Обнаженное ханжество. Почему мы стесняемся самих себя? Тело человека в искусстве.

931 прочитал

Было ли у вас когда-нибудь желание найти (исключительно для ознакомления) контент 18+?

В мастерской. Фото автора
В мастерской. Фото автора

Вы конечно же сразу выключили, брезгливо фыркнули и вернулись к своим делам. Но ведь нашли то вы его моментально? Вот в этом то и вопрос.

Другими словами, доступ к фото и видеоматериалам на взрослые темы открыт. Однако, борьбу с "неприличным" общество развернуло в тех пространствах, куда лезть совершенно было не нужно. И я, как художник, оказываюсь в самом эпицентре событий. Поэтому, сегодня раскрываем тему "с..сек", как принято говорить в народе.

Венера. Палеолит Источник: Pinterest
Венера. Палеолит Источник: Pinterest

Сам заголовок уже достаточно четко формулирует основной посыл. Как так вышло, что человек 21-го века стал бояться самой природы возникновения жизни? Со времен, что кратко описаны в учебниках, но хорошо отложились

в нашей памяти появлением палки-копалки и прочих первобытных орудий, человек стремился запечатлеть окружающий его мир и прежде всего себя.

В уютной пещере, обуздав согревающий его огонь, он создавал первые рисунки охотников, бегущих за добычей. И уже тогда, среди прочего, мы находим образ женщины, матери.

Древнегреческая амфора. Источник: Википедия
Древнегреческая амфора. Источник: Википедия

Пройдут века и уже на египетских фресках появятся изящные жрицы и плакальщицы. Времена древнегреческого искусства, так и подавно, есть гимн

человеческому телу. Женственные богини и атлетичные спортсмены олимпийцы до сих пор эталон красоты для нас. А ведь это образы, созданные 3000 лет назад.

Я не ставлю перед собой просветительскую задачу в области истории искусств. Все это я вспоминаю лишь для понимания непрерывности процесса постижения человеком самого себя и красоты своего тела.

Флора, Бартоломео Венето. 1525г Источник: https://vk.com. История одного шедевра.
Флора, Бартоломео Венето. 1525г Источник: https://vk.com. История одного шедевра.

Если перескочить во времена нам с вами более близкие, то давайте взглянем на полотна живописцев последних столетий. Как мы видим, художник непрестанно обращается к обсуждаемой нами теме. И не смущает никого достаточная откровенность в трактовке фигуры.

Густав Курбе. Женщина с белыми чулками 1861 г. Источник: https://vk.com. Искусство мира.
Густав Курбе. Женщина с белыми чулками 1861 г. Источник: https://vk.com. Искусство мира.

А теперь взглянем на учебные мастерские Академии художеств. Я, как человек, получивший академическое образование, с обнаженной моделью впервые столкнулся еще в школе, классе в 9-м. Молодые художники (как и врачи, полагаю) с юных лет привыкли к человеческой наготе и умеют абстрагироваться от естественных желаний в процессе работы. Да и для модели это непростое занятие. Ведь запросы творцов порой весьма замысловаты. А как научиться рисовать человека, этого самого человека не видя?

Обнаженная постановка в Академии художеств. Фото. Источник: culture.ru
Обнаженная постановка в Академии художеств. Фото. Источник: culture.ru
«Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» Коллективная картина Источник: https://vk.com. Искусство серебряного века
«Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» Коллективная картина Источник: https://vk.com. Искусство серебряного века

Время модерна, как и наш серебряный век, были ярки и самобытны. Тут и Шиле, с его экспрессией, и Зинаида Серебрякова со сценами, полными женственности и нежности.

Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади» 1918 г. Источник: OpenSpase.ru
Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади» 1918 г. Источник: OpenSpase.ru
Зинаида Серебрякова. Баня 1926 г. Источник: allpainters.ru
Зинаида Серебрякова. Баня 1926 г. Источник: allpainters.ru
Зинаида Серебрякова. Баня 1913 г. Источник: Виртуальный Русский музей
Зинаида Серебрякова. Баня 1913 г. Источник: Виртуальный Русский музей
Константин Андреевич Сомов "Кошмар в горячке лихорадки," 1937г. Источник: https://vk.com.
Константин Андреевич Сомов "Кошмар в горячке лихорадки," 1937г. Источник: https://vk.com.
Умберто Бунеллески (1879-1949 гг) Paul et Virginie 1943 г. Источник: abebooks.co.uk
Умберто Бунеллески (1879-1949 гг) Paul et Virginie 1943 г. Источник: abebooks.co.uk
Борис Кустодиев Эротическая сцена 1924 г. Источник: https://vk.com. Искусство СССР
Борис Кустодиев Эротическая сцена 1924 г. Источник: https://vk.com. Искусство СССР

Вряд ли кто-то усомнится в высокой морали советского гражданина. А если это рупор эпохи? Тогда добро пожаловать в мир Александра Дейнеки!

Человек, вписавший себя в историю мировой живописи "Обороной Севастополя", неравнодушен к красоте женщины-спортсменки, женщины-труженицы. Они бегут, прыгают, купаются.

Им вторят освещенные солнцем поджарые юноши, гоняющие мяч. На полотнах Александра Самохвалова мы также видим женщин рабочих профессий, от которых невозможно оторвать взгляд.

Тут и воспевание красоты, и вполне явная сексуальность образов.

Александр Дейнека. Купальщицы 1952 г. Источник: Дзен. Про живопись и графику
Александр Дейнека. Купальщицы 1952 г. Источник: Дзен. Про живопись и графику
Александр Дейнека. Утренний туалет 1953 г. Источник:https://vk.com. Искусство СССР
Александр Дейнека. Утренний туалет 1953 г. Источник:https://vk.com. Искусство СССР
Александр Дейнека. Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35 гг. Источник: Pinterest
Александр Дейнека. Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35 гг. Источник: Pinterest
Александр Самохвалов. Со сверлом. Из серии "Девушки Метростроя" 1934 г. Истоик: maxplant.ru
Александр Самохвалов. Со сверлом. Из серии "Девушки Метростроя" 1934 г. Истоик: maxplant.ru
Владимир Гаврилов. Теплый вечер 1957 г. Источник:https://vk.com. Русское искусство
Владимир Гаврилов. Теплый вечер 1957 г. Источник:https://vk.com. Русское искусство
Marcel Nino Pajot. Une fenêtre a Venise Источник: https://sladkowa.livejournal.com
Marcel Nino Pajot. Une fenêtre a Venise Источник: https://sladkowa.livejournal.com

И наконец мы вернемся к теме, освещенной в начале нашего разговора. Несколько лет назад стали звучать шутки о том, что пора бы прикрыть листком немаловажную деталь у статуи Давида, что из Флоренции. Да и Даная уже не так безобидна для неокрепшего глаза обывателя. На этом фоне соцсети решили скрыть от человека факт существования у женщины источника первого питания в жизни младенца. И мы потихонечку, незаметно, проваливаемся в пещеру. Причем, не ту, в которой все для нас начиналось. А в пещеру ханжества, трусости и невежества.

Гелий Коржев «Туманное утро (Серое утро)» (2006) Источник:https://vk.com. Pro искусство
Гелий Коржев «Туманное утро (Серое утро)» (2006) Источник:https://vk.com. Pro искусство
Евгений Монахов. Фото. Источник: соцсети художника
Евгений Монахов. Фото. Источник: соцсети художника

Я никогда не пойму, почему убийства, катастрофы, расследования, дрянную музыку и бесконечную болтовню мы видим круглосуточно, что в сети, что по телевизору, а сцену любви все чаще вырезают.

Мы живем в мире, где сигарета заблюрена, но она там есть! Где марка автомобиля замазана, но все ее знают. Где все меньше поцелуев и уж тем более сцен близости, но люди продолжаю рождаться!

И я уже не уверен, что у всех это происходит от отношений папы и мамы. Вероятно, уже есть среди нас те, кому чужды понятия любви, страсти, красоты...

Книжный киоск в Академии художеств
Книжный киоск в Академии художеств

А что вы думаете по этому поводу?