У храма Святителя Григория Неокесарийского есть несколько легенд, и одна из них: Великий князь Василий Второй томясь в татарском плену дал обет, что воздвигнет церковь на том месте откуда увидит Кремль и освятит его в честь того святого, память которого будет совершаться в этот день. Он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года, именно в этот день вспоминали епископа Неокесарийского. Василий выполнил свое обещание и возвели деревянную церковь.
Почему возникла эта легенда ? Дело в том, что святой Григорий Чудотворец был мало известен на Руси, в отличие от других любимых чудотворцев. Не самый популярный святой и такой красивый храм. Сейчас с этого места Кремля не видно. Но тогда могло быть видно.
Культ Григория Чудотворца не был распространен на Руси. Никакие объяснения кроме легенды о Василии II не нашли. В середине 17 века храм принадлежал Кадашевской слободе. И здание долго оставалось пустым пока его настоятелем не стал Андрей Саввинович Постников.
Постников произвел огромное впечатление своей учительностью на царя Алексея Михайловича. Он часто сопровождал богомольного царя в поездках и в 1666 году стал его духовником и протопопом Благовещенского собора - домовая церковь русских царей. Можно сказать, что он заменил ему патриарха Никона, с которым царь к тому времени рассорился.
Отец Андрей не любил правила Домостроя и советовал царю проводить время весело, отдыхать от дел на пирах и всегда на них составлял ему компанию.
В 1667 году отец Андрей при случае попросил Алексея Михайловича оказать ему помощь при строительстве каменной церкви. Царь не просто согласился, а сам принял деятельное участие в строительстве храма. Он выделил из казны внушительную сумму и взял богоугодное начинание под свой контроль. Монарх призвал лучших мастеров того времени. Считается, что храм возводили Ивашка Кузнечик и Карп Губа, хотя достоверных сведений нет. Называют и других зодчих, например , Ивана Волжинского.
Храм поставлен кораблем: апсида, четверик, трапезная и колокольня поставлены на одной оси с востока на запад. По ходу строительства план несколько раз менялся в пользу увеличения размеров, усложнения композиции и создание яркого силуэта. Про такие церкви говорили, что они не просто украшены, а изукрашены. Сегодня этот стиль называется русское узорочье. Все украшения создают сказочный образ. В церкви создался московский идеал, сочные краски и обилие украшений. В этой церкви чувствуется близкое родство с востоком, как на персидских тканях. Несомненно что были заимствования, пышные узоры из Персии по Волге попадали в Москву.
Здесь же работал знаменитый Иван Полубес. Он использовал 9, 5 тысяч многоцветных плиток с особым рисунком, получившем название "павлинье око". Эти краски до сих пор не выцвели.
Григорьевский храм исстари называли Красным, то есть красивым. Царю пришлось потратить огромную сумму. Художники были известные мастера Григорий Зиновьев и Симон Ушаков. Сейчас икона Ушакова "Богоматерь Елеуса Киккская" и "Христос Вседержитель" хранятся в Третьяковской галерее.
Царь Алексей Михайлович трижды приезжал, чтобы проконтролировать как возводится храм, но до освещения храма не дожил. За три года до этого монарх скончался в возрасте 46 лет. Не было и зачинателя каменного храма отца Андрея. К тому времени духовника царя Андрея Постникова обвинили в страшных преступлениях и посадили на цепь. Алексей Михайлович не решился открыто выступить против патриарха Иоакима и уговаривал его простить Постникова. Но после смерти государя конфликт между протопопом и архиереем разгорелся с новой силой. Историки утверждают что в день смерти Алексея Михайловича отец Андрей кричал на патриарха и требовал его убить. Иоаким созвал собор и вызвал на суд отца Андрея. Ему вменялась оскорбление патриарха, возбуждение вражды между патриархом и царем, разгульный образ жизни, связь с замужней женщиной и что без позволения патриарха церковь себе воздвиг.
Так что церковь освещал патриарх Иоаким и царь Федор Михайлович. А вот уже потом возникла городская легенда, что в этой церкви венчались царь Алексей Михайлович и Нарышкина Наталья Кирилловна. Ещё одна легенда, что здесь крестили младенца Петра Алексеевича - будущего императора Всероссийского. Эта легенда родилась потому что венчал и крестил Андрей Постников, а с его именем неразрывно связан храм на Большой Полянке.
По завещанию Андрея Постникова его родителей, жену и детей погребли в небольшой часовне со склепом на территории храма, а вот его самого судьба распорядилась иначе, забросила его на Лопский полуостров далеко на севере.
После революции все ценности из храма были изъяты, только серебряной утвари на 9 тысяч пудов, несколько крупных драгоценных камней. В 1930 году колокольню планировали снести, так как она стояла на тротуаре. Три года историки и специалисты реставрационных работ пытались спасти колокольню и выход нашли: в колокольне прорубили сквозной проход. Иконостас был сломан и именно тогда иконы попали в Третьяковскую галерею, а сам храм ветшал и разрушался.
В 1960 году церковь стали реставрировать. Поставили задачу восстановления памятника воссоздать первичную нарядность и праздничность. После реставрации храм поставили на государственную охрану. Внутри располагалась контора по скупке икон для продаж заграницу. И только в 1990 году церковь отремонтировали и вернули РПЦ.