Найти в Дзене
Борис Новицкий

Существовали ли неизвестные нам носители R1a, которые прибыли на Американский материк?

Для любознательного читателя становится привычным достаточно широкое распространение древней «арийской» символики, в частности «свастических символов» в самых неожиданных уголках Евразии. По крайней мере, изображение свастики на индийских пагодах – факт неоспоримый.

Несколько в стороне осталось широкое распространение свастических рисунков и в северной вышивке Вологодчины и Архангельской области. Но об этом факте напомнили исследования кандидата исторических наук этнолога С.В. Жарниковой, а также индолоша Н. Гусевой. Рисунок свастики в самой обиходной вышивке – полотенца, кружева на рукавах рубах – представлял собой древнюю северную традицию, идущую от самых архаичных предков.

Западные исследователи впервые увидели свастику в Индии на многочисленных храмах, изображениях животных, в быту индусов. А древнерусские вышивки со свастическими узорами «на счастие/(свастие)» остались скрытыми от их глаз там, далеко, на Русском севере. И эта символика солнечной традиции раскрывает сущее культурно-религиозное единство некогда обитавшего на территории нашей страны древнего населения, чьими потомками являются современные русские люди.

Впрочем, свастика, без всякой нацистской подоплеки, была распространена в России до 1930-х годов, пока немецкие нацисты не выбрали ее своим главным символом. И в 1930-х годах было прекращено даже традиционное русское кружево, которое веками изготавливалось с орнаментом в виде свастики.

Впервые орнамент, типа меандра и своеобразной свастики появляется в древнем каменном веке на изделиях из бивней мамонта со стоянки Мезин (20 т. л. назад). Видимо, аналогии ему можно было обнаружить и на других древних стоянках.

Мезинские браслеты
Мезинские браслеты

Еще в 1926 русский исследователь В.А. Городцов[1], который исследовал северорусское ткачество и вышивку, отмечал, что «свастика, меандр и ово (яйцо) были излюбленными мотивами орнамента древнейших веков бронзовой эпохи, когда, может быть, не было еще ни греков, ни индусов, скрывавшихся в одной семье индоевропейцев».

Орнаменты имели религиозное культовое значение, являлись символом весеннего солнца и связанным с его появлением на небе представлении о счастье и благополучии. Так что, и в узорах северно-русских мастериц скрыто было живое воспоминание о самых древних общечеловеческих религиозных символах.

В этом же ряду стоит загадочное сходство керамики, которая была обнаружена в раскопках четырех далеких друг от друга сельскохозяйственных неолитических культур, что описала в своей работе 2013 года Е.А. Миронова[2]. Этими культурами стали:

- трипольская, или трипольско-кукутенская культура в Европ (6500-5500 лет назад), между Днестром на западе и Днепром на востоке;

- культура, Бан-Чианг (Ban-Chiang) недалеко от границы с Лаосом (7400-3800 лет назад), на северо-востоке Таиланда;

- культура Яншао (Yangshao), в бассейне Хуанхэ в Китае (8000-4000 лет назад);

- культура Анасази-Моголлон (Anasazi-Mogollon) в Северной Америке – штаты Аризона, Юта, Нью-Мексико и Колорадо (7500 лет назад).

Трипольская культура относится к региону протославянских культур Винча-Тордош-Кереш-Кукутени – 8000-5000 л. назад, и имеет определенное сходство с керамикой и рядом артефактов культуры Лепенски Вир в Сербии (датировка - 9400-8200 л. назад).

Так или иначе, все приведенные четыре кульутры, хотя и разделенные тысячами километров, изготавливали, очевидно, не случайно, сходные керамику и статуэтки. Примечательно и то, что все четыре культуры с похожей керамикой в качестве общего символа также использовали и свастику.

Кроме того, на керамических сосудах и статуэтках ранних земледельческих цивилизаций обязательно появляются «изображения Великой богини». Как правило, ее изображали ломаными линиями: у нее человеческое тело с растопыренными конечностями.

Изображение Макоши. Вышивки вологодских кружевниц
Изображение Макоши. Вышивки вологодских кружевниц

И эти изображения не могут не напомнить изображение женской фигуры вологодской вышивки. Такие древние рисунки и знаки охранялись традицией, поскольку несли смысловую нагрузку и имели часто магическое или заклинательное значение, представляя собой отражение понятий о жизни и смерти, продолжении рода, созревании урожая, размножении скота. Их не изменяли, осознавая их магическую, языческую суть. Так что, рисунки и эти знаки, свято охранялись, поэтому они и дожили в народном искусстве до наших дней.

Повышенный интерес вызывают к себе – и это явный пережиток язычества –изображения женского божества дошедших даже до поздних русских вышивок. Отмечала это и индолог Н. Гусева, которая писала, что такое женское божество (а возможно это и молящая женщина) почти в точности повторяется и в русских вышивках и на индийских тканях и ритуальных предметах, что не является простой случайностью[3].

Сосуд с символическим изображением Великой богини  из Кукутени (a); очень похожее изображение  Великой богини на  сосуде из Янгшао (b).
Сосуд с символическим изображением Великой богини из Кукутени (a); очень похожее изображение Великой богини на сосуде из Янгшао (b).

Этот узор часто встречается в орнаментах европейской археологической культуры Кукутени-Триполье и китайской археологической культуры Яншао.

Изображение на сосудах напоминает человеческую фигуру, “тело” и конечности прочерчены центральной красной линией. И эти узоры, скорее всего, символы, которые присутствуют во всех четырех культурах. Как отмечается в статье[4], «образ этой Великой Богини был поразительно последовательным на протяжении семи или восьми тысячелетий, и он встречается на расстоянии тысяч миль друг от друга». Он присутствует, например, в культуре Anasazi-Mogollon (1000-1150 до н.э.) в Северной Америки и в культуре Яншао, 2300-2050 до н.э.

Изображение Великой богини. Культура Anasazi (a). культура Mogollon (b)1000-1150 BC, Северная Америка.,
Изображение Великой богини. Культура Anasazi (a). культура Mogollon (b)1000-1150 BC, Северная Америка.,
Сосуд из Китая  (Янгшао) Ганьсу, культура Маджиаяо, фаза Мачанг, 2300-2050 до.н.э. На изображении ниже изображена голова крупным планом.
Сосуд из Китая (Янгшао) Ганьсу, культура Маджиаяо, фаза Мачанг, 2300-2050 до.н.э. На изображении ниже изображена голова крупным планом.

На рисунке показана голова Великой богини на керамических изделиях в Китае, которые на тысячу лет старше американского горшка с аналогичным мотивом. Там же можно увидеть, также встроенный в голову символ который называется “Засеянная почва”.

Так, сходные изображения Великой Богини распространены от Балкан до Юго-Восточной Азии. Также потрясающе схожие статуэтки выявлены в доколумбовых культурах Америки (рис. внизу).

Индейский идол из Аппалачей (а), Чероки, Северная Каролина. Женская фигура из Аризоны(б).
Индейский идол из Аппалачей (а), Чероки, Северная Каролина. Женская фигура из Аризоны(б).

Таким образом, статуэтки Великих богинь, скорее всего, имели общий дизайн. Более подробные сравнения можно увидеть в статье Е.А. Мироновой содержащей более 140 иллюстраций.

Исследованию свастики посвятил свои исследования в конце 19 века (1894) Томас Уилсон, рассмотрев множество ее изображений из разных раскопок – свастики этрусков, индейцев Индостана, Латинской Америки (майя, Никарагуа и др.), коренных американцев (Огайо, Арканзас, и Канзас). На сновании исследований он составил карту свастических меток мира:

-8

Загадкой является, как они туда попали? Многие их указанных на карте меток связаны с уже известными маршрутами перемещения носителей R1a между 5000 до 2500 лет назад. Это маршруты из Европы в Иран, Индию и Китай, а также в Скандинавию, Исландию, Месопотамию, Ближний Восток, Аравийский полуостров и Египет.

