Найти тему
Английский с Алекс Дар

Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году (1 и 2-е задания). Как готовиться, чтобы их не допускать?

Оглавление

Продолжаем знакомиться с анализом типичных ошибок от ФИПИ (разработчика экзамена). По статистике, экзаменуемые в 2023 году хуже всего справились именно с устной частью. Получились вот такие баллы и проценты:

Из материалов ФИПИ
Из материалов ФИПИ

Тем не менее это считается хорошим баллом для творческого задания.

Что касается процента выполнения заданий внутри устной части, цифры такие:

-3

Лучше всего выпускники справляются с заданием 2, а самые низкие баллы ребята получили в задании 3 - интервью. Но об этом позже. Давайте посмотрим на типичные ошибки в отдельных заданиях устной части.

Задание 1 - Чтение текста вслух

Это задание базового уровня, которое проверяет оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонацию, фразовое ударение, беглость речи). Выделяют такие ошибки:

  • Грубые фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания;
  • Неправильное ударение в словах, состоящих из нескольких слогов, либо в сложных словах, имеющих два корня, например foreground, airborne;
  • Пропуск слов и строчек;
  • Добавление артиклей, предлогов или окончаний в словах, как в существительных, так и глаголах (там, где их нет);
  • Неправильно расставленное фразовое ударение;
  • Неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как нет понимая структуры предложения;
  • Неправильное оформляют финальных и не финальных смысловых синтагм.
-4

Далее ФИПИ пишет о том, что чтение вслух, как правило, переносится на самостоятельную работу на дом. Этого явно недостаточно, так как выполнение задания 1 нуждается в анализе и корректировке.

Самое сложное для ребят - овладение интонацией (паузация, фразовое ударение, движение тона), что демонстрирует непонимание смысла текста, который читают.

-5

Также слабые участники все ещё не могут читать такие слова, как, например, society, scientists, economy, anxiety, clothes, voyages, vary-varies, gadgets.

Как готовить и готовиться к этому заданию?

ФИПИ рекомендует периодически на уроках заслушивать чтение вслух и просить остальных отмечать ошибки, допущенные чтецом, анализировать их.

Можно еще использовать вот такой алгоритм: предложить ученику послушать аудиозапись, на которой носитель языка читает текст. Затем предложить ученику прочитать текст одновременно с воспроизведением записи чтения носителем. После этого попросить ученика прочитать текст еще раз самостоятельно.

Также дома ученикам стоит записывать своё чтение на телефон, затем слушать себя и просить друзей оценить их чтение.

На уроках рекомендуется:

  • повторить правила чтения,
  • поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков,
  • объяснить, что такое смысловая группа (синтагма),
  • повторить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов.

Задание 2 - Условный диалог-расспрос

Это задание базового уровня, в котором нужно задать 4 вопроса на основе рекламного объявления и опорных слов. ФИПИ отмечает, что в этом году ошибки те же, что и в прежние годы.

Однако, есть что-то новенькое, вот такие фразы:

Оpening hours: - How do you work? (вероятно, перенос из русского языка) или - - - What are the opening and closing dates?

ФИПИ считает, что источник ошибок это дефицит лексико-грамматических навыков. Например, вопросы ниже на тему coach for beginners:

- Does a coach for beginners available? - здесь незнание лексико-грамматической структуры to be available.

- Is there any coaches for beginners? - незнание грамматики (начальная школа, конструкция there is/there are).

Также у некоторых была путаница в словах discounts и sales.

- Do you have sales (вместо discounts) for students?

Кто-то задал коммуникативно неоправданный вопрос:

Are there any student discounts in the mountains?

Вот еще примеры ошибочных вопросов (так нельзя):

-6

Вот еще ошибка:

Available brands - What brands are available in your shop? – нужно было добавить brands чего? - gadgets или tablets.

Также ФИПИ отмечает, что экзаменуемые не всегда уделяют достаточное внимание визуальному ряду – фотографии в рекламном объявлении.

Например, в формулировке задания не было названия организации, куда они звонят. Но на фото был изображен магазин. Ребята спрашивали: What is the location of it? – такой вопрос не принимался, так как не было понятно, что такое it. Мораль: в любой непонятной ситуации смотрите на фото.

Некоторые также произносили два или три варианта вопроса на одно и то же опорное слово в надежде, что один из них окажется правильным. Оценивается всегда последний.

Как готовить и готовиться к этому заданию?

  • Повторить теорию постановки разных типов вопросов;
  • Объяснить разницу между прямым и косвенным вопросами;
  • На этапе речевой зарядки делегировать отдельным участникам роль учителя и просить их спонтанно задать пять–шесть вопросов по изучаемой теме, либо недавно пройденной теме, либо по любой волнующей их теме;
  • Использовать технологии GAP (нехватка информации);
Пример такого задания
Пример такого задания

  • Выделить наиболее востребованные темы и ситуации социально-бытового общения и отрабатывать вопросы на их основе;
  • Просить школьников найти ошибки в предложенных вопросах и т.д.

На сегодня всё. На очереди еще задание 3 и 4. Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Availability, facilities and duration - задаём вопросы в устной части ЕГЭ. Как спрашивать, чтобы не ошибиться?