Определение видов подчинительной связи в словосочетаниях – обязательный базовый навык, которым должен овладеть любой школьник.
Сама тема "Словосочетание" относительно нетрудная, но есть некоторые неприятные грабли, на которые хоть единожды, но становился каждый школьник, пока осваивал данную тему.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИД СВЯЗИ В ЛЮБОМ СЛОВОСОЧЕТАНИИ.
Я не буду вдаваться в детали самого термина, потому как надеюсь, что узнать словосочетание может каждый.
Хотя нет, пару слов сказать придётся (сегодня в своём Телеграм-канале провожу викторину, где один из вопросов как раз и связан с распознаванием словосочетаний и не словосочетаний, и уже вижу, что некоторые допустили при ответе на этот вопрос ошибки).
Словосочетание – это объединение двух и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически подчинительной связью.
Расшифровываю. Чтобы словосочетание являлось таковым, оно должно соответствовать 3 условиям:
✔️ должно состоять минимум из 2 слов самостоятельных частей речи;
✔️ слова должны "дружить" по смыслу и грамматически (формы рода, числа, падежа согласно законам русской грамматики);
✔️ между словами должно быть подчинение: от главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Если в выписанном нами сочетании слов нарушено хотя бы одно из этих условий, такое сочетание НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ.
СРАВНИМ:
ОСЕННИЙ ЛЕС КРАСИВ.
❤️ ОСЕННИЙ ЛЕС – это словосочетание (прилагательное и существительное связаны по смыслу и грамматически, и есть главное и зависимое слово: лес КАКОЙ? осенний).
❤️ ЛЕС КРАСИВ – это не словосочетание (прилагательное и существительное хоть и связаны по смыслу и грамматически, но между словами отсутствует подчинение, т.к. оба слова главные: лес КАКОВ? красив, красив ЧТО? лес). По-другому говоря, подлежащее и сказуемое не словосочетание.
Теперь о видах подчинительной связи.
Существует несколько классификаций словосочетаний:
✔️ по опорному слову;
✔️ по степени связанности компонентов;
✔️ по виду подчинительной связи.
Но именно последняя классификация (по виду подчинительной связи) проверяется особо тщательно на уроках, т.е. это тот минимум, который школьники должны усвоить.
Подчинительная связь бывает трёх видов:
✔️ СОГЛАСОВАНИЕ
✔️ УПРАВЛЕНИЕ
✔️ ПРИМЫКАНИЕ
Что необходимо для качественного освоения данной темы?
Конечно, сначала нужно разобраться в самих понятиях, знать отличительные особенности каждого вида. Но одно дело – знать смысл понятий, и совсем другое дело – определять вид подчинения для конкретного словосочетания.
У наших школьников, как обычно, теория с практикой редко дружат, потому нужен чёткий алгоритм по определению видов подчинения.
Кстати, для определения вида связи существует несколько способов. Про все сегодня напишу.
Сначала вспомним очень кратко теорию.
✔️ СОГЛАСОВАНИЕ – видя связи, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже (белый платок, прочитанная книга, пятый этаж).
✔️ УПРАВЛЕНИЕ – вид связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова (писать письмо, чай с лимоном).
✔️ ПРИМЫКАНИЕ – вид связи, при котором зависимое слово примыкает к главному только по смыслу (говорить чётко, умение дружить).
Исходя из своего опыта работы с учениками, могу сказать, что данные формулировки для учеников что пустой звук. Они только подсказывают, откуда берутся сами термины: согласование (согласуется), управление (управляет), примыкание (примыкает). Я уже не говорю про указание вида связи в конкретном словосочетании.
Как мы с учениками разбираем этот в целом довольно простой материал?
1. ТОЛКОВАНИЕ ТЕРМИНОВ
Почему дети часто не любят русский язык? Потому что, в отличие от физики, биологии, химии, где всегда можно провести параллель с реальной жизнью, поставить эксперимент, потрогать руками конечный результат, в языке мало реального: слова, слова, слова...
Я всегда стараюсь объяснять теорию на пальцах, т.е. на конкретных житейских ситуациях.
Главное слово – господин, хозяин, барин.
Зависимое слово – слуга, подчинённый, бесправный субъект.
СЛУГА может зависеть от своего ХОЗЯИНА по-разному.
❤️ При СОГЛАСОВАНИИ: зависимое слово – РАБ (абсолютно бесправное существо; род, число и падеж зависимого слова полностью зависят от капризов главного слова – САМОДУРА-ГОСПОДИНА):
✍️ белый платок (белый – муж.род, ед.число, имен.падеж)
✍️ белая лилия (белая – жен.род, ед.число, имен.падеж)
✍️ белые цветы (белые – мн.число, имен.падеж)
✍️ белых цветов (белых – мн.число, род.падеж)
❤️ При УПРАВЛЕНИИ: зависимое слово – СЛУГА (зависит от главного слова частично: ГОСПОДИН командует, в какой падежной форме зависимое слово при нём будет стоять, остальные признаки, род и число, ему неподвластны):
✍️ читать книгу (книгу – ВИН. ПАДЕЖ, жен.род, ед.ч.)
✍️ читать роман (роман – ВИН. ПАДЕЖ, муж.род, ед.ч.)
✍️ читать письмо (письмо – ВИН. ПАДЕЖ, сред.род, ед.ч.)
✍️ читать стихи (стихи – ВИН. ПАДЕЖ, мн.ч.)
❤️ При ПРИМЫКАНИИ: зависимое слово – СВОБОДНЫЙ ГРАЖДАНИН (зависит от главного слова только по смыслу, а вот родом, числом и падежом с главным словом не связан, т.е. ГОСПОДИН не имеет больше над зависимым словом никакой власти):
✍️ говорить чётко (род, число и падеж не определяется)
✍️ умение дружить (род, число и падеж не определяется)
2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ВИД СВЯЗИ
Если суть терминов ясна, переходим непосредственно к определению вида связи.
Есть два простых, а главное, действенных способа определения вида подчинительной связи. При этом не нужно проверять род, число, падеж главных и зависимых слов. Не тратьте на это время. Это ДОЛГО! А мы хотим БЫСТРО, потому что на контрольной времени в обрез!
СПОСОБ 1: Проверь, КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ 👉 ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.
❤️ При СОГЛАСОВАНИИ зависимые слова – это части речи, которые меняются по родам, числам, падежам:
✍️ прилагательное (какой?) – солнечный день
✍️ причастие (какой?) – вымытая посуда
✍️ числительное (какой? который?) – десятый этаж
✍️ местоимение (какой? чей?) – некий гражданин
❤️ При УПРАВЛЕНИИ зависимые слова – это части речи, которые меняются только по падежам:
✍️ существительное (кто? что?) – ходить в лес
✍️ числительное (сколько?) – нас двое
✍️ местоимение (кто? что?) – любила его
❤️ При ПРИМЫКАНИИ зависимые слова – это части речи, которые не изменяются по родам, числам, падежам:
✍️ наречие (как?) – очень вкусный
✍️ инфинитив (что делать? что сделать?) – умение дружить
✍️ деепричастие (что делая? что сделав?) – сделать не глядя
✍️ неизменяемые прилагательные – час пик, стиль брасс, юбка мини
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
✔️ В роли зависимых слов для каждого вида связи мы выбираем именно те части речи, которые меняются именно так, как того требует сам вид связи:
СОГЛАСОВАНИЕ – по родам, числам, падежам,
УПРАВЛЕНИЕ – только по падежам,
ПРИМЫКАНИЕ – не изменяются вовсе.
✔️ Для каждого вида связи свои части речи, они нигде не повторяются, поэтому всегда работают, нужно только выучить.
✔️ Нельзя определять вид связи по вопросу, заданному от главного слова к зависимому. Вопрос нужен только для того, чтобы найти зависимое слово:
день КАКОЙ? солнечный – согласование;
лист КАКОЙ? берёзы – управление
умение КАКОЕ? танцевать – примыкание.
👉 Вопросы одинаковые, а виды связи разные.
СПОСОБ 2: Задай вопрос.
Если ученик забыл, какие части речи подходят для каждого вида связи, можно поступить ещё проще:
❤️ будет СОГЛАСОВАНИЕ, если зависимое слово отвечает на вопрос КАКОЙ?
❤️ будет УПРАВЛЕНИЕ, если зависимое слово отвечает на вопросы КТО? ЧТО? СКОЛЬКО?
❤️ будет ПРИМЫКАНИЕ, если зависимое слово отвечает на другие вопросы.
Всё просто!👍
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!