Найти в Дзене

Путь от камня до идеи. Или как появились первые физические упражнения

Казалось бы, для современного человека наличие такого понятия как физическое «упражнение»,спорт, игра, вряд ли будет вызывать глубокое ощущение чего-то непостижимого , это настолько обыденное представление об одном из множества доступных для нас элементов сосуществования человека и времени, что само понимание того как все это зародилось, буквально не возникает в списке голодных вопросов.

Но наука такова, что любые, имеющие даже наименьшее значение знания, дают возможность изучать общую картину происходящего, по этому, проблема происхождения игр и физических упражнений давно интересовала ученых многих стран. Они подходили к ней по-разному. Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Другие рассматривали происхождение и первоначальное развитие физического воспитания в тесной связи с трудовой деятельностью первобытных людей.

В конце 19-го и начале 20-го веков некоторые ученые – три чувака (с разных стран естественно) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, не проводя различия между играми животных и человека. Они говорили, что человек, подобно животному, играет, потому что у него избыток сил. По их мнению, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд - дитя игры.

Эти взгляды ученых конца девятнадцатого века тесно переплетаются с высказываниями некоторых современных философов, социологов и историков. Например, историк К. Дьем считал, что все физические упражнения и игры имеют “культовое и животноподобное происхождение”. У. Кербс , Б. Жиллетт придерживаются аналогичного мнения.

Однако теория труда, к представителям которой относятся Ф. Энгельс, В.Г. Плеханов, М.О. Косьвен, Н.И. Пономарев и ряд других ученых, приобрела большее число последователей.

Ф. Энгельс в своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьян в людей” писал, что “труд создал самого человека. Именно в процессе и в результате труда, и в первую очередь охоты, человек приобрел необходимые навыки и уменья в беге, прыжках, метании, скалолазании, развил физическую силу, выносливость, ловкость, интеллект.

Важную роль сыграла также эволюция сознания древнего человека, его духовного мира. Охота и другие жизненно важные занятия требовали специфических и изощренных навыков. Нередко перед тем, как отправиться на охоту, человек изображал на камне или на земле животное, на которое нужно охотиться, и поражал или стрелял в него из лука. Выполняя определенный ритуал, мужчина одновременно закалял волю, развивал меткость глаза и меткость руки, приобретал навыки, необходимые на настоящей охоте.

Развитие мышления, сознания первобытного человека было субъективной предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе.

С появлением религиозных культов элементы физических упражнений часто соединялись с различными ритуалами. Так появились культовые танцы, пляски и игры. Однако появление физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди, сыграли важную роль в возникновении тех или иных видов физических упражнений и игр. Лыжи использовались народами Севера с древних времен для работы и повседневной жизни. Племена, жившие на берегах водоемов, адаптировались к окружающей среде, практикуясь в плавании и гребле, а зимой они катались по льду на коньках, сделанных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, живущие в степях, учили своих детей верховой езде с раннего возраста. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появились новые физические упражнения и игры. В обществе предков они почти полностью воспроизводили элементарные трудовые движения и носили натуралистический характер