- Слава, у меня радость!
- Говори, - весело ответил молодой муж, наворачивая борщ.
- У нас будет ребенок. Вот!
- Прекрасно! Мы же этого и хотели. Все же уже давно в браке, мама раз сто спрашивала, когда же появится на свет наша радость.
Слава и Наташа жили в браке почти 6 лет. Жили в однокомнатной квартире Наташи. Квартира большая, просторная, в центре. Очень удобно добираться на работу, да и за съем, как многие молодые семьи, не платят, от родителей не зависят.
Сначала пара хотела пожить для себя, теперь «дозрели» до малыша. В положенный срок на свет появилась дочка. Слава сразу сказал:
- Нууу, я мальчика хочу, наследника.
- Какое королевство передавать будешь? – насмешливо ответила теща. – У тебя даже квартиры нет, машину и то в браке купил. А уже – наследника. Дочка тоже хорошо.
-Конечно, хорошо. Но мальчика тоже надо. Позднее сходим за ним.
Беспокойно было в однокомнатной квартире с ребенком. Наташа, чтобы дать поспать мужу перед работой, уходила на диванчик на кухню с дочкой. Или Слава там засыпал.
Дочка подросла, скоро в садик, стало полегче, и Наташа грустно сообщила:
- Слава, у меня новость. Я опять жду ребенка.
В этот раз супруг помолчал, а потом сказал:
- Надо квартиру увеличивать. Вчетвером в однокомнатной – тесновато.
- Откуда деньги?
- Продадим однушку, возьмем ипотеку. Погасим за счет маткапитала.
- Нам не дадут ипотеку, пока я в декрете.
- Значит, раньше выйдешь из декрета. Хорошо бы сын родился.
Действительно, сын появился в срок. В садик Наташа отдала его в полтора года и вышла на работу. Однокомнатную квартиру выставила на продажу, получили одобрение по ипотеке, подобрали трехкомнатную. Тут и покупатель нашелся.
Продала Наташа свою квартиру за 3,1 миллиона. Трехкомнатную, больше 100 кв.м., купили за 4,5 миллиона. Добавили свои деньги, а 700 тысяч взяли ипотекой.
Сделки провели быстро. Квартиру покупали в мае 2013 года. В договоре прописали: квартира покупается в совместную долевую собственность, по ½ доли на каждого.
Начали платить ипотеку, оформили погашение части материнским капиталом. И долг перед банком был всего около 300 тысяч рублей, которые внесли достаточно быстро.
В трехкомнатной квартире было хорошо. У детей своя комната, у Наташи со Славой спальня, и зал есть.
- Славка, тут есть где развернуться,- радовалась Наташа.
- Дааа, теперь только мебель надо нормальную прикупить.
Дети носились из комнаты в комнату, просто ошалев от простора.
Первое время они обустраивались, наслаждались. Обросли мебелью, обжились. Прошло почти 7 лет.
Дети ходили в школу, супруги работали. И все более отдалялись друг от друга. Наталья с горечью жаловалась подруге:
- Славка то у родителей, то на рыбалке, вообще не общаемся. Живем как соседи. Я детьми занимаюсь, я дом веду, а он как в гости приходит. И денег почти не дает.
- У него точно никого нет?
- Говорят, жена должна чувствовать, а я вообще ничего не чувствую. Не знаю.
Вскоре незнание было ликвидировано, Слава сказал:
- Наташа, я тебя люблю, и детей люблю. Но Лену я тоже люблю. Я не могу выбрать.
Наташа поплакала. Слава то приходил, то уходил. В конце концов она собрала свои разбитые чувства, взяла себя в руки, и сказала:
- Хватит издеваться, уходи. Квартиру, надеюсь, детям оставишь и мне. Я вложила однокомнатную, детский материнский капитал. А ты начинай заново, с новой любовью.
- С чего это я должен оставить? Квартира пополам, как и записана. У нее нет жилья, на съем идти не хочу. Я новую куплю. Или долю выкупай, или продаем квартиру, делим деньги и разбегаемся.
Наталья смотрела на пока еще мужа:
- Слава, но здесь же большая часть денег с продажи моей квартиры.
- Раньше надо было думать. Могла бы и оформить как свой личный вклад. А теперь – все пополам.
Наталья выставила Славу, а сама подала в суд на развод и раздел совместно нажитого имущества.
- Я в квартиру вложила однокомнатную, 3,1 миллиона. Поэтому прошу определить мне большую долю. Детям выделить долю в соответствии с материнским капиталом. Супругу - остаток. А так как его доля маленькая, предлагаю заменить ее денежной суммой. согласно оценке по рыночной стоимости.
Вячеслав возражал:
- Ну уж нет. Мы в договоре прописали что квартира – по ½ каждому. Так и должно быть. Ну и что, что она продала квартиру. Мы договорились, что будет пополам. Детям доли вообще ни к чему выделять. Пусть мама дарит свою, и уменьшает ее. В одном из пунктов договора четко указано, что деньги внесены мной и Натальей. Нигде не прописано, что она внесла свои личные средства от квартиры. Иного соглашения о разделе имущества я подписывать не намерен.
-Детям доли обязательно надо выделить, или материнский капитал придется возвращать. Мы оба подписывали нотариальное соглашение об этом.
Суд первой инстанции согласился с Вячеславом: стороны сами определили доли в квартире, подписали договор, поэтому все правомерно. Договор заключен в 2013 году. А нотариальное заверение раздела имущества стало обязательным с 2015 года (Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ ) . То есть до этого времени достаточно было в договоре указать доли, и это считается добровольным соглашение о разделе имущества. Так что выделить доли детям по 9/400 каждому, остальное – пополам между Вячеславом и Натальей.
Наталья начала обжаловать. Апелляция согласилась с решением, а вот кассационная инстанция отменила все и сказала:
судами не приведено доказательств, подтверждающих, что между супругами было достигнуто соглашение о разделе совместно нажитого имущества, а договор купли-продажи жилого помещения таким соглашением о разделе общего имущества супругов не является, поскольку представляет собой сделку, имеющую самостоятельное правовое регулирование, не содержит соглашения о разделе имущества супругов.
Тут уже Вячеслав обжаловал. И дело дошло до Верховного суда., который отменил решение кассационной инстанции, и заявил, что апелляция и районный суд были правы. Все делим пополам, ну, после выделения долей детям. Вот если бы они такой договор заключили после мая 2015 года, то тогда кассационная инстанция была бы права. А тут – нет, не права.
Наташа плакала:
- Ну как же так, я вложила однокомнатную квартиру, большую часть денег, а осталась с долей меньше половины квартиры. Какую глупость я сделала. Хотя бы прописала долю пропорционально вложенным деньгам. Намекала же мне риелтор. Но я, вся влюбленная, всю жизнь вместе, все пополам. Вот обеспечиваю жизнь посторонней женщине.
Слава позвонил:
- Квартиру продать сложно, так как доли у несовершеннолетних. Ты выкупай мою долю или я выставлю ее на продажу и окажешься в коммуналке.
Наталья подала документы на кредит, для выкупа доли у мужа.
*имена взяьы произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Определение Верховного суда РФ от 27.06.2023 по делу № 11-КГ23-6-К6
Берегите себя и своих близких. И правильно оформляйте документы.