Найти в Дзене

"Нива" вместо Jeep - как в советском кино создавали заграницу

Снимать фильмы из жизни США, Англии, Франции или Италии советские режиссеры любили. Но за границу их выпускали не слишком часто, поэтому наши мастера научились обходиться своими средствами.

Лариса Полякова в фильме "Рейс 222", 1985
Лариса Полякова в фильме "Рейс 222", 1985

Один из наиболее распространенных методов реалистичного изображения заграницы в советских фильмах - подсъемка. Какой-нибудь зарубежный корреспондент Гостелерадио вместе с оператором (либо сам по себе) выходил на улицы Нью-Йорка, Лондона или Токио и снимал улицы, поток машин, цветастые витрины и неоновые рекламы. Потом они вклеивались в советский фильм, чтобы создать иллюзию того, что его герои находятся за границей. Так это было, к примеру, сделано в лентах Саввы Ккулиша "Мертвый сезон" или Сергея Миаэляна "Рейс 222", посвященной побегу из СССР танцора Александра Годунова и его попыткам не выпустить из США жену танцовщицу Людмилу Власову. В фильме имена героев изменили, перебежчика даже сделали спортсменом, а не артистом балета, но фабулу реальной истории оставили. Действие разворачивается в Нью-Йорке, хотя весь фильм снимали в СССР. На помощь пришло Гостелерадио в лице корреспондента Владимира Дунаева, снявшего виды Большого яблока.

Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры", 1984
Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры", 1984

Всем памятна сцена погони Холмса и Ватсона за убийцей Джонатаном Смоллом (Сергей Шакуров) по Темзе — это кульминация фильма Игоря Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры" 1983 года. Плыли Василий Ливанов и Виталий Соломин, естественно, по Неве. А корреспондент Гостелерадио в Лондоне Борис Калягин проехался на теплоходе по Темзе и поснимал ее берега на 16-мм-камеру. Метод подсъемки использовался во многих советских фильмах о загранице, но у него всегда был один существенный недостаток - как правило, заграничные съемки проводились на другую камеру и пленку. И по качеству они так заметно отличались, что даже неискушенному зрителю бросалось в глаза.

Кадр из фильма "Мираж", 1983
Кадр из фильма "Мираж", 1983

Правда, просить Гостелерадио о таких кадрах или найти их в архивах не всегда удавалось. И тогда начиналось самое интересное - заграницу создавали исключительно в пределах СССР. Такие фильмы интересно смотреть особенно, ведь перед художником-постановщиком вырастала сложная задача, и все зависело от его мастерства. Правда, и от эпохи в фильме тоже. Какие-нибудь вестерны, сказки, приключенческие фильмы по Жюлю Верну или Джонатану Свифту можно было снимать в Крыму - местная природа позволяла. Но сделать что-то более современное становилось уже сложнее. Это в любом провинциальном советском городе можно было найти обстановку из СССР 1920-х и 1930-х, но где отыскать современную Америку? Прибалтийские киностудии довольно часто производили ленты из западной жизни, здесь сложилась целая школа. Местные артисты легко могли сойти за американцев или немцев, а улицы старых городов, еще не застроенные типовыми советскими многоэтажками, походили на какие-нибудь западно-европейские.

Кадр из фильма "Мираж", 1983
Кадр из фильма "Мираж", 1983

Для съемок трехсерийного детектива "Мираж" режиссер Алоиз Бренч вместе с художником проделал большую работу. Ведь в картине зрители должны были видеть постоянные перемещения героев по дорогам Америки. А значит, нужны были хайвэи и иномарки. Съемочная группа привлекла к работе владельцев, вероятно, всех иномарок в СССР. Они постоянно появлялись в кадрах, как на шоссе, так и на стоянках "мотелей" и "кемпингов", украшенных американскими флагами. И хотя можно было заметить, что эти машины "повторяются", видел это только очень придирчивый зритель. Правда, даже неподготовленная аудитория быстро распознала, что американский инкассаторский броневик в фильм — это наша "Нива", которой сделали "легкий" рестайлинг. Да и американские полицейские в реальной жизни почти никогда не использовали советские вертолеты МИ-8 гражданской версии - там чаще применяли американские легкие вертолеты с лыжами вместо колес.

Кадр из фильма "Мираж", 1983
Кадр из фильма "Мираж", 1983

Забавно было смотреть и на якобы полицейские автомобили в этом фильме. Во-первых, таких проблесковых маячков американские копы себе никогда на крышу не ставили. Во-вторых, на машинах почему-то появилось английское слово Dial, что переводится как "набирайте телефонный номер", после которого на каждом автомобиле были свои цифры. Кто-то видимо решил, что это номера полицейских экипажей, но телефонный номер вызова полиции в США всегда был един – 911, так что надпись читалась нелепо (для понимающих английский). Наконец, часть полицейских в США почему-то использовала для передвижения внедорожник ГАЗ-69, и это было довольно забавно.

Кадр из фильма "ТАСС уполномочен заявить", 1984
Кадр из фильма "ТАСС уполномочен заявить", 1984

Но иногда съемочные группы все же выпускали за границу, чаще всего в социалистические страны. Часть съемок сериала "Семнадцать мгновений весны" прошла в ГДР. Следующий многосерийный фильм по Юлиану Семенову "ТАСС уполномочен заявить" по большей части снимали на Кубе, которая изображала африканское государство Тразиленд. Его столицу Луисбург поместили в Гавану. Однако давно уже выбравшая социалистический путь развития Куба избавилась от броских уличных реклам, роскошных отелей и витрин, и в начале 1980-х уже напоминала по своему облику Кзыл-Орду. Съемки здесь проводили по причине экзотической природы, а также цветного населения, изображавшего африканцев. Если пальмы еще можно было найти в Сухуми или Сочи, то такого количества чернокожей массовки в СССР отыскать было нельзя. К тому же по улицам Гаваны бегало множество старых американских автомобилей, что еще более способствовало созданию антуража.

Кадр из фильма "Десять негритят", 1987
Кадр из фильма "Десять негритят", 1987

Станислав Говорухин для своих "Дести негритят" также воспользовался Крымом. Причем снял в фильме одну из иконических его достопримечательностей "Ласточкино гнездо" - псевдоготический замок на скале мыса Ай-Тодор в поселке Гаспра возле Ялты. Правда, этот замок исполняет роль английского особняка только в некоторых кадрах. Издалека нам вообще показывали макет особняка на скале. Когда герои фильма ходили вокруг, то мы видим двор Воронцовского дворца в Алупке. А на совсем общих планах возникает знаменитая в Крыму скала Дива, что возле горы Кошка. Именно здесь находится та самая лестница, по которой поднимаются герои фильма в самом начале. Противоположная часть скалы тоже используется для подъема, но только уже любителями-скалолазами. Кстати, здесь снимали не только "Десять негритят", но еще и знаменитый фильма "Человек-амфибия". А скала Дива вместе с горой Кошка находится на флаге и гербе поселка Симеиз.