Но возможно ли было нахождение носителей R1a в древние времена в Америке? На это счет имеются не научные легенды, но в определенной степени их нельзя пускать из виду. Так, есть мифы о путешествиях в Америку еще до Христофора Колумба, о викингах, которые вроде бы достигли берегов Америки (Эрик Рыжий и т.п.). В СЕТИ гуляют легенды о пропавшем флоте Александра Македонского, есть легенды и у китайцев об их путешествии в Америку.

Свастика на тарелке из трипольской культуры (а). На изображении показан знак W (или M), который присутствует в культурах Банг-Чан и Левенский Вир. Свастика на сосуде из культуры Янг-Шао (б)
Свастика на тарелке из трипольской культуры (а). На изображении показан знак W (или M), который присутствует в культурах Банг-Чан и Левенский Вир. Свастика на сосуде из культуры Янг-Шао (б)

Отметим и свастику племени Навахо в Америке.

-10
Свастика на сосуде из культуры Анасази (a) и на тарелке из культуры Mogollon (b).
Свастика на сосуде из культуры Анасази (a) и на тарелке из культуры Mogollon (b).

Вопросам происхождения индоевропейцев было уделено много трудов в XX веке и в большинстве не отрицается факт северного происхождения европеоидной расы.

Климатологи, палеоботаники, геологи и астрономы доказали, что после ухода последнего ледника с территории Европы и его ухода в ХП-Х тыс. до н.э. в Северный Ледовитый океан, в Приполярье установился теплый климат. В результате пришли леса и травы а люди постепенно стали расселяться в этих областях. Где в высоких северных широтах и стал идти процесс объединения древнейших семейных и семейно-родовых групп в первые племена. Здесь постепенно стали вырабатываться многие общие элементы их языков и для племен арьев характерным стало кочевое скотоводство. Эта их часть и продвинулась, откочевала на восток и юго-восток, достигнув во II тыс. до н.э. земель Древней Индии.

Там арии повстречали развитую цивилизацию Хараппы, которая также знала и изображала свастику. Но свастика была также атрибутом ариев, более того, этот знак носит название именно на арийском языке, санскрите, который был и языком Вед, созданных арийскими жрецами?

Но если свастика известна всем европейским народам, то, как полагала Н. Гусева, все прапредки индоевропейцев, включая и арьев, должны были создать это изображение и придать ему, включенные в него, солнечные смыслы добра, жизни и счастья, еще, возможно, в Арктике.

Интересно взглянуть на указанные культуры используя данные ДНК. Нельзя ли отследить древнее племя, создавшее свастику, используя Y-хромосомные гаплогруппы? Как известно, свастику обычно использовали носители гаплогруппы R1a. ее носители мигрировала из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию. И, как полагает А. Клесов – из Китая и Европы в Америку. Возникшая примерно 24000 лет назад в Центральной Азии гаплогруппа R1a путем длительно миграции на запад примерно в 10000-9000 годах до нашей эры прибыла на Балканы. Видимо, это была европеоидная культура Лепенского Вира.

Впрочем, в настоящий момент трудно увидеть прямую связь между "создателями свастики" арктическими предками ариев и насельниками культуры Лепенского Вира, также возможными предками ариев.

ДНК-генеалогия же видит возможным источником указанной символики культуру Триполье-Кукутени возрастом 6500-5500 лет. Далее носители субклад R1a-Z93 мигрировали на восток из Европы на Русскую равнину и далее на восток, на Алтай, Монголию, Китай.

