Найти тему
БеларусьGO

Путешествие по городам Беларуси: Жодино.

Про Минск рассказано много историй, все про него знают. Но не одним же Минском славится прекрасная Беларусь. Как насчет БЕЛАЗа, про который я думаю слышали все, но не многие знают, где родина того самого БЕЛАЗа, а именно город Жодино. Один из ближайших городов Минска. Но который не относится ни к одному из районов Минской области. Так как создание самого города начинается с создания самого БЕЛАЗа, т.е. БЕЛАЗ - градообразующее предприятие. Но не значит, что до здесь ничего не было и сегодня мы углубимся в историю этого прекрасного города, которому в этом году стукнуло 60 лет. Кстати с этой статьи мы начинаем наш цикл рассказов о городах Беларуси под названием "Путешествие по городам Беларуси". Приятного прочтения.

Табличка при въезде в город
Табличка при въезде в город

Жодино вчера
О возникновении Жодино существует несколько легенд.
Одна из таких легенд говорит, что во время Отечественной войны 1812 года некий французский генерал де Жодинэ отпустил на волю пять пленных солдат русской армии, которые основали на этом месте поселение, и назвали его Жодино - в память о добром генерале.
Другая легенда рассказывает, что когда наполеоновская армия отступала, много французов было ранено. Одного из этих несчастных, по имени Жордэн, приютил местный крестьянин и выходил его. Поправившись, Жордэн полюбил местную девушку и остался здесь навсегда, а поселение стали называть Жодэн, а потом и Жодин.
По третьей версии Жодино начинается с будки путевого обходчика Жодина, который поселился здесь после строительства в 1871 году железной дороги Брест - Москва.
Так рассказывают о возникновении Жодино легенды. Вам какая больше понравилась?
НО… История города Жодино начинается в древности, с возникновения поселения на месте современного города. Своё название город Жодино берёт от небольшой реки Жодинка, название которой происходит от слова панского происхождения «Жодис», означающего «Слово». Таким образом название реки Жодинка означает, что река говорливая.
Год основания 1643. Первое упоминание 1688 год.
Город с 07.03.1963 года, центр сельсовета с 1924 года.
Местечко было основано в 1643 году князем Багуславом Радзивиллом и называлось оно изначально Багуслав Поле. С целью привлечения людей к заселению в этом месте новосёлов освобождали от уплаты налогов на 25 лет.
В округе это местечко стали называть Жодин, потому что рядом была деревушка с таким названием.
Местечко развивалось довольно быстро. Летопись поселения состоит из судеб отдельных людей. Население занималось сельским хозяйством, промыслами, мелкой торговлей.
В 1871 году через Жодино была проложена Московско-Брестская железная дорога, это повлияло на быстрое развитие поселения.
Многие события империи не проходили мимо Жодино. Через него дважды следовали французские войска во время войны 1812 года.
Война, революция не обошли стороной и Жодино.
В конце июня 1941 года Жодино оккупировано немецко-фашистскими захватчиками и было освобождено 02.07.1944 года частями 3-го и 29-го танковых корпусов 5-й гвардейской танковой армии.
Возможно Жодино и оставалось бы городским поселением, если бы в 1946 году в пятилетний план восстановления народного хозяйства Белорусской ССР не было бы указано: «В целях создания собственной базы топливного машиностроения восстановить и построить два машиностроительных завода. Один из них на железнодорожной станции Жодино, в районе Смолевичской ГРЭС».
Так в город пришел завод-гигант с машинами-гигантами. Вначале, конечно было все скромно. 7 ноября 1958 года стал историческим днём для БЕЛАЗа, из сборочного цеха выехал первый 25-тонный самосвал. Но все-таки инженеры и конструктора не были удовлетворены первой машиной. Они хотели создать совершенно что-то новое с другими характеристиками. И так работая и днем и ночью, на производстве и дома они создали второй экземпляр. Он приобрел внешний вид, который дошел до нас сегодня. Осенью 1961 года свет увидел первый БелАЗ-540. Тот опытный образец своим ходом отправили в Москву. Он должен был приехать к открытию ХХII съезда КПСС. Вёл машину в столицу водитель-испытатель Сергей Лютаревич. В Москву грузовик прибыл без поломок и остановок. Следующим серийным грузовиком стал 40-тонный БелАЗ-548. Опытный образец вышел в 1963-м. В этом же году Жодино приобретает статус города.

Жодино сегодня

Конечно, Белаз многое значит для города. На его производстве трудятся ⅔ населения Жодино. Но в городе есть также и другие производства, такие как известная швейно-трикотажная фабрика “Свитанак”. Она производит отличные трикотажные изделия. Например, в магазине при производстве можно приобрести футболки, кофты с национальным белорусским орнаментом.
Эти два предприятия можно посетить экскурсией, узнать подробную историю и познакомиться с технологическим процессом.
В 18 км от Жодино находится поселок Зеленый Бор. В нем есть производство “Зеленоборское”. Оно находится рядом с торфяниками. И логично, что основная деятельность добыча и переработка торфа. “Зеленоборское” выпускают экологически чистую продукцию из торфа - торфяные стаканчики под рассаду, торф с добавлением минерального удобрения, торфяные питательные грунты (“Цветочный”, “Дачный”, “Рассадный”, “Нескисленный”, “Урожайный”, “Универсальный”).
Друзья дачники и огородники, у нас есть возможность приобрести продукцию предприятия прямо с производство по очень привлекательной цене. Пишите в ЛС, или оставляйте запрос в приложении группы “БеларусьGO.Маркет”.
В наших экскурсиях мы относим Жодино к промышленному туризму. В городе много предприятий. Про них очень много могут рассказать аллеи города. Аллея скамеек и Аллея фонарей. Каждое предприятие внесло свой вклад при создании аллей. Установило скамейки и фонари с логотипом производства. Когда прогуливаешься по этим аллеям невольно задумываешься, сколько же много предприятий, и как город все в себе помещает.
Сегодня современный город складывается из трёх отдельных районов, разделенных железной дорогой и автомобильной дорогой Минск-Москва:
Район БелАЗа, на западе, где находятся проспект Ленина, мира, улицы 40 лет Октября и 50 лет Октября, застроенные 5-9 этажными жилыми домами. Микрорайоны Белорусского научно-исследовательского института земледелия, застроенные 3-5 этажными жилыми домами.
Район Заречье, на востоке, который складывается с микрорайонов Жодинской, бывшей Смолевичской, ГРЭС, Белорусского научно-исследовательского института животноводства, конезавода, застроенных 2-4 и 5-9 этажными жилыми домами, и индивидуальной жилой застройки по улице Московской.
Район Судабовка, на юге, где перевешивает 1-2 этажная застройка усадебного типа.

Жодино завтра
Население.
1959 - 6600
1970 - ▲ 22 100
1979 - ▲ 33 926
1989 - ▲ 53 744
2006 - ▲ 60 883
2018 - ▲ 64 559
2021 - ▲ 64 745
В Жодино велика доля населения в трудоспособном возрасте по сравнению с другими городами Минской области (59,4 % в 2018 году).
Ежегодно в Жодино рождается 750—900 детей; уровень рождаемости (11,9 на 1000 человек в 2017 году) чуть выше среднего по Минской области. В городе наблюдается естественный прирост населения на 200—400 человек в год. В Жодино приезжает ежегодно больше человек, чем выезжает.
Желаем Жодино процветания!

Немного БЕЛАЗов на по следок из личного архива. Не забудьте пролистать, потому что ниже есть несколько фото.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц