Большинство статей о Говарде Филлипсе Лавкрафте начинаются одинаково — с указания на то, что писатель был неизвестен при жизни, но стал всемирно известен после смерти. На самом же деле этот ныне прославленный мастер сверхъестественного ужаса жил в бедности, зарабатывал от случая к случаю и публиковался почти исключительно в любительских журналах. Не подозревая о том, что в будущем его творчество окажет огромное влияние не только на жанровую литературу, но и на популярную культуру в целом.
Говард родился в Провиденсе (штат Род-Айленд, США) в 1890 году. Он рос, читая волшебные истории, среди которых особое место занимали сказки «Тысячи и одной ночи». Мальчик был очарован красотой древней арабской культуры. В своих фантазиях он представлял себя героями восточных сказок. Позже это увлечение покинуло его, и Говард обратился к своему европейскому наследию — греческой и римской мифологии. Но увлечение детства не исчезло — именно в древних сказаниях Востока можно найти корни многих сказок, написанных Лавкрафтом.
В детстве Говард часто болел, и с раннего возраста его мучили кошмары. В то же время он рос с любовью к литературе. Прочитанные в книгах рассказы о приключениях, дальних странствиях и таинственных местах будоражили его воображение и побуждали к созданию собственных историй. К сожалению, ранние произведения Лавкрафта до нас не дошли. Его первым рассказом стал «Зверь в пещере», который Говард написал в 14 лет. В рассказе нет ни древних богов, ни кошмарных существ из других измерений.
Лавкрафт был самопротиворечивым человеком. Посторонним казалось, что он живет изолированной жизнью — и во многом так оно и было. Но в то же время Лавкрафт общался со многими людьми через письма, а на «живых» встречах он легко становился «сердцем вечеринки». Он не любил романтизм, но следы его явно прослеживаются в его творчестве. Его взгляды были ультраконсервативными, даже откровенно ксенофобскими, но у него были друзья разных национальностей. Наконец, Лавкрафт презирал всякую мистику и ненаучное мракобесие, но при этом его произведения пронизаны мистическим мироощущением.
Еще один парадокс касается стиля самого автора. Даже современники Лавкрафта считали его стиль крайне архаичным. В его романах почти нет действия, повествование растянуто, и, что особенно интересно, автор использует большое количество прилагательных «ужасающий», «невообразимый» и «богохульный».. Уже в начале ХХ века такой стиль письма считался бы устаревшим. Вместе с тем и сегодня, в начале XXI века, многие находят в его стиле особое очарование. Читая произведения Лавкрафта и погружаясь в его слова, со временем начинаешь замечать, что за монотонной структурой языка скрывается подлинный сверхъестественный ужас, который надолго остается с вдумчивым читателем.
Мифология Лавкрафта
Говард Филлипс Лавкрафт создавал свои собственные оригинальные миры, наполненные поистине ужасающими существами. Многие из этих существ он придумал сам, другие заимствовал из мифологии или из произведений других писателей и неизбежно переосмысливал их. На протяжении почти целого столетия боги и демоны Лавкрафта появлялись в самых разных произведениях.
Ктулху
Один из самых известных и популярных богов и богинь лавкрафтианского пантеона. Относится к Великим Древним Богам. Внешне имеет черты осьминога, дракона и человека, но конкретных описаний его внешности не существует. Обычно его изображают с щупальцами и небольшими крыльями.
В этот самый момент Ктулху спит в городе Р'льех, расположенном на дне Тихого океана. Древние боги посылают людям кошмарные сны, и особо чувствительные могут их видеть. По всей земле существуют тайные культы, призывающие Ктулху и поклоняющиеся ему. Однажды он пробудится, и человечество окажется в беде.
Азатот
Верховное божество
Шаб-Ниггурат
Иногда в русском языке пишется Шуб-Николат. Черный козел в лесу с тысячей ягнят. Метаморфический бог плодородия. Несмотря на то, что его называют козлом, он напоминает аморфную громадину с бесчисленными щупальцами и множеством отверстий во рту.
Шаб Николат постоянно рождает деформированное потомство, которое затем пожирается, переваривается и снова выплевывается, и этот процесс продолжается бесконечно. Отвратительная плодовитость этого божества привела к дикому предположению, что Шаб-Николат на самом деле девушка. Однако это маловероятно - скорее всего, у плодовитого лесного зверя вообще нет пола.
Йог-Сотот
Хранитель мировых врат Йог-Сотот представляет собой физическое воплощение бытия. Это божество существует одновременно в каждой точке всего времени и пространства. Страшным людям он может являться в виде светящейся сферы.
Глубоководные
Разумное земноводное, в облике и строении которого сочетаются черты человека, рыбы и рептилии. Поклонялись Дагону и его жене Гидре.
Ми-Го
Они похожи на насекомых, но на самом деле являются разумными грибами с планеты Югат (планета на краю нашей Солнечной системы). Они приходят из глубин космоса. Они могут перенести вас в другие миры, но только если сначала отделят вашу голову от тела. Не волнуйтесь, они вернут голову на место после окончания "путешествия". Хирургическое мастерство Миго достигло своего апогея.
Влияние Лавкрафта
Идеи, высказанные Лавкрафтом в его произведениях, нашли большой отклик в умах художников, писателей и режиссеров. Во-первых, Лавкрафтом вдохновлялись создатели знаменитого «Чужого». Дэн О’Бэннон, сценарист фильма, с детства был знаком с творчеством этого странного человека, и, работая над сценарием он постарался сохранить верность духу и стилю Лавкрафта. Это не понравилось всем участникам съемок, и в окончательном варианте фильма отсутствует ряд ссылок на тв Лавкрафта. Тем не менее, многие из них были сохранены. Главное, что удалось передать зрителю, — это гнетущая атмосфера, характерная для творчества Лавкрафта.
Другим важным популярным проектом, родившимся в XXI веке, стал сериал «Настоящий детектив». Особенно большой резонанс вызвал его первый сезон. Создатели сериала при его создании ссылались на большое количество произведений. В этом списке нашлось место и для Лавкрафта.
Хастур, или Желтый король, появляется в «Настоящем детективе» в виде спиралевидного вихря — именно так он представляется смертным. Хотя Лавкрафт не придумал этого персонажа, он описал Хастура как часть «мифов Ктулху», ставшего впоследствии классическим. Спираль на теле жертвы также является символом Хастура.
Даже Джордж Мартин признается, что проза Лавкрафта оказала большое влияние на его детство. Одним словом, Лавкрафт создал огромный мир, который продолжал расширяться и расти после его смерти.Идеи, высказанные Лавкрафтом в его произведениях, нашли большой отклик в умах художников, писателей и режиссеров ХХ и ХХI веков. Во-первых, Лавкрафтом вдохновлялись создатели знаменитого «Чужого».