Найти тему
Учительская

Как становятся суперолимпиадниками?

Олимпиадный туризм, репортаж про секреты олимпиадников, интервью чемпионов по количеству олимпиад – все эти работы школьники подготовили специально для конкурса олимпиадного творчества «КОТ», который в 2022-2023 году Центр педагогического мастерства провел впервые. В онлайн-ресурсах школ ребята рассказывали о своем олимпиадном пути, делились советами для подготовки и объясняли сверстникам преимущества участия в олимпиадном движении. В этом материале мы собрали самые творческие работы, которые помогут стать настоящим олимпиадником – например, узнать, как вести олимпиадный распорядок дня, или увидеть специальные задания от школьников. Читайте, запоминайте и вдохновляйтесь участвовать во втором сезоне конкурса. Заявку можно подать уже сейчас на сайте ЦПМ!

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Олимпиадный бум

Издание: Газета «Контакт!» школы №1259

Номинация: Лучший материал об олимпиадах

В связи с завершением сезона олимпиад «Контакт!» публикует подборку авторских материалов о том, как готовиться к олимпиадам, какими качествами обладает опытный олимпиадник и какие возможности, кроме супер­зна­ний, открывает перед учащимся олимпиада.

Часть 1. Олимпиадный туризм

Автором этого термина («олимпиадный туризм») можно считать выпускника нашей школы Максима Медведева. Максим в 10-11‑х классах активно участвовал в олимпиадном движении и, в частности, добился самого большого успеха среди всех учеников нашей школы – стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по химии. Благодаря чему, кстати, без экзаменов поступил на престижнейший факультет фундаментальной медицины в МГУ. Кроме того, в период активного участия в многочисленных олимпиадах Максим много путешествовал по стране (олимпиады проходят в самых разных городах) и неожиданно открыл для себя прелесть сочетания участия в олимпиаде с поездкой в другой город. Вот так и сложился термин «олимпиадный туризм», который сам Максим определяет как «путешествие по городам России с первоначальной целью написать олимпиаду и дополнительной целью посмотреть город». Подробности своего способа познания России Максим Медведев рассказал в интервью Алине Кунц.

– Максим, как много в олимпиадном туризме от туризма и как много от олимпиады? Иными словами, что первично?

– На самом деле у тебя не всегда есть выбор. Финалы многих олимпиад первого и второго уровня проходят не в Москве. И если ты прошел в финал, то ты обязан ехать в другой город. Иногда есть выбор: можно поехать в Питер, а можно в Тверь или Пермь. И ты, например, сознательно выбираешь Питер с целью написать олимпиаду и потом еще один-два дня побыть в городе. Тем самым ты путешествуешь по городам России. Но все же олимпиада первична.

– Как в твоей жизни это произошло?

– Самая первая моя выездная олимпиада, которую я писал не в Москве, была в 10‑м классе в Санкт-Петербурге. Отбор проходил в Москве, а финал – в СПбГУ. Я решил поехать, и мама мне предложила: «Раз уж ты едешь, оставайся там еще на пару дней, отдохнешь, посмотришь город». Так и получилось: в первый день с утра я написал олимпиаду, и у меня осталось два дня на «погулять». И мне понравился такой формат: ты вроде приезжаешь по делу, но при этом у тебя есть свободное время. Ты в другом городе, сам по себе, и в этом городе есть что посмотреть. Я в день по 30-40 тысяч шагов проходил. Встретился с друзьями, которых никогда в жизни не видел – мы четыре года только в сети общались. А дальше так и пошло: если был выбор – написать олимпиаду в Москве или куда-то поехать, то я выбирал «поехать», только если это стоило не 100 тысяч рублей. В итоге я так съездил в Питер два раза, в Казань, в Пермь, в Тверь и куда-то еще.

– Максим, в этом году ты уже учишься в МГУ, а в школе теперь сам преподаешь олимпиадную химию. Ты и учеников приучаешь к олимпиадному туризму?

– Да, мы с ребятами уже сделали две поездки в этом году. Я свозил их на олимпиады по химии в Тверь и в Пермь. Курьезный случай у нас вышел во время поездки в Пермь в декабре 2020 года. Мы приехали вечером в аэропорт Шереметьево (нас было четверо), рассчитали время, чтобы успеть на посадку, и пошли пить чай. Вернулись – у стойки никого нет. Оказывается, посадка закончилась. А я ответственный за ребят. Что делать? Пошел решать проблемы. Пришлось покупать билеты на утренний рейс следующего дня. Помимо этого пришлось искать отель рядом с аэропортом, чтобы не ехать домой, а еще дозвониться в Пермь и договориться с организаторами олимпиады, чтобы ребятам разрешили позже начать писать. В итоге нам разрешили. Мы переночевали в «Новотеле» в Шереметьево и рано утром улетели.

– Как вообще научить побеждать в олимпиадах? В какой город надо съездить для этого?

– Я старался писать все возможные олимпиады. Чем больше ты напишешь, тем больше у тебя опыта, тем больше ты знаешь. Например, ребята в этом году первый раз ездили на олимпиаду в другой город. Может быть, они ничего пока и не выиграют, но главное – у них будет опыт.

