Монопигментные против полипигментных.

189 прочитали
Санкт-Петербург, канал Грибоедова. А3.
Санкт-Петербург, канал Грибоедова. А3.

На сегодняшний день популярно мнение о приоритете монопигментных (однопигментных) акварельных красок перед полипигментными (многопигментными).

Проще говоря, когда в составе краски указан один пигмент- это хорошо, а когда два и более - плохо.

Иногда мне хочется поспорить с этим авторитетным утверждением.

Конечно, сомнений нет, что начинающему акварелисту предпочтительны монопигментные краски. Это упростит контроль за количеством смешиваемых пигментов, дабы не допустить образование пресловутой грязи.

Для любителей активного упоённого смешивания, однопигментные незаменимы.

Но в том-то и дело, что монопигментные краски практически не годятся для использования в чистом виде (если только изредка, для акцентов).

Работая ими, мы вынуждены смешивать их без устали.

Часто слышу от уважаемых художников: «Зачем производитель смешал пигменты? Я бы и сам мог сделать это не хуже! »

Это так и одновременно не так.

Действительно некоторые смеси у нас получаются удачными. Но в большинстве случаев, результат смешивания двух однопигментных красок на палитре не равен готовой фирменной смеси .

Потому что у производителя возможностей для создания удачных комбинаций гораздо больше, чем у нас, простых пользователей. Он может использовать пигменты разного помола, «поджаренные» на разную температуру, да мало ли что ещё производитель умеет, колдовать, серебрить, намагничивать, бодяжить с экзотическим гуммиарабиком. Значительная часть «примочек», имеющихся в арсенале производителя, держится в строгом секрете. Потом при использовании эти волшебные краски выдают радужные расслоения и грануляцию. 

Если честно, большинство полипигментных красок ни о чём, мы действительно смешаем на палитре не хуже.

Но некоторые - просто загляденье.

Достаточно взглянуть на палитры Дэниел Смит или Пауль Рубенс.

Уверена, что полный отказ от использования полипигментных красок обеднил бы палитры художников.

С нашей стороны имеет смысл приобретать только те полипигментные краски, которые действительно обладают оригинальными свойствами, а не все подряд, ради симпатичного оттенка.

А чем хорошие краски отличаются от плохих, цветом ли?

Нет, конечно, качественные акварельные краски - это те, которые хорошо смешиваются между собой и с представителями других брендов.

Сколько раз убеждалась и удивлялась, что зелёный пигмент PG7 Невской палитры отвратительно ведёт себя в смесях, после высыхания чернеет и блестит, даже если в составе краски (изумрудно-зелёной) только один пигмент PG7, пользоваться очень сложно. Берёшь Shihanart , а там совсем другая картина. PG7 отлично работает как в монопигментных (однопигментных) красках, так и в полипигментных (многопигментных).

Африканский базар. Нигерия. Для выставки, организованной посольством Нигерии в Москве. 56х76см
Африканский базар. Нигерия. Для выставки, организованной посольством Нигерии в Москве. 56х76см

Так что каждый раз приходится проверять качество красок методом научного тыка, не доверяя маркировке и описанию. Даже драгоценный чужой опыт не всегда пригождается, ведь у всех нас разные техники и разные цели.

Тем не менее, я готова озвучить свои любимые краски, свой основной рабочий набор, состоящий из представителей разных брендов, и сделаю это в следующей статье.

А сегодня подведу итог и озвучу выводы:

🙁 1. Однопигментная/ монопигментная акварельная краска не всегда хороша. Её однопигментность не является гарантией качества и полноценной защитой от образования грязи.

🙂 2. Многопигментная/ полипигментная акварельная краска не обязательно плоха. Совершенно не факт, что она будет образовывать грязь в смесях с другими красками. И не факт, что она будет обладать слабой насыщенностью.

🤔 3. Нет смысла покупать полипигментные краски тех цветов и оттенков, которые можно приобрести в монопигментном исполнении у другого производителя.

🧐 4. Большинство экзотических красок, обладающих интересными свойствами, распадающихся или гранулирующих, могут существовать только в полипигментном варианте, так как их свойства основаны на взаимодействии двух и более разных пигментов.

В моей рабочей палитре присутствуют и те, и другие краски, хотя однопигментных всё-таки больше. К покупке полипигментной краски я отношусь очень внимательно, заранее изучаю её свойства и оцениваю эффективность. Каждый раз задаю себе вопрос: эта краска действительно нужна?

Осенний свет. А3.
Осенний свет. А3.

Небольшой ликбез по пигментам был опубликован ранее:

О качестве акварельных красок.

Ликбез по акварельным пигментам.

Маркировка акварельных красок.