Лекция 1. Основные понятия, предмет и система
дисциплины.
Вопрос 1. Правоохранительные органы – понятие, признаки и функции.
В современной юридической литературе понятие «право-охранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или не государственные институты к ним следует относить, а какие не следует).
В действующем законодательстве эта проблема так и не разрешена.
Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительной деятельности, которое в теории права давно определено.
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Содержание правоохранительной деятельности можно раскрыть через основные признаки.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
1. Осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);
2. Строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.);
3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)
5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.Раскрывается это понятие также через основные признаки.
Признаки правоохранительных органов:
1.Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др.)
2.Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административ-
ной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.)
3.Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.
4.Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
В юридической литературе до настоящего времени вопросам сущности и разграничения понятий правоохранительные органы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно внимания.
Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить правоохранительные органы на государственные и негосударственные.
Государственные правоохранительные органы:
- прокуратура;
- органы внутренних дел;
- органы юстиции;
- органы обеспечения безопасности;
- таможенные органы;
- налоговые органы и др.
Многие правоведы не относят суды к правоохранительным органам. Поэтому некоторые авторы в связи с этим издают данный учебный курс под названием «Суд и правоохранительные органы».
Негосударственные правоохранительные органы:
- адвокатура;
- третейские суды;
- частные детективные и охранные предприятия и др.
Основные функции правоохранительных органов:
- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);
- осуществление правосудия (суды);
- прокурорский надзор (прокуратура);
- расследование преступлений (органы предварительного рас-
следования);
- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);
- исполнение судебных решений (судебные приставы);
- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и др.);
- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);
- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);
- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими.
Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший. Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам.
Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписанные государством функции определяют соответствующие полномочия.
По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.
Следует определить еще одно понятие, которое созвучно
термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система». Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы или правоохранительная деятельность по отдельности. Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные институты.
Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохранительных органов.