Часть 2. Лиза Ефимкина – чемпион по количеству участия в олимпиадах

Лиза очень редко ходит в школу, но при этом ей удается максимально хорошо учиться и участвовать в огромном количестве олимпиад. Вот что рассказывает о своем даре Марии Дюковой:

– Я с начальной школы любила участвовать во всяких конкурсах. Думаю, все помнят «Русского медвежонка» или «Британского бульдога» (названия олимпиад по русскому и английскому языкам). Где-то выигрывала, что, конечно, радовало. Как говорят психологи, положительное подкрепление очень важно, чтобы продолжать чем-то заниматься. К тому же я всю школьную жизнь была отличницей, на обычных уроках мне часто было скучно, а конкурсы помогали мне почувствовать, что мир за пределами школьной программы тоже существует. Честно говоря, я участвовала в таком большом количестве олимпиад, что даже и не вспомню: ВсОШ, «Высшая Проба», «Ломоносов», Турнир Ломоносова, олимпиады СПбГУ, РГГУ, Плехановская…

– При этом я довольно критичный к себе человек и должна отметить, что, хотя в олимпиадном мире я достаточно давно, значительных успехов не добилась. Что я имею в виду? Значительный успех для меня – это проход на Всерос (так называют заключительный этап ВсОШ). Несколько раз я была очень близка к этому, но чего-то не хватало… Олимпиады помогают в жизни, так как расширяют кругозор, дисциплинируют, делают твой круг общения разнообразнее.

– В олимпиадах, как мне кажется, важно сочетать самостоятельную подготовку и курсы / выездные школы. Но в целом победить можно даже с самостоятельной подготовкой, если заниматься регулярно, усердно и по нужным материалам. В первую очередь нужно прорешивать варианты прошлых лет, читать рекомендуемую литературу. А также полезно расширять свой кругозор. Например, в олимпиадах по обществознанию очень важно смотреть политические, экономические и социальные новости, запоминать формулировки, события, предложенные решения и так далее. А в русском полезным может стать чтение словарей – от этимологического до словаря фразеологизмов.

– Когда я занималась олимпиадами серьезно, то подготовка отнимала очень много времени. В каникулы – сборы и выездные школы, в обычные дни – бот после школы, чтение необходимой литературы, посещение лекций в сборной. Поэтому очень важно выбрать тот предмет, который будет вам реально нравиться. Иначе велик шанс потерять интерес к учебе в целом. И главный совет: пробуйте себя везде, во всех олимпиадах! Никогда не знаешь, где «выстрелит».

Часть 3. Как Маша Осипова выиграла олимпиады по шести предметам

Участие во всевозможных олимпиадах – одно из главных увлечений Маши. Она участвует во всех олимпиадах, которые только найдет на просторах Интернета, но Всероссийская олимпиада школьников является ее коньком. В позапрошлом году Маша выиграла шесть(!) муниципальных этапов ВсОШ: по биологии, английскому, географии, китайскому, русскому и технологии. На расспросы Дианы Скрижалиной отвечает, особой методики у нее нет. Она участвует везде, где можно, а если проходит дальше, то начинает решать задачи прошлых лет.

– К олимпиадам я обычно готовлюсь за 1-2 дня до самого тура, что, конечно, не очень правильно, ведь по большей части рассчитываю на свой ум. Однако в следующем году хочу более ответственно подходить к подготовке и готовиться хотя бы за пару недель до начала, – рассказывает ученица.

Олимпиадные задачи Маша решает аж с третьего класса из-за постоянных разговоров о том, что «грамоты везде пригодятся», но о действительной пользе и привилегиях от олимпиад (речь идет о льготах при поступлении в университеты) узнала только сейчас. Маша также рассказала, что для нее олимпиада по русскому языку была самой сложной. Большинство заданий в олимпиаде совершенно не связаны с обычными знаниями грамматики, пунктуации или орфографии. Вместо них – задания со словообразованием, этимологией, фонетикой слов, а также с переводом со старославянского и даже литовского!

А вот главные советы от Маши для будущих олимпиадников:

1) если хочешь победить – надо готовиться, в том числе на специальных курсах;

2) обязательно прорабатывать все-все-все, где ты хоть раз ошибся!

Как меня изменил олимпиадный мир, или Мой опыт участия во ВсОШ

Издание: Блог в Дзене, школа №1862

Формат: Личный блог

Номинация: История олимпиадника

Приобрести навык самообразования? Полезно проявить свое упорство? Воспитать в себе волю? Научиться достигать? Перестроить мышление на абстрактно-логический уровень? С ВсОШ – легко.

Наталья ГЛАДКАЯ:

– С самого детства я имею широкий спектр интересов и увлечений. Мама часто вспоминает историю, как я маленькая, лет шести, вязала с бабушкой и говорю ей: «Бабуль, ну за что бы я ни взялась – все получается!» Причем никакого шедевра особенно не получалось. Так что с таким настроем я иду с самого детства! Всю жизнь меня тянуло к творчеству, к развитию. Уроки делала всегда с удовольствием, обожала, когда мама со мной занималась, и просила ее дать мне новые задания.

