Служил я одно время на не очень высокой должности, но в очень, при этом, высоком органе государственного управления. Был чиновником, другими словами. Себя мы с гордостью называли на старинный, ещё петровский манер, – государевы люди. И была в этом особая гордость. Отчизне служим! Молодая, самостоятельная, независимая Беларусь только-только ступала на путь собственного развития. Первые шаги делала.
Шла вторая половина 90-х годов. Лихих, как принято называть их сейчас. А я лично никакой лихости особо и не заметил. Работа, госслужба! Задач стояло перед нами столько – что хоть домой не уходи. Суббота на рабочем месте – нормальное явление. Да и в будни, задержаться на пару часов на службе – дело обычное. И никто не требовал для себя дополнительных привилегий, двойных оплат и отгулов за переработанное время. Такого и в мыслях не было. Работали по принципу – надо, значит надо. И, конечно же, в процессе работы происходили всякие забавные, порой нелепые, а тем и запоминающиеся истории.
Ниже я предложу вам, мои искушенные в изящной словесности читатели, несколько таких коротеньких сюжетов.
Первый будет называться – «Еврейские кучки»;
Второй – «Мировой закусон»;
Третий, с вашего позволения, - «Благородный господин»;
Четвёртый – «Даёшь стране угля».
Не желая утомлять ваше внимание долгим вступлением (а краткость, как известно – сестра таланта), перейду, пожалуй, к сюжету первому.
ЕВРЕЙСКИЕ КУЧКИ
Дело было весной. Ранней, как сейчас помню. В преддверии еврейской Пасхи. На календаре пятница - конец рабочей недели. Насыщенной всякими событиями, активной работой и нервным напряжением. В обед мы с коллегами, чего уж греха таить, приняли грамм по сто пятьдесят коньячка. Полагая, что скоро по домам, позволили себе немного расслабиться. А погодка на улице была просто замечательно-прекрасная. То Солнце засветит на каких-то полчаса, то шквалистый ветер вдруг нагонит облаков-туч, из которых как сыпанёт то снегом, то градом. И всё так вокруг потемнеет, померкнет светило небесное. Такое явление в народе называют «еврейские кучки». И бывает оно только раз в году – именно ранней весной, в канун Пасхи избранного Богом народа!
Нет, ну так-то на головы белорусов (я не в смысле национальной принадлежности, а в смысле всего населения нашей страны) постоянно
что-нибудь сыплется. То дождь, то снег, то град, то снег с дождём, то дождь со снегом. Зонтики, плащи-дождевики и резиновые боты есть почти у каждого почтенного гражданина нашей (как по-старому говорили) республики. Но мы не жалуемся. В этой связи вспоминаю слова своего приятеля Виктора – дежурного по автостоянке, крепкого такого, рослого мужика, по образованию, между прочим, философа: «Дождь – это просто вода»!
Фантастически в точку!
Недаром же философ. Или как в прежние века говАривали с ударением на последнем слоге – филосОф.
Так вот, и в тот пятничный день за окном были те самые кучки. Погодка! Впрочем, находясь под согревающим действием небольшой дозы хорошего коньячка, нам все эти природные катаклизЬмы были Ультрафиолетовы!
Но…Время идёт тааак медленно! (Так и хочется добавить – а годы летят тааак быстро). До конца рабочего дня, а соответственно и недели, ещё часа три, как минимум.
И тут в мою светлую голову приходит конгениальная мысль предложить шефу, кабинет которого был за стенкой, отпустить наш, преданный ему всей, разумеется, душой, отдел домой на час раньше. Как в предпраздничный день, Пасха же у дружественного народа! Понимать надо!
Наскоро проведя с коллегами оперативное совещание по вышеозначенному вопросу и, получив полную поддержку и одобрение, я, поправив галстук, пошёл к вождю.
Именно так называли мы за глаза своего шефа – человека умного, решительного, но с нами порой жёсткого. Вождь! Как у индейцев племени мумба-юмба!
Стучусь в дверь и, нерешительно переминаясь с ноги на ногу, вхожу. У двери же и остановливаюсь. Шеф, он же вождь сидит за столом, изучая какой-то документ. И скорее всего, по случаю пятницы – инструкцию по эксплуатации очередного лодочного мотора.
- Что хотел? – обратился он ко мне, не отрывая взгляда от чтива.
- Александр Михайлович, - начал я бодренько, - есть рационализаторское предложение…
- Какое именно? - взгляд высокого руководителя стал осмысленным и даже заинтересованным.
- Есть предложение…Поскольку сегодня предпраздничный день, еврейская же Пасха завтра, то, как и положено, отпустить нас по домам на час раньше..
Сказав это, я замолчал, совершенно не предполагая, что будет далее. Какую реакцию вызовет это моё «рацпредложение» у вождя. Нрав то у него ого-го! Крутой!
А он, ни секунды не задумываясь, тут же и выдал. Экспромтом.
- А ты покажи, что у тебя обрезан, так я тебя на весь день отпущу…
…Даааа…Одни троеточия…Что тут ответишь…Спиной вперёд вышел я из начальственного кабинета и зашёл в свой. Где и доложил страждущим коллегам о результатах миссии. Провальных, разумеется.
Думаю, шеф отчётливо слышал через несколько минут громкий смех своих подчинённых, прослушавших мой доклад. И будучи также человеком с юмором, скорее всего улыбнулся себе в усы.
Мораль- знай, к кому с шуточками подкатывать, да с подколочками.
Иначе конфуза не избежать!
МИРОВОЙ ЗАКУСОН
(сюжет второй)
Точно не припомню уже, но, скорее всего, дело было зимой. Работали мы в тот день допоздна. Мы – это я и моя коллега Антонина Семёновна. Поручено было нам подготовить важные сведения в разрезе по отраслям и по годам нарастающим итогом для доклада нашего высокого руководства ещё более высокому руководству. Задача и серьёзная и очень объёмная поставлена была перед нами. В пятницу. Так как доклад сей должен был состояться в понедельник.
Сидели мы у компьютера, рылись по папкам-скоросшивателям, извлекая отовсюду необходимые сведения. И не заметили, как стрелки часов достигли отметки в 22.00. Ого! Рабочий день в пятницу сокращённый, до 16.45. То есть мы уже более пяти часов переработали!
Жрать охотааааа, братцы! Атас!
Переглянулись мы с Антониной Семёновной и решили сделать перерыв на перекус. Дело в том, что в нашем кабинете стоял общий холодильник, куда складывали принесённую с собой еду сотрудники нашего учреждения. И при желании всегда можно было утолить голод кусочком колбаски или сыра. Всегда, но не на сей раз! Когда это было особенно остро необходимо.
«Что же вы обнаружили в холодильнике?», - спросите вы, мои пытливые читатели.
«Спасибо за вопрос», - отвечу вам я.
Улов наш был весьма скромен и даже аскетичен. Набор блюд не блистал изысканностью, но зато несомненно был оригинален. А именно – полбутылки коньяку и … мороженые опята в пакете! О, как! Всё, как грицца, включено. Одни вкусняшки.
Конечно, простому нормальному среднестатистическому человеку такое меню и в страшном сне не приснилось бы. Но только не государевым людям, привыкшим к тяготам и лишениям. И мы не дрогнули. Отхлебнув по глоточку, мы с урчанием грызли своими молодыми зубами мороженые опята. Хорошо, что хоть с солью, правда, без хлеба. Холодные только и
твёрдые как камень. Вкус, как говаривал незабвенный Аркадий Исаакович Райкин, спецфицский! Но нас это обстоятельство нисколько не смущало. Тут уж не до вкуса. Червячка бы заморить по-быстрому и за работу. В разрезе, так сказать, отраслей, да с нарастающим итогом…Задача должна быть выполнена любой ценой, отговорки не принимаются. Мы её и выполнили абсолютно успешно. Руководство не подвели.
Как и нас самих не подвели наши желудки, которые великолепно справились с таким чудным набором продуктов. Все обошлось без расстройств и больничных.
Наверное, коньяк был хорошим !
…ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…