Найти тему
Альбом историй

"Воздушный мост": холодная война

После Второй Мировой войны между странами-победительницами началась борьба за первенство в экономическом, политическом и идеологическом вопросах.

1945 года на
Потсдамской (Берлинской) конференции представители трех стран-победительниц (Великобритании, США, СССР) - У. Черчилль, Г. Трумэн, И. Сталин - решили дальнейшую судьбу Германии, утвердив принцип «4 Д»: денацификация (очищение всех сфер общества от влияния нацистской идеологии), демилитаризация (ликвидация военных укреплений, сооружений и запрет на содержание вооруженных сил), демократизация (восстановление гражданских прав и свобод), демонополизация (создание конкурентной среды на внутреннем рынке).

Весной 1948 на территории Германии утвердились
2 сферы влияния: США, Великобритания, Франция (ФРГ) и СССР (ГДР). Западные страны и США хотели сделать Германию платежеспособным государством с рыночной экономикой для того, чтобы оно выплачивало им денежную контрибуцию.
СССР на тот момент планировал создать социалистическое государство с плановой экономикой на востоке страны, для этого им нужны были ресурсы. В качестве контрибуции он вывозил с оккупированых территорий Германии заводское оборудование.

Западная часть Германии, часть Берлина (капиталистический анклав) были сферой влияния Америки, Великобритании, Франции. Остальная территория контролировалась СССР. Фактически западный Берлин был оккупирован, и это получило название «малая блокада».
Западная часть Германии, часть Берлина (капиталистический анклав) были сферой влияния Америки, Великобритании, Франции. Остальная территория контролировалась СССР. Фактически западный Берлин был оккупирован, и это получило название «малая блокада».
Американская карикатура 1948. Западный пропагандистский плакат времен Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в смертельных объятьях.
Американская карикатура 1948. Западный пропагандистский плакат времен Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в смертельных объятьях.

О дальнейшей судьбе Германии державы не смогли договориться, поэтому глава советской военной администрации в Германии, маршал Соколовский, издал приказ о временном закрытии границ советской зоны. Начались «ремонтные работы на железнодорожных путях и автотрассе», отключили подачу электроэнергии и перекрыли все наземные и водные пути в город. Более 2,4 миллиона человек были под угрозой смерти, ведь продовольствие больше не поступало. И тогда западные страны нашли лазейку: официально воздушные границы не были закрыты. Тогда перед странами-союзницами встала непростая задача - снабдить более 2,4 миллиона человек ежедневным рационом еды, для этого в день на самолетах было необходимо перевозить более 1500 тонн груза и 2500 тонн угля для выработки электричества.

Блокада продолжалась
с июня 1948 по май 1949. На протяжении почти года ежедневно совершалось по 1500 рейсов в день. самолеты садились в аэропорту Темпельхов.

После прихода нацистов к власти аэропорт был признан одним из важнейших объектов германского плана - нацистского видения Берлина как столицы мира. Альберт Шпер, главный архитектор Третьего рейха, хотел сделать аэропорт Темпельхоф главным окном в мире Тысячелетнего рейха. Планы были быстро воплощены в жизнь. В период с 1936 по 1941 год было построено новое монументальное здание аэропорта.
После прихода нацистов к власти аэропорт был признан одним из важнейших объектов германского плана - нацистского видения Берлина как столицы мира. Альберт Шпер, главный архитектор Третьего рейха, хотел сделать аэропорт Темпельхоф главным окном в мире Тысячелетнего рейха. Планы были быстро воплощены в жизнь. В период с 1936 по 1941 год было построено новое монументальное здание аэропорта.
Берлинцы смотрят на посадку самолета в аэропорту Темпельхов.
Берлинцы смотрят на посадку самолета в аэропорту Темпельхов.

СССР понимал, что блокада западного Берлина может привести к полной сдаче города советским войскам из-за нехватки продовольствия, электричества, а значит, и утверждением доминантности советской власти на территории Германии. По этой причине он держал блокаду почти год.

«Воздушный коридор», который вел к аэропорту Темпельхов пролегал над жилыми кварталами Берлина. Один американский летчик, Гейл Хелворсен, придумал делать парашютики из носовых платков, привязывать к ним пакетики с конфетами, вафлями и изюмом и выбрасывать их из кабины самолета. Он стал делать это каждый рейс. Его примеру последовали и другие летчики. Их самолеты дети стали называть «изюмными бомбадировщиками». Затем к этой затее присоединились кондитерские компании, которые стали поставлять в Германию уже готовые упаковки сладостей, прикрепленные к таким же парашютикам. Эта благотворительная компания получала название «Операция малый провиант».

Гейл Хелворсен.
Гейл Хелворсен.
Летчик бросает с борта самолета парашютики со сладостями над Западным Берлином.
Летчик бросает с борта самолета парашютики со сладостями над Западным Берлином.

Уильямом Х. Таннером была разработана операция «Провиант». Заработали сразу три «воздушных коридора»: самолёты летели в Берлин по южному коридору из Франкфурта и северному из Гамбурга, а возвращались по центральному коридору в Ганновер. Самолёты начали садиться в Темпльхофе каждые три минуты. На посадку отводилась всего одна попытка, если пилот не мог сесть с первого раза, он возвращался обратно, не разгрузившись. Они разгружались за семь минут и оставались на земле не более получаса.

Благодаря четкой и строгой логистике Таннера летчикам удалось выполнить первоначальный план: ежедневно совершалось по 1500 рейсов в день, которые перевозили до 4500 тонн груза.

Обложка журнала «Тайм», 1949 год, на ней - генерал Уильям Х. Таннер и его «воздушный мост».
Обложка журнала «Тайм», 1949 год, на ней - генерал Уильям Х. Таннер и его «воздушный мост».

В ночь на 12 мая в 1949 закончились ремонтные работы на железнодорожных путях и автотрассе, продолжавшиеся 10 месяцев и 23 дня. Продовольствие в Берлин стало вновь поступать по суше и рекам.

За время работы моста по нему перевезли 2,34 миллиона тонн грузов.
Жертвами советской блокады стали не только берлинцы, умершие от недоедания и болезней, но и погибшие в авиакатастрофах 101 лётчик, среди которых были 40 англичан и 31 американец.

Итогом «малой блокады» стало резкое
ухудшение отношений жителей Западной части Германии, западного Берлина к властям СССР, а также разделение столицы страны на капиталистические (западная)и социалистические (восточная) части, которое впоследствии превратилось в Берлинскую стену.