Посмотрим фильм глазами психолога и перестанем заблуждаться.
«Помотала жизнь, сложная судьба, какой неудачный муж попался, ничего на работе не получается, как будто назло мне всё делают…» - очень знакомые и горькие фразы, вызывающие сочувствие. И правда может сглазили? На самом деле в каждом из нас изначально присутствуют предпосылки к тем или иным событиям и жизненному укладу. И это не вопрос колдовства и любой эзотерики, а прежде всего психологии. Очень хорошо на примере фильма «Москва слезам не верит» видно как складываются судьбы героев, с определенными характерами и особенностями. В этом материале разберу нескольких персонажей отличного фильма своего времени.
Хоккеист Гурин.
В фильме он спивается, разрушает свою семейную и профессиональную жизнь. По официальной версии из-за большой популярности Гурин часто попадает на застолья и, в силу природной застенчивости, не может отказать почитателям своего спортивного таланта. В то же время, рядом с ним жена, которая с самого начала фильма стремится не упустить своего и получать все сразу и только самое лучшее.
Увы, предрасположенность к аддикции (зависимости и зависимому поведению) у замечательного спортсмена была изначально. Мы это видим по нескольким индикаторам: он не умеет отказывать, отстаивая свои желания и интересы, а также сам выбирает очевидно доминирующую и эгоцентричную женщину, позиция при которой всегда будет номер два. Тут можно только фантазировать, но видимо и в спорте он привык полностью полагаться на волю тренера или существующие обстоятельства (возможно он думал так: «чтобы мной были довольны – необходимо забить шайбу и выиграть кубок»), с самого начала не вполне ощущая и реализуя свои собственные желания, переживания и потребности. Жизнь такой личности часто, увы, может протекать именно с зависимостью или с созависимыми отношениями. Алкоголь или любой другой стимулятор заглушает тревогу, а партнёр берёт на себя ответственность и ведущую роль, закрывая попутно какие-то свои потребности. У Гурина в итоге и то, и другое. Любопытно, кстати, что в фильме вырезали финальный эпизод с его очередным срывом в алкоголизм, чтобы оставить зрителям надежду на более оптимистичный исход.
Оператор Родион Рачков.
«Всю жизнь не живу, а как будто черновик пишу…». Такой мужик вроде видный и оператор в Останкино, а судьба как-то не сложилась. И женат был дважды, а в итоге, как он сам считает, ни семьи, ни работы, ни друзей.
Может Катерина его прокляла, когда он её с ребёнком оставил?
Логичнее здесь задать вопрос почему он так поступил и что вообще за человек Родион Рачков, который сам построил себе такую жизнь.
И здесь, из тех эпизодов, которые мы видим в фильме, можно сделать вывод об огромном акценте на его Я. Мама Родиона и он, вслед за ней, считает, что всегда должен получать лучшее: например, образование оператора и место на телевидении в середине XX века – это супер престижно и интересно. Позвать в гости девушку можно только из профессорской высотки и принять её только с лучшей сервировкой стола. Что же плохого? Вроде здорово, когда есть высокие цели и умение их достигать. Проблема всегда кроется в том, что в тени и внутри нас. Почему практически не выносимым оказывается переживание любой трудности, неожиданного поворота и неурядицы? Катя не профессорская дочь и беременна от Родиона вне брака? Почему сразу кажется, что это не любовь и несерьёзные отношения? Почему даже не вместе, а как будто от имени Родиона общается с беременной Катей его мать?
В каждом таком эпизоде видно, что он и его семья как будто жирно-жирно зачеркивают невыносимое (потому что не идеальное) событие, может быть даже с усталым вздохом вырывают страницу. И вот, Родион снова в белом, за идеально накрытым столом и загадочно улыбается навстречу судьбе. Перевалив за сорок, он вдруг стал задумываться, что так не может продолжаться вечно.
Основной смысл моих рассуждений и фантазий вокруг жизни киногероев – в ответственности каждого из нас за свою судьбу, потому что безусловно мы не выбираем те или иные события, но мощно влияем на них, где-то отчасти конструируем или буквально притягиваем их своими особенностями. Если интересны ещё герои из этого фильма или каких-либо других произведений через мою профессиональную оптику – напишите, пожалуйста, в комментариях.