Каждый родитель мечтает вырастить успешного ребенка, который будет достигать своих целей. Зачастую чем больше мы подгоняем и стремимся дать лучшее, тем меньше вероятность, что родительская мечта сбудется.
Что влияет на мотивацию ребенка?
Мотивация это толчок к определенным действиям. Это желание удовлетворять свои «хочу» и двигаться к своим намерениям. Быть мотивированным это значит определить свои потребности и цели. Чтобы знать свои потребности и желания нужно уметь прислушиваться к себе. Если эти механизмы нам навязывают, то мотивации нет, ничего не хочется делать.
☑️ Типы привязанности
Согласно теории привязанности Д.Боулби между родителем и ребенком существует 4 типа связи.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, то более охотнее интересуется внешним миром. Он знает, что может в любой момент вернуться к заботливым родителям и получить поддержку. Когда мозг не волнуется по поводу отношений с родителями, он спокоен и настроен на изучение среды. Многим знакомо ощущение растерянности и снижение внимания во время стресса. В таком же состоянии находится ребенок в ненадежных типах привязанности.
Дети с надежной привязанностью более склонны исследовать окружающий мир. Они ощущают надежный тыл в виде принятия родителей. Когда есть уверенность, что тебя безусловно любят нет страха ошибиться. Дети любопытны и настойчивы в овладении новыми навыками. Они это делают просто потому что хотят, а не из желания завоевать любовь, понравиться или угодить взрослым.
☑️ Обстановка и окружающая среда
Специально организованная по возрасту и интересам ребенка среда стимулирует мотивацию. Слишком сложные задачи подавляют уверенность, а легкие не могут дать ощущение удовлетворенности собой. Насыщенная среда с обилием игрушек перегружает нервную систему и не дают возможность концентрироваться. Так и наоборот сенсорно бедная среда обедняет возможность изучать мир.
Про то как грамотно организовать детскую комнату есть видео В.Паевской на ютуб канале.
☑️ Реакция родителей на успехи и неудачи ребенка
Обратите внимание сколько раз в течение дня вы хвалите и критикуете ребенка. К сожалению родители бывают скупы в проявлении восхищения успехами. Обычно ограничиваясь простыми фразами типа «молодец». Зато эмоционально ругают за ошибки и неудачи. О том как конструктивно критиковать, не подрывая самооценку ребенка, напишу в следующих статьях.
Если хвалить за мелкие достижения и не слишком критиковать за промахи, дети более склонны стараться. Ведь путь к победе это процесс совершения маленьких шагов.
☑️ Получение самостоятельного опыта достижения успеха
Когда ребенок, благодаря собственным усилиям, добивается чего-то происходит всплеск выброса дофамина в кровь.
«Дофамин — это нейромедиатор и гормон, который заставляет нас чувствовать удовольствие. Чтобы испытывать удовлетворение снова и снова, человек стремится повторять действия, которые приводят к выбросу дофамина. Но выброс дофамина происходит не только тогда, когда мы делаем что-то простое. Он работает и на перспективу и может служить мотиватором для достижения больших целей в карьере или учёбе». Skillbox.ru
Дофамин дает ощущение успешности и помогает достигать цели, чтобы снова получить это приятное чувство удовлетворения. Поэтому важно, чтобы ребенок сам пробовал что-то делать. Начиная с умения самому кушать, заправлять постель, выбирать занятия, организовывать свой отдых и пр. Постепенно давая свободу и возможность самому принимать решения, ребенок научится ставить цели, придумывать план, преодолевать трудности, гордиться собой.
❓Была ли статья полезной для вас? Какие аспекты мотивации затронуть в следующих статьях?
✅ Подписывайтесь, если здесь впервые! Пишу статьи, которые помогают родителям ❤️