Как отмечал А. Клесов, в 3000 километрах к востоку от Урала, чуть севернее Монголии и Китая (датированы 3800-3400 годами до нашей эры) были идентифицированы останки принадлежащие к субкладе R1a-Z93-L342.2-L657, которая попала в Индию и Иран около 3600 лет назад. В Европе такой субклад не обнаружен.

Также носители R1a, возможно, мигрировали из Европы на восток 5000 лет назад или даже раньше. Эта миграционная связь носителей R1a с Восточной Европой и Китаем может объяснить проникновение керамики и дизайна статуэток из трипольской культуры в культуры Юго-Восточной Азии. Это искусство могло быть завезено в Китай и Таиланд арийцами около 4000-3500 лет назад через андроновскую культуру. кроме R1a, никакая другая гаплогруппа не могла бы связать Восточную Европу и Азию.

В предложенную миграционную систему труднее встроить Северную Америку. Но поскольку свастика широко используется в Северной и Южной Америке, возможно, что носители R1a контактировали с древними коренными американцами.

К сожалению, данных тестирования древних костей, найденных при раскопках в Америке, в тех регионах, где была найдена свастика, нет. Также тестирование своих Y-хромосом прошли совсем немногие коренные американцы и развернутых гаплотипов нет одного.

Наиболее частой гаплогруппой в Северной Америке является гаплогруппа Q. 95% всех Y-хромосом коренных американцев составляют гаплогруппы Q, R и C. Так, в исследовании из 558 представителей эскимосско-алеутской, на-дене и америндской языковых групп76% имели гаплогруппу Q, 13% R и 6% C. В восточных и центральных регионах Соединенных Штатов, где обнаружили большинство декоративных свастик, при исследовании 281 гаплотипа коренных американцев - 45% показали гаплогруппу Q, 31% R1, 8% C и 16% “других”.

-12

Одна ветвь на построенном дереве гаплотипов на рисунке, в правом верхнем углу, идентифицирована как подгруппа R1a:

13 25 16 10 11 13 X X 11 13 11 16

13 25 16 10 11 14 X X 10 13 11 17

13 25 16 10 11 14 X X 10 14 11 17

13 25 16 10 11 14 X X 11 14 11 17

Но, к сожалению, проблема не может быть решена без прямого типирования Y-хромосом по гаплогруппам и их субкладам. В целом же, «общая форма древа указывает на весьма гетерогенное происхождение гаплотипов, которые, безусловно, могут включать мужчин, происходящих от древних общих предков, принадлежавших к гаплогруппе R1 с нижестоящими субкладами (включая R1a) среди коренных американцев»[5].

То есть, данные не противоречат гипотезе, что существовали какие-то неизвестные нам носители R1a, которые прибыли на Американский материк, привезя с собой керамические узоры и символы, известные в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Такая гипотеза, впрочем, нуждается в дальнейшей проверке, и является отправной точкой для объяснения поразительного сходства керамики в четырех широко разнесенных археологических памятниках.

Всех благодарю! Подписывайтесь, ставьте лайки, предлагайте!

С уважением, Борис Новицкий

[1] Городцов В. А. Труды ГИМа. Вып.1. М. 1926 г. с.9

[2] Mironova, Е. А. (2013). The same ceramics, matching ornaments, and identical signs on artifacts of Neolithic, Eneolithic, and Bronze cultures in Europe, Asia, and North America. Proceedings of Academy of DNA Genealogy, 6, 267-373.

[3] Н.Р. Гусева. Глубокие корни. Сб. "Дорогами тысячелетий" М. 1991

[4] Anatole A. Klyosov, Elena A. Mironova. A DNA Genealogy Solution to the Puzzle of Ancient Look-Alike Ceramics across the World. Advances in Anthropology. 2013. Vol.3, No.3, 164-172

[5] Klyosov, A. A., & Rozhanskii, I. L. (2012) Haplogroup R1a as the Proto Indo-Europeans and the legendary Aryans as witness DNA of their current descendants. Advances in Anthropology, 2012. 2, 1-13