С 1-го сентября начали действовать штрафы для рекламодателей за отсутствие маркировки рекламы. Процесс маркировки довольно объемный, поэтому пойдем от простого к сложному.
Извечный вопрос: "Кому это выгодно?"🧐
Ответ простой – отдельным государственным структурам. Информация о каждом рекламном предложении будет храниться пять лет. Ее могут использовать в разных целях:
- Налоговая – отследить, сколько тратит конкретная компания на рекламу и соразмерны ли эти траты ее доходам;
- Антимонопольная служба – проверить на соответствие рекламы закону;
- Правоохранительные органы – выявить рекламу запрещенных к продаже товаров (очевидно, такие товары перестанут рекламировать. Но это не точно…😏).
Что именно можно отнести к понятию «реклама»?
В общем понимании, реклама в интернете – это когда блогер/магазин/школа продвигает свои товары и услуги в рекламной интеграции.
По закону, реклама - информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
20-го сентября ФАС дал разъяснения по поводу того, что нельзя считать рекламой:
- Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
- Информация о товарах, скидках, размещенная производителем этих товаров
- Информация о товарах и услугах, размещенная продавцом товаров, на собственном ресурсе (сайт или приложение магазина). К слову, ФАС тут же добавляет, что привлечение внимания к конкретному товару на сайте продавца все же является рекламой и подлежит маркировке.
Как видите, ни определение рекламы в законе, ни разъяснения ФАС не дают однозначного понимания, что можно относить к рекламе, а что – нельзя. Например, можно ли считать рекламой размещение информации о наличии скидки на определенный товар?..
Поэтому незакрытые вопросы как обычно закроет судебная практика (когда начнут выписываться первые штрафы за отсутствие маркировки). К слову, первое административное дело уже возбуждено. По информации от ФАС, виновник - телеграм-канал "Мой Нижний Новгород", в котором не было маркировки на нескольких рекламных постах. Точно информации о том, был ли выписан в итоге штраф, пока нет.
Как маркируется реклама?
- Шаг 1. Выбираем оператора рекламных данных. ОРД – это посредник между вами и Роскомнадзором, который будет выдавать вам уникальный идентификатор рекламы (набор символов) Список ОРД – здесь. На данный момент средний тариф за пользование услугами ОРД - 5000 ₽ в месяц.
- Шаг 2. Создаем рекламу (интеграцию/креатив)
- Шаг 3. Отсылаем рекламный пост рекламному оператору. Оператор присваивает рекламе идентификатор (как уже определились – это набор символов)
- Шаг 4. Маркируем рекламу:
- добавляем в текст поста или рекламную ссылку рекламный идентификатор (выглядит он примерно так: «erid: LjN8KbEQ1»)
- информацию о рекламодателе (название компании/ИП, ИНН или ссылку на сайт) - Шаг 5. Передаем информацию о запущенной рекламе оператору рекламы. Срок для передачи информации – не позднее 30 дней с начала месяца, следующего за месяцем, когда реклама распространялась (вероятно, идея в том, что информацию по «всем рекламам» можно будет передавать в конце месяца в формате отчета)
Дополнение: отчитываться оператору о размещении рекламы обязаны и рекламодатель (тот, кто продвигает товары или услуги) и рекламораспространитель (площадка, на которой размещается креатив)
❌Какие штрафы? Самая интересная и беспощадная часть поста.❌
🟠 За непредоставление информации о рекламных сообщениях оператору рекламы (отчет после размещения рекламы) ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ
- для физических лиц (ИП) – штраф от 10 до 30 тыс. ₽
- для юридических лиц – штраф от 200 до 500 тыс. ₽
⚪️ За распространение рекламы без маркировки или с нарушением правил маркировки. ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ.
- для физических лиц (ИП) – штраф от 30 до 100 тыс. ₽
- для юридических лиц – штраф от 200 до 500 тыс. ₽