Расходы – обязательные и не очень
По данным официальной статистики, расходы россиян ежегодно только растут по всем направлениям.
Что обязательно нужно учесть при анализе собственных расходов, какие они вообще бывают?
Глядя на список расходов, всегда можно выделить среди них те, которых не избежать. Это обязательные расходы. К ним обычно относится:
- арендная плата за жилье, если вы его снимаете;
- оплата жилищно-коммунальных услуг;
- оплата интернета и мобильной связи;
- оплата транспортных билетов или проездных;
- обслуживание займов и кредитов;
- налоги;
- обязательные страховые платежи;
- плата за обучение;
- расходы на питание на уровне своего личного прожиточного минимума;
А также иные расходы, которые обязательные для каждого индивидуально.
Часть из этих расходов можно время от времени относительно безболезненно переносить на следующий период, либо договариваясь об этом с получателем денег, либо формируя задолженность по факту.
Но рано или поздно все эти расходы придется оплатить под угрозой более или менее серьезных неприятностей. Поэтому лучше не рисковать и оплачивать обязательные расходы максимально дисциплинированно, в том числе путем создания шаблонов автоплатежа на своих банковских счетах (картах).
Все прочие расходы пока признаем необязательными - в том смысле, что при отказе от них с вами не случится ничего плохого, кроме испорченного настроения или недополученного удовольствия. Хотя следует признать, что грань между обязательными и необязательными расходами порой бывает очень тонкой.
Расширяйте свой личный список обязательных расходов, если какие-то другие расходы для вас совсем-совсем обязательны. Только не удивляйтесь, если денег опять будет не хватать. А при здравом размышлении окажется: часть того, что кажется нам обязательным, можно не покупать вообще, или купить позже, или покупать реже, или покупать в другом месте, или найти более дешевую замену.
Но можно разделить и необязательные расходы на две-три подгруппы с разным уровнем необязательности:
Например, стандартный размер расходов на еду, товары для дома, косметику, посещение кафе с друзьями, походы в кино и на выставки отнести к «условно обязательным», а спонтанные траты на сувениры, новые вещи, алкоголь и сигареты - к «совсем необязательным», и именно к этим последним нужно относиться с наибольшей критичностью. Основная проблема со всеми необязательными расходами - это риск их раздувания. Именно на стимулирование такого рода покупок и направлены основные усилия маркетологов. Необязательные расходы обычно связаны с такими стереотипами потребительского поведения, как подражание окружающим и мнимая экономия. Бывает очень трудно удержаться от покупки, когда что-то не очень нужное продается в формате «два по цене одного»: ведь кажется, что вещь покупаешь вдвое дешевле (хотя на самом деле ее вообще можно было не покупать). Поэтому всегда надо помнить, что даже маленькие расходы могут в итоге превратиться в большие.