Для любознательного читателя становится привычным достаточно широкое распространение древней «арийской» символики, в частности «свастических символов» в самых неожиданных уголках Евразии. По крайней мере, изображение свастики на индийских пагодах – факт неоспоримый.
Несколько в стороне осталось широкое распространение свастических рисунков и в северной вышивке Вологодчины и Архангельской области. Но об этом факте напомнили исследования кандидата исторических наук этнолога С.В. Жарниковой, а также индолоша Н. Гусевой. Рисунок свастики в самой обиходной вышивке – полотенца, кружева на рукавах рубах – представлял собой древнюю северную традицию, идущую от самых архаичных предков.
Западные исследователи впервые увидели свастику в Индии на многочисленных храмах, изображениях животных, в быту индусов. А древнерусские вышивки со свастическими узорами «на счастие/(свастие)» остались скрытыми от их глаз там, далеко, на Русском севере. И эта символика солнечной традиции раскрывает сущее культурно-религиозное единство некогда обитавшего на территории нашей страны древнего населения, чьими потомками являются современные русские люди.
Впрочем, свастика, без всякой нацистской подоплеки, была распространена в России до 1930-х годов, пока немецкие нацисты не выбрали ее своим главным символом. И в 1930-х годах было прекращено даже традиционное русское кружево, которое веками изготавливалось с орнаментом в виде свастики.
Впервые орнамент, типа меандра и своеобразной свастики появляется в древнем каменном веке на изделиях из бивней мамонта со стоянки Мезин (20 т. л. назад). Видимо, аналогии ему можно было обнаружить и на других древних стоянках.
Еще в 1926 русский исследователь В.А. Городцов[1], который исследовал северорусское ткачество и вышивку, отмечал, что «свастика, меандр и ово (яйцо) были излюбленными мотивами орнамента древнейших веков бронзовой эпохи, когда, может быть, не было еще ни греков, ни индусов, скрывавшихся в одной семье индоевропейцев».
Орнаменты имели религиозное культовое значение, являлись символом весеннего солнца и связанным с его появлением на небе представлении о счастье и благополучии. Так что, и в узорах северно-русских мастериц скрыто было живое воспоминание о самых древних общечеловеческих религиозных символах.
В этом же ряду стоит загадочное сходство керамики, которая была обнаружена в раскопках четырех далеких друг от друга сельскохозяйственных неолитических культур, что описала в своей работе 2013 года Е.А. Миронова[2]. Этими культурами стали:
- трипольская, или трипольско-кукутенская культура в Европ (6500-5500 лет назад), между Днестром на западе и Днепром на востоке;
- культура, Бан-Чианг (Ban-Chiang) недалеко от границы с Лаосом (7400-3800 лет назад), на северо-востоке Таиланда;
- культура Яншао (Yangshao), в бассейне Хуанхэ в Китае (8000-4000 лет назад);
- культура Анасази-Моголлон (Anasazi-Mogollon) в Северной Америке – штаты Аризона, Юта, Нью-Мексико и Колорадо (7500 лет назад).
Трипольская культура относится к региону протославянских культур Винча-Тордош-Кереш-Кукутени – 8000-5000 л. назад, и имеет определенное сходство с керамикой и рядом артефактов культуры Лепенски Вир в Сербии (датировка - 9400-8200 л. назад).
Так или иначе, все приведенные четыре кульутры, хотя и разделенные тысячами километров, изготавливали, очевидно, не случайно, сходные керамику и статуэтки. Примечательно и то, что все четыре культуры с похожей керамикой в качестве общего символа также использовали и свастику.
Кроме того, на керамических сосудах и статуэтках ранних земледельческих цивилизаций обязательно появляются «изображения Великой богини». Как правило, ее изображали ломаными линиями: у нее человеческое тело с растопыренными конечностями.
И эти изображения не могут не напомнить изображение женской фигуры вологодской вышивки. Такие древние рисунки и знаки охранялись традицией, поскольку несли смысловую нагрузку и имели часто магическое или заклинательное значение, представляя собой отражение понятий о жизни и смерти, продолжении рода, созревании урожая, размножении скота. Их не изменяли, осознавая их магическую, языческую суть. Так что, рисунки и эти знаки, свято охранялись, поэтому они и дожили в народном искусстве до наших дней.
Повышенный интерес вызывают к себе – и это явный пережиток язычества –изображения женского божества дошедших даже до поздних русских вышивок. Отмечала это и индолог Н. Гусева, которая писала, что такое женское божество (а возможно это и молящая женщина) почти в точности повторяется и в русских вышивках и на индийских тканях и ритуальных предметах, что не является простой случайностью[3].
