Найти тему
ЭКСКУРС TV

ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО | СИМВОЛ КРЫМСКОГО ЮЖНОБЕРЕЖЬЯ

Настоящая жемчужина Южнобережья. Воронцовский не в пример больше, Ливадийский не в пример пышнее, но ни тот, ни другой, не возбуждают у путешественников столько романтических чувств и мыслей, сколько Ласточкино гнездо.

Оно вознеслось на отроге мыса Ай-Тодор и парит над морем. В свою очередь, и мыс Ай-Тодор тоже является отрогом горы Могаби, и состоит из трёх скалистых выступов. На западной части мыса сохранились остатки римской крепости, что не удивительно: побережье отсюда прекрасно просматривается в обе стороны.

Центральный отрог именуется Манастыр бурун, на нём был расположен древний монастырь Святого Феодора Стратилата (Ай-Тодор фактически является татарской транскрипцией этого названия: ай - святой, Тодор - Феодор). Этот отрог и дал название всему мысу. Ещё в путеводителе 1880 года отмечалось, что на вершине мыса находятся развалины небольшого строения, которые принадлежат греческой церкви.

-2

В 1835 году на высоком мысу возводится маяк. Что тоже неудивительно, потому что обзор великолепным был не только с мыса, но и сам мыс виднелся на большом расстоянии с моря. Инициировал строительство маяка командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Петрович Лазарев (один из первооткрывателей Антарктиды и автор первого генерального плана застройки Севастополя, между прочим).

С 1827 по 1865 год владелицей этих земель была баронесса де Беркгейм. Она прибыла в Крым в 1824 году, вместе с матерью баронессой фон Крюденер, находившейся в близких дружеских отношениях с императором Александром I, и её близкими подругами: княгиней Анной Голицыной, владевшей имением Кореиз, и графиней де ля Мотт, французской авантюристкой.

-3

Причиной появления этой весёлой компании в Крыму стала ссылка графини де ля Мотт, в России в то время известной как графиня де Гаше, в Крым. Тут графиня и скончалась в 1826 году. Баронесса де Беркгейм и княгиня Голицына, движимые идеей создать в Крыму “колонию пиетистов” (пиетизм - изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующийся приданием особого значения личному благочестию, религиозным переживанием верующих, ощущению живого общения с Богом), прибыли на полуостров, где баронесса и приобрела участок с мысом Ай-Тодор.

-4

Имение после смерти баронессы де Беркгейм по завещанию княгини Анны Голицыной, согласно решению суда было передано Марии Ивановне, Николаю Ивановичу и Александру Ивановичу Гончаровым. Но в резудьтате накопления налоговых долгов и других затрат на содержание имения, Гончаровы стали распродавать его по частям.

В мае 1888 года эти участки купил у Гончаровых врач Адальберт Тобин, участник Крымской войны и Балаклавской битвы. Тобин к тому времени владел домом в Ялте и имел большую врачебную практику там же. А с 1876 по 1882 год Тобин служил врачом в больнице при императорской резиденции в Ливадии.

-5

Именно Адальберт Тобин строит на скале первый дом в 1889 году. Это был небольшой дом, построенный на западной стороне скалы, с белой балюстрадой на крыше. Тобин назвал его “Белая ласточка”. Вокруг этого дома на утёсах были разбросаны дачные домики на землях, также принадлежавших Адальберту Тобину. Вероятно, он сдавал их в наём отдыхающим.

Жена предприимчивого врача, урождённая баронесса фон Штейнгель, тоже приобретала участки тут и построила на Аврориной скале, на высоте 38 метров, каменный дом над обрывом, названный “Генералифе”. В путеводителе 1894 года сказано: “на последнем утёсе, у края обрыва, стоит дом г. Тобина, в виде замка с башнею”. Это первое “ласточкино гнездо” (термин впервые употребила в своём путеводителе Анна Москвич в 1889 году) запечатлели на своих картинах Лев Лагорио и Алексей Боголюбов, а также фотограф Сергей Прокудин-Горский.

Первая "Ласточка". Фото Сергей Прокудин-Горский
Первая "Ласточка". Фото Сергей Прокудин-Горский

Семья Тобина - Штейнгель развивала замысел создания нового курорта на Ай-Тодоре, но в 1891 году умирает Адальберт Тобин, и его супруга вынуждена начать распродавать имение. Первым был продан участок с каменным домом, оштукатуренным в красный цвет. В октябре 1802 года его купила младшая сестра хозяйки, баронесса Софья фон Штейнгель. В 1908 году этот замок был описан под названием “Генералифе”, более известная под названием “Ласточкино гнездо”, и было отмечено, что комнаты здесь не сдаются.

