Автор: Андрей Самарин
Матч 1978 года, несмотря на приход великолепного первого курса, выигравшего впервые, как помнится, чемпионат института среди первокурсников, мы оглушительно проиграли. И это при том, что футбол на Физхиме резко пошел вверх. В расцвете были выпускники 1975 года Боря Гринченко и Володя Нелин, да и в выпусках 1977 и 1978 годов было немало сильных футболистов (конечно, в первую очередь, вспоминается Игорь Назаров). Наш курс (выпуск 1979 года) вообще был факультетским лидером: сразу несколько человек (В.Заживихин, А.Мирошкин, А.Беликов) играли в сборной института. На курсах помладше тоже были свои ведущие игроки: Леша Бочаров (1980), Саша Романников (1981, но уходил в академический отпуск), Толя Вишневский (1982). С таким коллективом мы впервые в истории ФМХФ в 1977 году выиграли в первенстве института серебро, а в 1978 году – уже и золото, победив в трудном матче за первое место традиционно сильную команду ФАЛТ - 4:3.
Однако матч-1978 мы проиграли вчистую. Причина банальная - организация. Как я уже упоминал, матч-1977 был организован очень хорошо, но, по-видимому, организатор того матча века благополучно закончил обучение, и следующий матч, от которого все на факультете ожидали только победы, понимая, что мы обладаем сильнейшим в институте составом, был полностью провален. О времени проведении матча сообщили с большим опозданием, до многих эта информация вообще не дошла, и на матч попросту не приехало около половины состава (тем более что на праздники многие уехали домой). Помню, как на первом этаже около вахтера висел большой лист ватмана с расписанием участия курсов и Толя Арзамасцев (1980) мне горестно говорил: «У нас самое горячее время с 6-ти до 8-ми, а мы пока собрали только 8 человек. Как продержимся, не знаю...» Многих сильных игроков не было, особенно со старших курсов. Ну и не продержались...
С большим интересом и надеждой ожидался выход нашего первого курса. В какой-то мере первокурсники оправдали ожидания, показали очень яркую и интересную игру. Однако ФУПМ нашел свой «асимметричный» ответ: выпустил против них свой первый состав. И нашла коса на камень...
За первый курс играли будущие звезды Физхима Игорь Молоков, Александр Соколов, Женя Ушаков, Володя Исаев и др., впоследствии на долгие годы ставшие ведущими игроками в различных сборных факультета. А тогда на поле шла отчаянная битва между ними и ведущей пятеркой Фупма во главе с Тенгизом Коршия. Первый раунд закончился со счетом 1:1, далее я уже не помню. Осталось ощущение, что в целом борьба между ними шла на равных.
Вспоминает А.Соколов: «Я этот матч пропустил по причине отъезда «на побывку» домой, но хорошо помню рассказ Игоря Молокова, что основных фупмов они в итоге побили со счетом 5:1».
Блестящий результат для первого курса - играть наравне с ведущей пятеркой другого факультета, однако итоговый результат был для нас неутешительный: джокер в лице первого курса, на который мы так рассчитывали, был нейтрализован, других козырей у нас не нашлось, все остальные курсы подошли к матчу будучи не готовыми к борьбе. Из старших курсов вечером остались, кажется, только мы с Володей Нелиным. Играли, сколько могли, выходили со всеми курсами, но сделать уже ничего было нельзя (после матча еще неделю я ходил с трудом, а в теле была непонятная легкость - думаю, потерял 5-6 килограммов).
В итоге под конец наша команда совсем обессилела. Пропала даже видимость борьбы. На поле стали выходить люди, хотевшие помочь своему факультету, но играть не умевшие.… А счет рос и рос не в нашу пользу. Помнится, фупмы, помогавшие мне прийти в себя после неудачного падения, кажется, это был тот самый Тенгиз, жаловались на одного нашего игрока, который играл очень самоотверженно, но абсолютно бесполезно, и просили убрать его с поля, чтобы он не нанес кому-нибудь травму, на что я устало ответил: "Во-первых, его невозможно убрать с поля - он никого и ничего не слушает, а во-вторых, все равно заменить не на кого". Кончилось все разгромом с разницей в 25 мячей.
ФИЛОСОФСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Странно иногда работают взаимосвязи между событиями: кажется, такое поражение, какое потерпели мы, должно было вызвать подъем на Фупме и упадок духа на Физхиме. Однако произошло обратное: на факультете поднялась волна энтузиазма - всем хотелось доказать несправедливость результата матча века, ведь он тогда стал восприниматься как итог года. Кроме того, стало совершенно очевидным, насколько важна организация дела. Стал более ответственным народ. Все это в сумме сработало! Да еще как - с осени 1978 года Физхим стал выигрывать все подряд. И этого запала хватило аж до середины восьмидесятых!
Может быть, нашу стойкость укрепил и ставший тогда широко известным эпизод, окончание которого я наблюдал собственными глазами. У соперников играл в одной из смен парень, как сейчас говорят, кавказской национальности, если не ошибаюсь, по фамилии Петросян. Играл очень агрессивно, и в какой-то момент его агрессия перешла в наглость - он то и дело стал задираться с нашими игроками. Смотреть на это было невыносимо, тем более что судья ему не препятствовал (наверное, в это время была очередь ФУПМа судить). К тому же у нас играл второй курс, а Петросян был старшекурсником, так что наши ребята сносили его выходки стоически и молча. Но в какой-то момент все внезапно кончилось.
К сожалению, кульминацию я пропустил: зачем-то отходил, а когда вернулся, то увидел в сторонке уже тихо лежащего на травке Петросяна, невидящим взглядом уставившегося куда-то в небо. Мне быстренько в лицах описали, что произошло: он таки полез драться с нашим защитником, но, как оказалось в этот раз, опрометчиво - на его беду визави оказался к.м.с. по боксу. Может быть, боксер был не самым лучшим в этот день футболистом, но когда дело дошло до годами отрабатываемых рефлексов, одним ударом отправил хулигана в нокаут. Петросян, к счастью, через какое-то время оклемался и даже снова стал выходить на поле, но вел себя уже исключительно корректно...