Найти в Дзене

Парус для писателя

Оглавление
Как управлять историей: от композиции до грамматики на примерах известных произведений

Урсула Ле Гуин

МИФ, Москва, 2022

Книга на Litres

Основная идея и общее впечатление

Автор делится примерами творческих инструментов и предлагает упражнения, которые расширяют возможности писателя.Книга переводная, поэтому в примерах не оценил того, на что обращает внимание автор и почти все пропускал. Но упражнения на письмо звучат как челендж и вызывают желание их выполнить, есть ощущение, что они дадут новый опыт.

Интересное

  1. Важно, чтобы написанная литература звучала красиво на слух и соответственно содержанию.
  2. Восприятие знаков препинания
    Точка - небольшая остановка на пару секунд
    Точка с запятой - короткая пауза
    Запятая - очень короткая пауза или изменение интонации
    Тире - пауза, разделяющая фразу на две части
  3. Проза будет звучать живее, если наречие вложить в глагол, а прилагательное - в существительное.
  4. В прозе чаще всего пишут от первого лица единственно числа (Я) и от третьего лица единственного числа (Он/Она/Оно). Реже - от множественного числа(Мы, Они). Совсем редко - от второго лица (Ты / Вы)
  5. Настоящее время лучше для описания действия, а прошедшее - для описания прошлого. Не стоит скакать между временами без цели и предупреждения, чтобы не запутать читателя.
  6. Рассказчиком может быть автор или персонаж-рассказчик
  7. Рассказчик бывает надежный и ненадежный. У ненадежного рассказчика есть искажение фактов, а читатель не всегда может и должен про это знать
  8. В зависимости от того, что рассказчик "знает" о персонажах и их внутреннем мире, получается три типа: Ограниченный рассказчик, Отстраненный автор и Вовлеченный автор.
  9. Ограниченному рассказчику и известны только мысли и чувства центрального персонажа. Мысли и чувства других персонажей проявляются через их фразы, действия и трактовки рассказчика.
  10. Ограниченный рассказчик от первого лица говорит о своих мыслях чувствах: "Я шел и думал. Маша на меня странно смотрела"
  11. Ограниченное третье лицо - все то же самое, но персонаж и рассказчик разделены "Петр шел и думал. Маша на него странно смотрела"
  12. Отстраненный автор описывает происходящее рядом с ним и не знает о внутреннем мире других.
  13. Отстраненный рассказчик-наблюдатель описывает происходящее вокруг от первого лица. "Я заметил, что Петр куда-то задумчиво шел, а Маша провожала его каким-то недобрым взглядом"
  14. Отстраненный автор от третьего лица - все то же самое, но от третьего лица "Петр куда-то задумчиво шел, а Маша провожала его каким-то недобрым взглядом"
  15. Вовлеченный автор знает все, что угодно: мысли, чувства, скрытые факты "Петр шел и думал. Маша узнала в нем своего обидчика и провожала его гневным взглядом"
  16. Менять режим повествования лучше всего осознанно и предупреждая читателя, иначе он может запутаться
  17. Модели поведения персонажей: Конфликт, Поиск, Сопереживание, Потеря, Терпение, Открытие, Отпускание и Трансформация
  18. В Истории нужен фокус - о ком и о чем она
  19. У Истории есть траектория - прямое повествование, Кольцо, Волны и др.
  20. Важно читать свои тексты вслух, одному и в группе
  21. В группе нельзя сразу отвечать на критику, необходимо её проработать одному позже

Упражнения

  • Упражнение 1 150-350 слов
    Написать великолепно звучащий отрывок! Использовать звукоподражание, аллитерации, повторы и ритмические эффекты, выдуманные слова и имена, диалекты и звуковые эффекты
  • Упраженине 1 ч2
    Описать действие или человека, испытывающего сильные чувства, если в отрывке этого не было
  • Упражнение 2 150-350 слов
    Написать отрывок без абзацев и знаков препинания, чтобы осознать их важность и назначение
  • Упражнение 3 100-150 слов
    Каждое предложение не больше 7 слов
  • Упражнение 3 ч2 150-350 слов
    Одним большим предложением
  • Упражнение 3 ч3 Если сюжеты в двух предыдущих упражнения разные - поменять их местами
  • Упражнение 4 150 слов
    Использовать в тексте одно и то же слово трижды
  • Упражнение 4 ч2 350 - 1000 слов
    Текст с повтором слов или действий героя
  • Упражнение 5 250-300 слов
    Отрывок без прилагательных и наречий
  • Упражнение 6 1 страница
    Тема "Пожилая дама вспоминает" - со скачками в настоящее и прошлое
  • Упражнение 6 ч2 - поменять местами первое и третье лицо, а настоящее с прошлым
  • Упражнение 7 200-350 слов
    Описать некое событие от 2х разных персонажней в стиле ограниченного третьего лица
  • Упражнение 7 ч2
    Описать событие из упражнения 7 как отстраненный автор
  • Упражненине 7 ч3
    Описать то же событие от лица того, кто не участвовал в событии
  • Упражненине 7 ч4
    Описать то же событие как вовлеченный автор
  • Упражнение 8 300-600 слов
    Описать несколько точек зрения на одно и то же событие от ограниченного рассказчика третьего лица
  • Упражнение 8 ч2 300-1000 слов
    Попробовать перескакивать между разными рассказчиками без предупреждения
  • Упражнение 9 200-600 слов
    Написать диалог между А и Б без описаний, но из диалога должно стать понятно кто они, где и что происходит
  • Упражнение 9 ч2 200-600 слов
    Описать происходящее глазами персонажа, максимально непохожего и неприятного автору
  • Упражнение 9 ч3 200-600 слов
    Описать персонажа через описание места его жизни, работы или досуга.
  • Упражнение 9 ч4 200-600 слов
    Описать произошедшее событие через описание места, где оно происходило
  • Упражнение 9 ч6 200-600 слов
    Описать какой-то сложный и точный процесс в художественной форме не концентрируясь на пошаговом описании этого процесса
  • Упражнение 10 Взять отрывок и сократить его в два раза без потери сюжета
  • Упражнение 10 ч2 Сократить сокращенный отрывок ещё в два раза

Книга на Litres