Большую же часть земель скупил действительный статский советник, потомственный дворянин и знаменитый меценат Павел Григорьевич Шелапутин, на средства которого, в том числе, был создан эллинистический зал Музея изящных искусств. На мысе был построен небольшой курорт “Жемчужина”, который был описан в путеводителе 1908 года: “С восточной стороны маяка - имение П. Г. Шелапутина „Жемчужина“, занимающее свыше 13 дес. и имеющее 8 дач различной величины, в 11, 4, 3 и 1 комнаты, которые сдаются помесячно. … Комнаты сдаются с прислугой и самоварами, питьевая вода привозная. Среди дач одна расположена над обрывом между „Генералифе“ и маяком, и также известна под названием “Ласточкино гнездо””

-7

В 1911 году имение вновь меняет хозяев. Новым владельцем становится московский миллионер Эмиль Карлович Рахманов. Он и его старший брат, философ Георгий Рахманов, запомнились строительством доходных домов в столице в стиле ампир, сделав их своего рода визитными карточками своей фамилии.

Именно при Сергее Рахманове появился нынешний замок “Ласточкино гнездо”. Сложнейший проект в 1911 году выполнил инженер Николай Сергеевич Шервуд, сын архитектора Сергея Шервуда (Крестовоздвиженская церковь в Дарне), внук архитектора Владимира Шервуда (Императорский Исторический музей, Москва).

-8

А уже в 1913 году на тесной площадке отрога Манастыр бурун был построен готический замок. Архитектору пришлось немало потрудиться, вписывая замок на ограниченном пространстве и располагая комнаты внутри действительно “птичьих” объёмов. Так, кабинет, гостиная и две спальни последовательно располагались в башне в разных уровнях. Имение получило уже почти официальное название “Ласточкино гнездо”. Иногда его называли “Ласточкино гнездо Рахманова”, а иногда “Новое Ласточкино гнездо”.

Но Рахманов владел виллой всего год. Он умер в 1914 году, и участок с замком по наследству отошли к его жене и дочери. После октября 1917 года, вплоть до 1920 года, дочь Рахманова проживала в замке со своим мужем, учёным Владимиром Кюлевым. Они эмигрировали во Францию в ноябре 1920 года, незадолго до окончательного установления в Крыму советской власти.

-9

После отъезда владельцев имение было разграблено, похищена была ценная коллекция картин. Согласно описанию, сделанному в 1920 году это “Каменное здание с плоской крышей, одноэтажное, с круглой башней, возвышающейся над самим обрывом, в восточно-южном углу этого дома-замка… В доме всего четыре комнаты и в башне передняя. Напротив прилепилась к скале каменная кухня без окон, со стеклянной крышей… Несколько старых можжевельников, дико растущих на западной границе имения, составляет всю растительность этой скалы… Водопровод проведён от источника Михайловский, находящийся над Алупкой верстах в девяти от имения... Отопление в доме - каминное, в кухне железною плитою. Освещение керосиновыми лампами”.

В годы гражданской войны имение было заброшено, а потом передано в ведение Главного управления совхозами Крыма. В 1927 году в Крыму случилось сильное землетрясение, и часть скалы с садом обрушилась в море, в самой скале возникла трещина, а балкон навис над обрывом. Но при этом само здание почти не пострадало. В 1930-е годы здесь находился читальный зал санатория “Жемчужина”, но вскоре здание признали аварийным и закрыли для посещения.

Восстановление памятника началось только в конце 60-х гг ХХ в. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, сам он был отреставрирован. Кстати, именно тогда же, в 1968 году, были надстроены 4 декоративных шпиля на башне, и Ласточкино гнездо обрело свой окончательный облик. В недавнем прошлом консольная плита, заведённая под здание в 60-х треснула, и сохранение памятника становится той ещё архитектурно-инженерной задачкой.

Разумеется, не смогли обойти вниманием такую натуру и отечественные кинематографисты. Тут снимали “Академию” и “Путешествия пана Кляксы”, “Забытую мелодию для флейты” (гастроли “Тамбовского хора”), но самую большую известность принёс объекту фильм Станислава Говорухина “Десять негритят”.

Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канал на Бусти

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос