Депутат Законодательного собрания Краснодарского края, председатель Комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский в программе «Персона недели» на радио "Комсомольская правда" рассказал о роли семьи и школы в воспитании детей, проблемах в системе образования, едином образовательном стандарте и о том, почему педагог — очень сложная профессия, посвятить себя которой могут далеко не все.
Семья и школа
- Какие проблемы современной школы на Кубани вы считаете самыми острыми сегодня?
- Я бы не делил сегодня проблемы на чисто «кубанские» и общероссийские, скажем так. Главная проблема, при всем внимании власти и общества, в образовании – это отсутствие единства требований родителей и школы. И где ребенок оказывается на разрыве этих требований, там наши проблемы. Как только мы все – и педагогическое сообщество, и школы, и родители – поймем, что мы единое целое, в первую очередь – родители, то ребенок будет видеть в нас единого наставника. Вот тогда масса проблем уйдет сама собой.
- То есть вы считаете, что есть такое разделенное понятие: за что отвечает школа, а за что отвечает семья?
- Ну, семья, к сожалению, часто считает, что школа должна заменить папу и маму, можно поспорить с требованиями учителя, можно ребенку предложить другую «траекторию полета», не подчиняясь тем общим правилам, в рамках которых должны взрослеть дети.
- Какие тогда механизмы стоит использовать и как примирить обе стороны: семью и школу?
- Скорее не примирить, а понять, что мы в ответе за будущее. В конце концов, родителям стоит понять, что ученик проводит 11 лет в школе, а жизнь, она гораздо дольше. И вообще-то родители – это первые учителя ребенка, именно они прививают главные навыки. Школа же развивает, дает основы общих знаний. А дальше траектория полета зависит от многих факторов.
Профессия не для всех
- 2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Как вы считаете, поменялась ли сама профессия учителя, ее задачи, изменились ли сейчас педагоги? Достаточно ли молодых специалистов?
- Знаете, это правило жизни во все времена: подрастает человек – его на руках поднимают. Человек сам не может научиться ходить. В этом мире, чтобы жить, нужен тот опыт, на который мы опираемся. И, конечно, учителя — это и родители, это и первая учительница, воспитатели – помогают нам двигаться по жизни, поэтому роль учителя всегда значима. От просто знаний и навыков до умений взаимодействовать с другими, искать себя. Это профессия, которой посвятить могут себя не все. Она очень сложная, требует ответственности, знаний, коммуникаций. Она требует влюбленности в это дело. И, к сожалению, у нас расхожее понятие: «мы все знаем, как учить и лечить», но не у всех это получается. Я преклоняюсь перед теми людьми, которые посвятили себя этой профессии для того, чтобы молодое поколение росло, взрослело, набиралось знаний и двигало нашу жизнь дальше.
- С молодыми кадрами есть проблема?
- Конечно, есть. На прошлой неделе я был на межрайонном слете молодых учителей в Славянском районе. Там собрались специалисты из шести районов, мы говорили в том числе об этом. Тенденция последних лет: сегодня у нас более мотивированный учитель приходит в школу. Если раньше на педагогическое направление шли, когда не получилось на другие, и конкурс там был ниже из-за снижения престижа профессии, то теперь ребята более заинтересованы. И мне нравится это новое поколение, но в школах все равно не хватает молодых специалистов катастрофически. А ведь они нужны детям: они несут энергию, развивают стремление, становятся «заводилами» больших и малых дел. Меня расстроила цифра, приведенная ректором Армавирского педагогического университета на августовском педсовете, которая показывает, что из общего числа абитуриентов (а их порядка шести тысяч) только 1% ребят пришли по направлению. Мы, наверное, поздновато занимаемся этой темой, здесь многое касается профориентации, мотивации, сопровождения студента. Ведь он должен понимать, что в школе есть наставник, что есть школа, где он пройдет практику, куда отправится работать, что его ждут. А ждать специалиста на выходе – неблагодарное дело. Приходят те, кто уже нацелен на школу, а их мало. Я пришел в школу, не думая, что свяжу свою жизнь с педагогикой. Я заканчивал университет: нас готовили учеными, работниками музеев и архивов. В те годы истфак был идеологическим факультетом. Но я пошел три года поработать в школе. Когда директор узнал, что честно три года отработаю, сказал: «Уважаю за честность, многие приходят на всю жизнь – через год убегают». Так получилось, что попал в хороший коллектив, мне это понравилось, рано был назначен сам директором. Захлестнула эта жизнь, ведь кто задержится в школе на два года, как правило, остаются.
Единая программа и цифровизация
- С 1 сентября этого года во всех школах России, и на Кубани, началось обучение по единым федеральным программам. Вот какие изменения произошли?
- Изменения, сказать, что революционные, неправильно. Мы возвращаемся к каким-то традициям, когда есть некие стандарты федеральные и нет ситуации «учитель выбрал учебник, а школа и родители должны обеспечить это». Мы идем от некой программы, заданной базы, которая затем развивается на дополнительном материале, и любой предмет становится интересен по тем расширенным знаниям. Это основа, которая важна, ведь мы говорим об общем образовательном пространстве. Человек, переезжая из Челябинска в Краснодар, не должен попадать в другое образовательное пространство, темы, понятия, ход событий.
- Какие перспективы у дистанционного образования? Считаете ли вы, что цифровая среда и технологии — это мощный инструмент? Нужно ли им уметь пользоваться?
- Мы никуда от этих технологий не уйдем: цифровизация есть и она должна грамотно использоваться. Для меня моментом истины был 20-й год, когда мы ушли на два месяца на дистанционку. Самый популярный вопрос, который поступал на Законодательное Собрание края: «Когда вы откроете школы? Мы хотим вернуться в школу». Никто не вспоминал про хваленое репетиторство, про цифровые технологии.
- Почему в школах растет нагрузка?
- Нагрузка для всех одинакова. И конечно, есть сложности: в том же девятом классе при шестидневке нагрузка 36 часов, 34 урока, плюс проектная деятельность. На языки стали отводить больше времени, чем раньше. А что вычеркнуть? Литературу, русский язык, географию, историю? Не в тягость учеба, когда это интересно. Когда работал в школе, во вторник проводили учительские совещания. Вот, соберутся после шестого урока учителя и слышно: «Ой, а можно побыстрее?». Я говорю: «А как вы думаете, вот так дети после шести уроков тоже себя чувствуют, а мы их грузим, как на первом». Я бы подразобрался, почему ребенку сложно и посмотрел индивидуально.
Интересная наука
- А чему вас научили за время, когда были в школе? И чему после научили вы, будучи учителем?
- В школе я учил детей, в первую очередь, отстаивать свою точку зрения. Преподавал историю, а это наука интересная, как говорил Ильич, «партийная». На каждый эпизод можно посмотреть с разных углов, как в жизни: разные мнения и ситуации. Поэтому любил учить детей самостоятельности, учил, как аргументированно спорить, с опорой на знания, и приходить к согласию и компромиссу. И чтобы мы понимали, что учительская точка зрения правильна не потому, что она учительская, а потому, что она выверена.
- А в родительских чатах состоите? Их становится все больше.
- Не состою, но иногда попадаю. Знаете, педагогика не терпит этой суеты и публичности. Есть такое высказывание: «хорошо быть принципиальным вообще и беспринципным в частности». Мы знаем, что надо делать, но надо еще думать, как сделать, чтобы твоему ребенку было комфортно. Не надо вовлекать детей в эти взрослые процессы.
ДОСЬЕ:
Виктор Чернявский родился 5 октября 1961 года в станице Марьянской. После окончания школы работал фрезеровщиком на Краснодарском заводе «Тензоприбор». В 1984 году окончил Кубанский государственный университет по специальности «История». Кандидат исторических наук.
С 1984 по 2002 год работал учителем истории, директором школы и руководителем управления образования Славянского района. С 2002 года — депутат Законодательного собрания Краснодарского края. Председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи. Заслуженный учитель Российской Федерации. Награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» I степени.