Казалось бы, для современного человека наличие такого понятия как физическое «упражнение»,спорт, игра, вряд ли будет вызывать глубокое ощущение чего-то непостижимого , это настолько обыденное представление об одном из множества доступных для нас элементов сосуществования человека и времени, что само понимание того как все это зародилось, буквально не возникает в списке голодных вопросов.
Но наука такова, что любые, имеющие даже наименьшее значение знания, дают возможность изучать общую картину происходящего, по этому, проблема происхождения игр и физических упражнений давно интересовала ученых многих стран. Они подходили к ней по-разному. Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Другие рассматривали происхождение и первоначальное развитие физического воспитания в тесной связи с трудовой деятельностью первобытных людей.
В конце 19-го и начале 20-го веков некоторые ученые – три чувака (с разных стран естественно) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, не проводя различия между играми животных и человека. Они говорили, что человек, подобно животному, играет, потому что у него избыток сил. По их мнению, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд - дитя игры.
Эти взгляды ученых конца девятнадцатого века тесно переплетаются с высказываниями некоторых современных философов, социологов и историков. Например, историк К. Дьем считал, что все физические упражнения и игры имеют “культовое и животноподобное происхождение”. У. Кербс , Б. Жиллетт придерживаются аналогичного мнения.
Однако теория труда, к представителям которой относятся Ф. Энгельс, В.Г. Плеханов, М.О. Косьвен, Н.И. Пономарев и ряд других ученых, приобрела большее число последователей.
Ф. Энгельс в своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьян в людей” писал, что “труд создал самого человека. Именно в процессе и в результате труда, и в первую очередь охоты, человек приобрел необходимые навыки и уменья в беге, прыжках, метании, скалолазании, развил физическую силу, выносливость, ловкость, интеллект.
Важную роль сыграла также эволюция сознания древнего человека, его духовного мира. Охота и другие жизненно важные занятия требовали специфических и изощренных навыков. Нередко перед тем, как отправиться на охоту, человек изображал на камне или на земле животное, на которое нужно охотиться, и поражал или стрелял в него из лука. Выполняя определенный ритуал, мужчина одновременно закалял волю, развивал меткость глаза и меткость руки, приобретал навыки, необходимые на настоящей охоте.
Развитие мышления, сознания первобытного человека было субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе.
С появлением религиозных культов элементы физических упражнений часто соединялись с различными ритуалами. Так появились культовые танцы, пляски и игры. Однако появление физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.
Географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди, сыграли важную роль в возникновении тех или иных видов физических упражнений и игр. Лыжи использовались народами Севера с древних времен для работы и повседневной жизни. Племена, жившие на берегах водоемов, адаптировались к окружающей среде, практикуясь в плавании и гребле, а зимой они катались по льду на коньках, сделанных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, живущие в степях, учили своих детей верховой езде с раннего возраста. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появились новые физические упражнения и игры. В обществе предков они почти полностью воспроизводили элементарные трудовые движения и носили натуралистический характер