Сейчас мои интересы – это история искусств, культура, киноискусство, журналистика, исследования в области памяти и педагогики. Я много рисую, читаю, люблю погружаться в новую информацию, вести рассуждения, мыслить, занимаюсь йогой. Люблю философию, эта наука тоже развивает мое мышление.

В сентябре 2022 года я начала свой олимпиадный путь достаточно спонтанно для себя. Классе в 9‑м я и подумать не могла, что пройду на региональный уровень ВсОШ по трем предметам, которые изучаю от силы полгода-год. В 10‑м классе я решила, что хочу стать искусствоведом, начала интересоваться историей искусств, подписывалась на разные паблики по этой теме. Тогда Всерос в моем представлении был чем-то вроде межгалактической олимпиады для детей с IQ 150+. Поразмыслив, я решила, что это может стать моим последним шансом, да и даже без диплома я в любом случае обзаведусь знаниями к вступительным испытаниям и получу базовые знания по мировой художественной культуре. Уже тогда я морально подготовила себя к сложному, упорному, старательному труду, который совсем скоро начал давать свои плоды.

Вы даже представить себе не можете мои эмоции, когда я узнала, что вышла на региональный уровень по всем предметам, которые писала! У меня появилось еще больше сил на новые свершения, чем было затрачено. Тут началась уже серьезная подготовка к региону, к самому важному этапу олимпиады. Сейчас за моими плечами регион по МХК – 115/200 «призер», по истории (результаты на момент написания неизвестны), а впереди – по литературе, так что это рассказ от олимпиадника, который еще в пути.

Я уже погрузилась в олимпиадный мир и могу сказать, что для меня это намного больше, чем способ успешного поступления. Это возможность применить свои знания, свои умения, свои навыки анализирования. А также возможность проверить себя на прочность, ведь олимпиады – это большой труд, и неудача весит много. Это идеальная возможность пробовать разные виды деятельности, развивать свои задатки, найти свою главную струну жизни, создать пару «я – дело». Мне как художнику очень важно быть во что-то погруженной, реализовывать себя, иметь признание в обществе и быть ему полезной, так что олимпиады положили начало моей реализации.

Вы должны любить свои предметы, должны быть готовы посвятить очень много своего времени их изучению. Поверьте, это весьма интересно, ведь сейчас информация везде и повсюду, есть куча документальных книг, вебинаров, сайтов, где все, что нужно, уже по полочкам. Посмотрите свое экранное время в телефоне. Сколько там часов в соцсетях? Шесть или восемь? Вы тратите их и так за просмотром информации, но совсем ненужной, ваш мозг вырабатывает легкий дофамин, который вредит психике и способствует эмоциональному истощению. Чем больше вы серфите Интернет, тем больше запасов гормонов радости вы тратите.

Попробуйте хотя бы несколько дней заменить 6 часов соцсетей на 6 часов просмотра тех же документалок, сложных фильмов, чтения чего-то интересного для себя. Замените легкую информацию на сложную, и вы станете зависимым от этого так же, как от Тик-Тока. Сидя в Тик-Токе, вы не поймете ничего полезного, это обычный тайм-киллер. Начните воспитание своей воли хотя бы с отказа от подобных зависимостей. Развивайтесь, тренируйте себя и свой мозг, читайте классику, будьте убеждены, что вы умный и талантливый, не отступайте перед первой неудачей – и успех неминуем! Никогда не поздно обратить на себя пристальное внимание.

Шевели мозгами!

Издание: Газета «Газеточка» школы №1416

Формат: Задания для олимпиады

Номинация: Материал для подготовки к олимпиадам

Надежда Безгина пишет: «Я люблю литературу и уже несколько лет участвую в олимпиадах. Мне встречалось много разных заданий, некоторые из них были интересные, некоторые, мягко говоря, странные, а некоторые надолго запомнились. Я человек творческий, пишу произведения, люблю продумывать сюжетные линии. И я решила сама составить задания, которые можно было бы использовать в олимпиаде по литературе. Считаю, что это интересный опыт, когда ровесники составляют вопросы для ровесников или для ребят, которые помладше».

  1. Узнай героя по описанию:

1) Военный человек лет 50, без семьи. Легко находит общий язык со всеми, даже со своими подчиненными. Провел 10 лет на боевом посту в Чечне. Долго служил на Кавказе.

2) Сирота, живет у родственников. Один из главных героев из-за нее проигрывает большую сумму денег. Ее имя часто использовалось в произведениях конца XVIII – начала XIX века.

3) Военный, ссорится с главным героем из-за девушки, совершает несколько предательств.

4) По мере развития сюжета теряет всю свою власть и имущество. Очень скверный, тяжелый характер. Любит играть в карты.

  1. Определи литературное направление по фрагменту текста:

1) Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

2) Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно, теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен…

3) Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно.

  1. По вашему мнению, каких героев из каких произведений можно поменять местами, чтобы сюжет пошел в другую сторону, при каких условиях произведение имело бы счастливый конец?

Елизавета МАЙДАНОВА, участники Конкурса олимпиадного творчества,

Диляра ЯКУБОВА (фото)

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».