Этот узор часто встречается в орнаментах европейской археологической культуры Кукутени-Триполье и китайской археологической культуры Яншао.
Изображение на сосудах напоминает человеческую фигуру, “тело” и конечности прочерчены центральной красной линией. И эти узоры, скорее всего, символы, которые присутствуют во всех четырех культурах. Как отмечается в статье[4], «образ этой Великой Богини был поразительно последовательным на протяжении семи или восьми тысячелетий, и он встречается на расстоянии тысяч миль друг от друга». Он присутствует, например, в культуре Anasazi-Mogollon (1000-1150 до н.э.) в Северной Америки и в культуре Яншао, 2300-2050 до н.э.
На рисунке показана голова Великой богини на керамических изделиях в Китае, которые на тысячу лет старше американского горшка с аналогичным мотивом. Там же можно увидеть, также встроенный в голову символ который называется “Засеянная почва”.
Так, сходные изображения Великой Богини распространены от Балкан до Юго-Восточной Азии. Также потрясающе схожие статуэтки выявлены в доколумбовых культурах Америки (рис. внизу).
Таким образом, статуэтки Великих богинь, скорее всего, имели общий дизайн. Более подробные сравнения можно увидеть в статье Е.А. Мироновой содержащей более 140 иллюстраций.
Исследованию свастики посвятил свои исследования в конце 19 века (1894) Томас Уилсон, рассмотрев множество ее изображений из разных раскопок – свастики этрусков, индейцев Индостана, Латинской Америки (майя, Никарагуа и др.), коренных американцев (Огайо, Арканзас, и Канзас). На сновании исследований он составил карту свастических меток мира:
Загадкой является, как они туда попали? Многие их указанных на карте меток связаны с уже известными маршрутами перемещения носителей R1a между 5000 до 2500 лет назад. Это маршруты из Европы в Иран, Индию и Китай, а также в Скандинавию, Исландию, Месопотамию, Ближний Восток, Аравийский полуостров и Египет.
Но возможно ли было нахождение носителей R1a в древние времена в Америке? На это счет имеются не научные легенды, но в определенной степени их нельзя пускать из виду. Так, есть мифы о путешествиях в Америку еще до Христофора Колумба, о викингах, которые вроде бы достигли берегов Америки (Эрик Рыжий и т.п.). В СЕТИ гуляют легенды о пропавшем флоте Александра Македонского, есть легенды и у китайцев об их путешествии в Америку.
Отметим и свастику племени Навахо в Америке.
Вопросам происхождения индоевропейцев было уделено много трудов в XX веке и в большинстве не отрицается факт северного происхождения европеоидной расы.
Климатологи, палеоботаники, геологи и астрономы доказали, что после ухода последнего ледника с территории Европы и его ухода в ХП-Х тыс. до н.э. в Северный Ледовитый океан, в Приполярье установился теплый климат. В результате пришли леса и травы а люди постепенно стали расселяться в этих областях. Где в высоких северных широтах и стал идти процесс объединения древнейших семейных и семейно-родовых групп в первые племена. Здесь постепенно стали вырабатываться многие общие элементы их языков и для племен арьев характерным стало кочевое скотоводство. Эта их часть и продвинулась, откочевала на восток и юго-восток, достигнув во II тыс. до н.э. земель Древней Индии.
Там арии повстречали развитую цивилизацию Хараппы, которая также знала и изображала свастику. Но свастика была также атрибутом ариев, более того, этот знак носит название именно на арийском языке, санскрите, который был и языком Вед, созданных арийскими жрецами?
Но если свастика известна всем европейским народам, то, как полагала Н. Гусева, все прапредки индоевропейцев, включая и арьев, должны были создать это изображение и придать ему, включенные в него, солнечные смыслы добра, жизни и счастья, еще, возможно, в Арктике.
Интересно взглянуть на указанные культуры используя данные ДНК. Нельзя ли отследить древнее племя, создавшее свастику, используя Y-хромосомные гаплогруппы? Как известно, свастику обычно использовали носители гаплогруппы R1a. ее носители мигрировала из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию. И, как полагает А. Клесов – из Китая и Европы в Америку. Возникшая примерно 24000 лет назад в Центральной Азии гаплогруппа R1a путем длительно миграции на запад примерно в 10000-9000 годах до нашей эры прибыла на Балканы. Видимо, это была европеоидная культура Лепенского Вира.
