы, вызывающие сочувствие. И правда может сглазили? На самом деле в каждом из нас изначально присутствуют предпосылки к тем или иным событиям и жизненному укладу. И это не вопрос колдовства и любой эзотерики, а прежде всего психологии. Очень хорошо на примере фильма «Москва слезам не верит» видно как складываются судьбы героев, с определенными характерами и особенностями. В этом материале разберу нескольких персонажей отличного фильма своего времени.

Хоккеист Гурин.

Кадр из фильма. Фото из открытого Интернета.
Кадр из фильма. Фото из открытого Интернета.

В фильме он спивается, разрушает свою семейную и профессиональную жизнь. По официальной версии из-за большой популярности Гурин часто попадает на застолья и, в силу природной застенчивости, не может отказать почитателям своего спортивного таланта. В то же время, рядом с ним жена, которая с самого начала фильма стремится не упустить своего и получать все сразу и только самое лучшее.

Увы, предрасположенность к аддикции (зависимости и зависимому поведению) у замечательного спортсмена была изначально. Мы это видим по нескольким индикаторам: он не умеет отказывать, отстаивая свои желания и интересы, а также сам выбирает очевидно доминирующую и эгоцентричную женщину, позиция при которой всегда будет номер два. Тут можно только фантазировать, но видимо и в спорте он привык полностью полагаться на волю тренера или существующие обстоятельства (возможно он думал так: «чтобы мной были довольны – необходимо забить шайбу и выиграть кубок»), с самого начала не вполне ощущая и реализуя свои собственные желания, переживания и потребности. Жизнь такой личности часто, увы, может протекать именно с зависимостью или с созависимыми отношениями. Алкоголь или любой другой стимулятор заглушает тревогу, а партнёр берёт на себя ответственность и ведущую роль, закрывая попутно какие-то свои потребности. У Гурина в итоге и то, и другое. Любопытно, кстати, что в фильме вырезали финальный эпизод с его очередным срывом в алкоголизм, чтобы оставить зрителям надежду на более оптимистичный исход.

Оператор Родион Рачков.

Кадр из фильма. Фото из открытого Интернета.
Кадр из фильма. Фото из открытого Интернета.

«Всю жизнь не живу, а как будто черновик пишу…». Такой мужик вроде видный и оператор в Останкино, а судьба как-то не сложилась. И женат был дважды, а в итоге, как он сам считает, ни семьи, ни работы, ни друзей.

Может Катерина его прокляла, когда он её с ребёнком оставил?

Логичнее здесь задать вопрос почему он так поступил и что вообще за человек Родион Рачков, который сам построил себе такую жизнь.

И здесь, из тех эпизодов, которые мы видим в фильме, можно сделать вывод об огромном акценте на его Я. Мама Родиона и он, вслед за ней, считает, что всегда должен получать лучшее: например, образование оператора и место на телевидении в середине XX века – это супер престижно и интересно. Позвать в гости девушку можно только из профессорской высотки и принять её только с лучшей сервировкой стола. Что же плохого? Вроде здорово, когда есть высокие цели и умение их достигать. Проблема всегда кроется в том, что в тени и внутри нас. Почему практически не выносимым оказывается переживание любой трудности, неожиданного поворота и неурядицы? Катя не профессорская дочь и беременна от Родиона вне брака? Почему сразу кажется, что это не любовь и несерьёзные отношения? Почему даже не вместе, а как будто от имени Родиона общается с беременной Катей его мать?

В каждом таком эпизоде видно, что он и его семья как будто жирно-жирно зачеркивают невыносимое (потому что не идеальное) событие, может быть даже с усталым вздохом вырывают страницу. И вот, Родион снова в белом, за идеально накрытым столом и загадочно улыбается навстречу судьбе. Перевалив за сорок, он вдруг стал задумываться, что так не может продолжаться вечно.

Основной смысл моих рассуждений и фантазий вокруг жизни киногероев – в ответственности каждого из нас за свою судьбу, потому что безусловно мы не выбираем те или иные события, но мощно влияем на них, где-то отчасти конструируем или буквально притягиваем их своими особенностями. Если интересны ещё герои из этого фильма или каких-либо других произведений через мою профессиональную оптику – напишите, пожалуйста, в комментариях.