В предыдущей статье "ПОЧЕМУ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА ОБРЕЧЕНА?" https://dzen.ru/media/id/6373c239d8893323870029ba/pochemu-nauchnaia-fantastika-obrechena-6521dcf101d27c3664c04412 я высказал гипотезу о том, что как способ утоления читательской жажды чуда, научная фантастика себя исчерпала. Спасибо читателям за подробные комментарии и неравнодушное отношение к теме. Я ни от одного из своих слов не отказываюсь, но все же хочу кое-что уточнить и развить свою мысль. Начнем, как обычно, с начала.
Люди веками жили вне научной парадигмы. Их вполне устраивала религиозная картина мира, которая, кстати, весьма вдохновляла поэтов и художников (и вдохновляет до сих пор). Потребность в объективном познании постепенно пробивалась в массовое сознание, вместе с ростом образования. Разумеется, чем больше людей узнавало о том, какие законы управляют природными процессами и обществом, тем сильнее становилась их тяга не только к точному знанию, но и к художественно убедительным образам, созданным на основе этого знания. Так зародилась научная фантастика.
Так как жанр (уж простите за это слово) был совершенно свежим - протоНФ не в счет - авторам виделось огромное число возможностей построения увлекательного сюжета, способного удержать внимание читателей: путешествие во времени, затерянные миры, полет сначала в межпланетное, а потом и в межзвездное пространство, общество будущего, вторжение пришельцев, необыкновенные способности человека, восстание машин, пересадка любых органов, киборгизация, войны будущего и так далее. Эта роскошь ослепляла первых читателей, они хотели читать об этом еще и еще. И писатели охотно предоставляли им эту возможность.
Однако вскоре авторы начали повторяться и чтобы сохранить внимание читателей, они стали комбинировать уже известные идеи и мотивы, а также находить новые повороты старых сюжетов. Да на одних только фокусах, связанных с путешествиями во времени паразитировали (и продолжают паразитировать) сотни авторов! Спасибо науке! Она, особенно в прошлом столетии - главном веке НФ - то и дело подкидывала писателям новенькие идеи. Например - парадокс близнецов и вообще - всю субсветовую астронавтику. Сколько фантасты выкачали из них сюжетов, страшно представить. А если их не устраивали черепашьи темпы звездной экспансии на скорости, допустимой законами физики, они придумывали гиперпространство, телепортацию, Нуль-Т и т.п.
Однако наука, которая с самого начала питала НФ, стала подкидывать писателям подлянки. Уперлась в вопросе сверхсветовой скорости и возможности путешествия во времени, доказала, что нормально жить на доступных нам сейчас планетах без скафандров и куполов не получится и так далее. Ладно, сказали фантасты, хрен с ней с наукой! ("Нам наука не указ!" А.Н. Стругацкий), мы ваще-то пишем про людей, а не про ваши квазары и железки. Ну и остались при своем гиперпространстве, придуманном, на минуточку, еще в начале ХХ века! Читатель же, конечно, снисходительно прощал писателям их грешки супротив точного знания - ну литература же, она же про людей, а не про мюоны и микропроцессоры!
И писатели многие годы бессовестно пользовались этой читательской снисходительностью. Большинство из них вообще забило болт с пробором на научно-техническую достоверность. И попробуй что-нибудь вякни! К тебе придут и сурово скажут: ты слышь, гнида, фантастика - это литература, она про людей, а не про твои гнилые ДНК и ржавые адронные коллайдеры. И большинство поднимает лапки, потому что кому хочется потерять читателя? Вот писатели и пишут про то, что извлекли из брюшка комарика, увязшего в древней смоле, капельку динозавровой крови и развели целый парк юрского периода с меловыми тираннозаврами. И это далеко не худший пример!
Забавно, что в пору своего расцвета хорошая НФ и впрямь рассказывала о людях, которые столкнулись с необычайным, об обществе, измененном технологиями, о космосе, как гиперболическом зеркале человечности и многом другом. Этим она и завоевала искреннюю признательность миллионов читателей. Однако всему есть предел. В том числе - и доверию читателя. Как ни ухищрялись писатели, они исчерпали возможности НФ если не по части описания технологий и новых научных открытий, то уж точно по части вопросов, которые касаются их взаимодействия с нами, голыми обезьянами. Несмотря на всю эту клоунаду с 77 гендерами, человек и его стадо довольно консервативная и инертная система.
Простейший пример. Как только потребовалось чем-то управлять - сначала изобрели кнут и вожжи, потом - рычаги и педали, потом - тумблеры и клавиши, потом - тачскрины - можно еще голосом управлять или движениями (телеуправление), но самый писк - при помощи биотоков или мозговых волн. И все это, начиная с педалей и кончая биотоками, было придумано фантастами черте когда, но это еще полбеды. Беда в том, что все это уже существует и используется в реальности. Что дальше, господа, которые пинают меня в комментариях, завывая что "НФ существует покуда существует наука"? Проявите фантазию, предложите новый, прежде не бывалый способ управления техническими средствами!