Впрочем, в настоящий момент трудно увидеть прямую связь между "создателями свастики" арктическими предками ариев и насельниками культуры Лепенского Вира, также возможными предками ариев.
ДНК-генеалогия же видит возможным источником указанной символики культуру Триполье-Кукутени возрастом 6500-5500 лет. Далее носители субклад R1a-Z93 мигрировали на восток из Европы на Русскую равнину и далее на восток, на Алтай, Монголию, Китай.
Как отмечал А. Клесов, в 3000 километрах к востоку от Урала, чуть севернее Монголии и Китая (датированы 3800-3400 годами до нашей эры) были идентифицированы останки принадлежащие к субкладе R1a-Z93-L342.2-L657, которая попала в Индию и Иран около 3600 лет назад. В Европе такой субклад не обнаружен.
Также носители R1a, возможно, мигрировали из Европы на восток 5000 лет назад или даже раньше. Эта миграционная связь носителей R1a с Восточной Европой и Китаем может объяснить проникновение керамики и дизайна статуэток из трипольской культуры в культуры Юго-Восточной Азии. Это искусство могло быть завезено в Китай и Таиланд арийцами около 4000-3500 лет назад через андроновскую культуру. кроме R1a, никакая другая гаплогруппа не могла бы связать Восточную Европу и Азию.
В предложенную миграционную систему труднее встроить Северную Америку. Но поскольку свастика широко используется в Северной и Южной Америке, возможно, что носители R1a контактировали с древними коренными американцами.
К сожалению, данных тестирования древних костей, найденных при раскопках в Америке, в тех регионах, где была найдена свастика, нет. Также тестирование своих Y-хромосом прошли совсем немногие коренные американцы и развернутых гаплотипов нет одного.
Наиболее частой гаплогруппой в Северной Америке является гаплогруппа Q. 95% всех Y-хромосом коренных американцев составляют гаплогруппы Q, R и C. Так, в исследовании из 558 представителей эскимосско-алеутской, на-дене и америндской языковых групп76% имели гаплогруппу Q, 13% R и 6% C. В восточных и центральных регионах Соединенных Штатов, где обнаружили большинство декоративных свастик, при исследовании 281 гаплотипа коренных американцев - 45% показали гаплогруппу Q, 31% R1, 8% C и 16% “других”.
Одна ветвь на построенном дереве гаплотипов на рисунке, в правом верхнем углу, идентифицирована как подгруппа R1a:
13 25 16 10 11 13 X X 11 13 11 16
13 25 16 10 11 14 X X 10 13 11 17
13 25 16 10 11 14 X X 10 14 11 17
13 25 16 10 11 14 X X 11 14 11 17
Но, к сожалению, проблема не может быть решена без прямого типирования Y-хромосом по гаплогруппам и их субкладам. В целом же, «общая форма древа указывает на весьма гетерогенное происхождение гаплотипов, которые, безусловно, могут включать мужчин, происходящих от древних общих предков, принадлежавших к гаплогруппе R1 с нижестоящими субкладами (включая R1a) среди коренных американцев»[5].
То есть, данные не противоречат гипотезе, что существовали какие-то неизвестные нам носители R1a, которые прибыли на Американский материк, привезя с собой керамические узоры и символы, известные в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Такая гипотеза, впрочем, нуждается в дальнейшей проверке, и является отправной точкой для объяснения поразительного сходства керамики в четырех широко разнесенных археологических памятниках.
Всех благодарю! Подписывайтесь, ставьте лайки, предлагайте!
С уважением, Борис Новицкий
[1] Городцов В. А. Труды ГИМа. Вып.1. М. 1926 г. с.9
[2] Mironova, Е. А. (2013). The same ceramics, matching ornaments, and identical signs on artifacts of Neolithic, Eneolithic, and Bronze cultures in Europe, Asia, and North America. Proceedings of Academy of DNA Genealogy, 6, 267-373.
[3] Н.Р. Гусева. Глубокие корни. Сб. "Дорогами тысячелетий" М. 1991
[4] Anatole A. Klyosov, Elena A. Mironova. A DNA Genealogy Solution to the Puzzle of Ancient Look-Alike Ceramics across the World. Advances in Anthropology. 2013. Vol.3, No.3, 164-172
[5] Klyosov, A. A., & Rozhanskii, I. L. (2012) Haplogroup R1a as the Proto Indo-Europeans and the legendary Aryans as witness DNA of their current descendants. Advances in Anthropology, 2012. 2, 1-13