Продолжаем знакомиться с анализом типичных ошибок от ФИПИ (разработчика экзамена). По статистике, экзаменуемые в 2023 году хуже всего справились именно с устной частью. Получились вот такие баллы и проценты:
Тем не менее это считается хорошим баллом для творческого задания.
Что касается процента выполнения заданий внутри устной части, цифры такие:
Лучше всего выпускники справляются с заданием 2, а самые низкие баллы ребята получили в задании 3 - интервью. Но об этом позже. Давайте посмотрим на типичные ошибки в отдельных заданиях устной части.
Задание 1 - Чтение текста вслух
Это задание базового уровня, которое проверяет оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонацию, фразовое ударение, беглость речи). Выделяют такие ошибки:
- Грубые фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания;
- Неправильное ударение в словах, состоящих из нескольких слогов, либо в сложных словах, имеющих два корня, например foreground, airborne;
- Пропуск слов и строчек;
- Добавление артиклей, предлогов или окончаний в словах, как в существительных, так и глаголах (там, где их нет);
- Неправильно расставленное фразовое ударение;
- Неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как нет понимая структуры предложения;
- Неправильное оформляют финальных и не финальных смысловых синтагм.
Далее ФИПИ пишет о том, что чтение вслух, как правило, переносится на самостоятельную работу на дом. Этого явно недостаточно, так как выполнение задания 1 нуждается в анализе и корректировке.
Самое сложное для ребят - овладение интонацией (паузация, фразовое ударение, движение тона), что демонстрирует непонимание смысла текста, который читают.
Также слабые участники все ещё не могут читать такие слова, как, например, society, scientists, economy, anxiety, clothes, voyages, vary-varies, gadgets.
Как готовить и готовиться к этому заданию?
ФИПИ рекомендует периодически на уроках заслушивать чтение вслух и просить остальных отмечать ошибки, допущенные чтецом, анализировать их.
Можно еще использовать вот такой алгоритм: предложить ученику послушать аудиозапись, на которой носитель языка читает текст. Затем предложить ученику прочитать текст одновременно с воспроизведением записи чтения носителем. После этого попросить ученика прочитать текст еще раз самостоятельно.
Также дома ученикам стоит записывать своё чтение на телефон, затем слушать себя и просить друзей оценить их чтение.
На уроках рекомендуется:
- повторить правила чтения,
- поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков,
- объяснить, что такое смысловая группа (синтагма),
- повторить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов.
Задание 2 - Условный диалог-расспрос
Это задание базового уровня, в котором нужно задать 4 вопроса на основе рекламного объявления и опорных слов. ФИПИ отмечает, что в этом году ошибки те же, что и в прежние годы.
Однако, есть что-то новенькое, вот такие фразы:
Оpening hours: - How do you work? (вероятно, перенос из русского языка) или - - - What are the opening and closing dates?
ФИПИ считает, что источник ошибок это дефицит лексико-грамматических навыков. Например, вопросы ниже на тему coach for beginners:
- Does a coach for beginners available? - здесь незнание лексико-грамматической структуры to be available.
- Is there any coaches for beginners? - незнание грамматики (начальная школа, конструкция there is/there are).
Также у некоторых была путаница в словах discounts и sales.
- Do you have sales (вместо discounts) for students?
Кто-то задал коммуникативно неоправданный вопрос:
Are there any student discounts in the mountains?
Вот еще примеры ошибочных вопросов (так нельзя):
Вот еще ошибка:
Available brands - What brands are available in your shop? – нужно было добавить brands чего? - gadgets или tablets.
Также ФИПИ отмечает, что экзаменуемые не всегда уделяют достаточное внимание визуальному ряду – фотографии в рекламном объявлении.
Например, в формулировке задания не было названия организации, куда они звонят. Но на фото был изображен магазин. Ребята спрашивали: What is the location of it? – такой вопрос не принимался, так как не было понятно, что такое it. Мораль: в любой непонятной ситуации смотрите на фото.
Некоторые также произносили два или три варианта вопроса на одно и то же опорное слово в надежде, что один из них окажется правильным. Оценивается всегда последний.
Как готовить и готовиться к этому заданию?
- Повторить теорию постановки разных типов вопросов;
- Объяснить разницу между прямым и косвенным вопросами;
- На этапе речевой зарядки делегировать отдельным участникам роль учителя и просить их спонтанно задать пять–шесть вопросов по изучаемой теме, либо недавно пройденной теме, либо по любой волнующей их теме;
- Использовать технологии GAP (нехватка информации);
- Выделить наиболее востребованные темы и ситуации социально-бытового общения и отрабатывать вопросы на их основе;
- Просить школьников найти ошибки в предложенных вопросах и т.д.
На сегодня всё. На очереди еще задание 3 и 4. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
Availability, facilities and duration - задаём вопросы в устной части ЕГЭ. Как спрашивать, чтобы не ошибиться?