Продолжаем разбирать ошибки с прошлого экзамена, на которые указал ФИПИ (разработчик экзамена). Сегодня очередь задания 37 - написание электронного письма личного характера.
По статистики получился вот такой средний процент по критериям оценивания email:
Лучше всего участники экзамена справляются с ОТ, организацией текста, куда входят вот такие параметры:
Хуже всего даётся языковое оформление текста, что не удивительно. На максимальный балл допускается только 1–2 лексико-грамматические
ошибки И/ИЛИ 1–2 орфографические и пунктуационные ошибки.
Основные ошибки ребят при написании email:
- нет полного и точного ответа на запрашиваемую информацию;
- не умеют задавать вопросы по теме или задают недостаточное количество вопросов;
- неправильно делят на абзацы;
- допускают логические ошибки;
- не делают мостики и не используют средства логической связи при переходе от одного абзаца к другому;
- не знают формул вежливости (особенно для выражения радости по поводу получения электронного письма и надежды на будущие контакты);
- делают лексико-грамматические и орфографические ошибки;
- превышают или занижают объем письма.
Больше не значит лучше. Важно писать именно в установленных границах письма: 100 - 140 слов. Эксперты допускают отклонения в 10% (90 -154 слова), но лучше их не использовать, ориентируемся на цифры в заданиях: 100 - 140 слов.
Примеры ошибок с экзамена
Вот такое задание попалось на экзамене:
Как видите, здесь 3 вопроса, один из которых требует разъяснения (Why?). Вот пример неправильного ответа:
There are many endangered animals in Russia, I think. I consider helping animals very important for many reasons. People need to help zoos and develop animal conservation programs to help endangered species.
В ответе на первый вопрос нет конкретики (what are these): какие именно животные под угрозой исчезновения. Такой ответ оценивается как неполный (+\-). Чтобы получить +, нужно было написать названия животных, например, Siberian tigers, snow leopards, polar bears, beluga whales.
Если экзаменуемый не знает ответа, он все равно должен как-то отреагировать на вопрос, например, по советам ФИПИ можно написать что-то такое:
Однако ФИПИ добавляет:
Такие ответы тоже свидетельствовали бы о неполном освоении предметного содержания речи выпускником, поскольку данная тема должна изучаться в полном объеме согласно школьной программе, но ответы были бы коммуникативно оправданы.
Второй вопрос тоже не дает полной информации (why?) - опять +\-. Я бы предложила написать что-то такое:
Ответ на третий вопрос полный и засчитывается как +.
Еще пример ошибок
Второй вариант вопросов с экзамена:
А вот ответы, которые не засчитали:
I don’t remember (неполный ответ). We have to read many books for our literature classes (ответ фактически не дан). I often read books (неточный).
Кто-то допускает фактические ошибки в имени писателя (неточный ответ):
The last book I read was War and Peace by A. Tolstoy.
Здесь лексическая ошибка препятствует пониманию:
I read book for pleasure rear.
ФИПИ пишет, что были и ответы, которые нарушают социокультурные нормы:
It’s not your business. (и так на все три вопроса)
Я понимаю, что подросток хотел так выразить протест против всех и всего, но эта откровенная глупость. Лучше вообще не сдавать, чем такой фигней заниматься.
Использование стандартных фраз
ФИПИ говорит о том:
Незнание формул этикета оценивается по критерию «Решение коммуникативной задачи». Важно наличие не просто того или иного элемента вежливости, а правильной, общепринятой устойчивой речевой формулы.
Поэтому важно использовать стандартные варианты фразы для:
- Обращение/приветствие:
- Благодарность за полученное письмо и/или выражение положительных эмоций от его получения.
"I’m glad to hear you". - не принимается. Надо: "I’m glad to hear from you."
- Надежда на последующие контакты,
“I look forward to…” - не принимается, т.к. эта фраза для официального стиля. Но можно писать: “Looking forward to…”.
“I’ll be waiting for your letter” - не принимается, "Answer me later" – не принимается.
Вот то, что принимается:
- Завершающая фраза:
- Подпись автора: только имя (на отдельной строке слева, под завершающей фразой, без точки): Sasha
В следующий раз разберем какие ошибки были при задавании вопросов.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
Проверяем реальные emails с экзамена ОГЭ. Главные ошибки и пример на 10 баллов
Можно ли использовать "As for me"в email в ОГЭ и ЕГЭ? Разбираю слова-связки. Часть два.