А пока они скрипят мозгами, мы продолжим. Конечно, всегда были честные фантасты, которые старались остаться верными научной парадигме. Я бы назвал таких - писателями жюль-верновского типа. Ведь чем отличался французский классик? Тем, что свои научно-технические идеи он не высасывал из пальца, а извлекал из справочников. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества: "Когда вы спускаетесь вместе с капитаном Немо в глубины океана, вы движетесь по таблице научной классификации организмов". "Жюль-верновцы" стараются не углубляться в далекое будущее, понимая, что отрыв от реально существующего знания неизбежно занесет их из НФ в сказку. И у любого любителя фантастики найдутся сотни примеров, когда это так и происходит.
Мне часто в комментариях приводят пример современной НФ, которая более чем научна. Давайте посмотрим на творчество двух ее столпов Питера Уоттса и Энди Вейра. В частности - на романы "Ложная слепота" и "Марсианин". Есть ли у них что-то общее? Да, это как раз "жюль-верновская" фантастика, почти что "ближний прицел". А почему? Потому что авторы эти хотят, чтобы к ним относились всерьез. Такой фантастики никогда не было много, а теперь ее будет меньше и меньше, хотя бы потому, что современные "жюль-верновцы" требуют от своего читателя определенного уровня подготовки. Значит ли это, что фантастика из противоположного лагеря, назовем ее "уэллсовской" (ведь именно Герберт Уэллс наиболее ярко и мощно вышел за узкие рамки научности своего времени) обязательно плоха? Вовсе нет!
Наоборот! Именно в этой разновидности НФ и были созданы главные ее шедевры! Почему? Правильно, потому что "фантастика она о людях, а не о железках и кварках". А теперь переходим к самому вкусному. Предыдущую статью я закончил фразой прощания с Научной Фантастикой, однако читая комментарии и возражая их авторам, я переменил свою точку зрения. Прежняя НФ и "жюль-верновского" и "уэллсовского" типов действительно отомрет. Тому есть множество причин, о которых неоднократно писал и я и другие авторы, так что нет смысла их повторять, но об одной из них я все же скажу. Это не научная и не социальная причина, а чисто литературная. Назовем ее заштампованностью используемых писателями приемов.
Эта болезнь убила множество литературных направлений, потому что они переставали отражать какую-либо реальность, превратившись в чистую условность, вроде таблички "Лес" на подмостках шекспировского театра. Болезнь завершается кризисом, с которого и начинается выздоровление. И если вы думаете, что эта болезнь поразила лишь одну НФ? Нет, она поразила всю фантастическую литературу, потому что давно заштампованы и фэнтези и альтернативная история и попаданцы в разные места, но о них пусть другие пекутся. Научная Фантастика - это мейнстрим фантастики, ее становой хребет. Следовательно и выздоровление начнется с нее.
Какой же будет НФ будущего? Рискну предположить, что максимально не комфортной для нас, но вполне естественной для наших потомков. Это уже не будут сладкие сказочки про инопланетных козявочек. Ее авторы станут вдохновляться новыми открытиями в науке, которые мы сейчас и представить не можем. Ее герои будут действовать во вселенной иной научной парадигмы. Весь этот хлам - бластеры, звездолеты, хронолеты, гиперпространственные прыжки и прочее - останется там же, где складированы аэростаты, на которых три века назад герои книг летали на Луну. У новой НФ будет новый антураж, нам малопонятный, как не понял бы Сирано де Бержерак выражение "вакуумный скафандр".
Изменится язык НФ, ибо он будет содержать термины и понятия, которых сейчас попросту не существует. И самое главное - изменится способ подачи материала. Это уже не будет литература в чистом виде . Для того, чтобы донести до читателя свою мысль и рассказать ему интересную историю, авторы НФ будущего будут универсальными специалистами не только в изящной словесности, но и в области создания аудиовизуального контента. И - вишенка на торте - изменится сам читатель. Он станет не столько потребителем контента, сколько его соавтором, ибо НФ будущего скорее всего будет воспроизводится и восприниматься в виртуальном пространстве. И, видимо, само разделение на НФ, фэнтези и так далее, исчезнет. Зритель-читатель-игрок (наверное появится специальный термин), просто будет выставлять перед началом сеанс степень жесткости и достоверности - от розовых единорогов до высокотехнологической дистопии, сюжет которой наполовину состоит из конструирования и постройки чего-то, чего мы вообразить не можем.
Как вы там говорите, уважаемые комментаторы, "кино не убило театр"? Правильно! И синкретическое искусство будущего ничего не убьет, оно просто соединит в себе и живопись и кино и театр и литературу и компьютерные игры и нейросети и хрен знает что. И Научная Фантастика займет в нем свое место. Более того, я думаю, что первые образчики такой НФ появятся довольно скоро, если, конечно, найдут желающие ее создавать. Так что НФ умерла, да здравствует НФ! ДАЕШЬ НОВУЮ НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ!