С большим удовольствием прогулялась по набережной Владикавказа вдоль реки Терек. Вроде бы, и ничего особенного. А так душевно.
К набережной прошли по Чугунному мосту, который также называют мост с Барсами, хотя правильнее будет – мост с Леопардами. Мост был открыт в 1958 году на месте старого, и отличительной особенностью его являются чугунные перила.
В начале и в конце моста стоят четыре больших зверя. Сначала решили, что это пантеры. Хотя причем пантеры и Кавказ? Потом решили, что это львицы. Потому что на чугунных перилах установлены небольшие барельефы львов. А когда дошли до конца моста, оказалось, что это леопарды. И установлены они в честь возвращения леопардов на Кавказ – их выпустили в дикую природу. Так как леопард и барс это одно и то же, то мост также называют мостом с Барсами.
С моста выходишь к памятнику дважды герою Советского Союза генералу Иссе Плиеву. Памятник выглядит очень монументально и в то же время – романтично. Всадник на вздыбленном коне в развевающейся бурке. Очень похож на популярные в Северной Осетии изображения Святого Георгия Победоносца или божества Уастырджи, что в Осетии одно и то же. Плиев, пожалуй, самый известный из Героев, выходцев из Осетии, хоть и не единственный. Но знаменитого футболиста и тренера Валерия Газаева знают больше.
Вокруг памятника Плиеву небольшой скверик. Кто-то из умельцев нарисовал на асфальте цветными мелками настоящую картину.
Играет приятная музыка. Что понравилось во Владикавказе, в прогулочных местах постоянно играет музыка. Легкая, ненавязчивая. Обычно классика или песни из советских времен, в том числе, и зарубежная эстрада. Это на пр. Мира, в парках, на набережной. Под музыку направились дальше, вдоль Терека. Русло между двумя высокими укрепленными берегами широкое, но река занимает его не полностью – пространство рассчитано на полноводье. Периодически русло реки перегорожено и образуются небольшие каскады.
А в одном месте река течет поперек русла, образуя перекаты.
Вдоль реки устроена прогулочная зона. На высоком берегу – белая ротонда. Правда, современное здание за ней снижает романтичность картинки.
Ресторан, устроенный в здании бывшей мельницы. Во Владикавказе вообще много кафе и ресторанов. А еще обратили внимание, что много небольших кофеен – не пивных, а кофеен! Все-таки, Владикавказ очень интеллигентный город. Пребывание здесь в прежние годы Пушкина, Булгакова, Серафимовича, Льва Толстого, Чехова оставило след и отразились на последующих поколениях.
Вдоль набережной начали строить новые современные дома, но на мой взгляд гораздо интереснее смотрятся старые домишки, век которых, видимо, уже недолог. Совсем завалюшные. Зато такие живописные, и видна старая кладка – рядами елочкой уложены камни и ряды кирпичей. Такой кладки я больше нигде не встречала.
Интересно, а куда ведет этот «грот» из плюща?
А дальше на берегу Терека видна суннитская мечеть Мухтарова. Небольшая, изящная, с двумя минаретами она смотрится очень открыточно. А рядом с ней, вдоль берега, сохранился остаток старинной крепостной стены.
Впереди виден мост с Грифонами, расположен он напротив гостиницы Владикавказ, от которой отходят многие экскурсионные автобусы. Мост с Грифонами пешеходный, ведет он на правый берег Терека к парку Коста Хетагурова.
А если не заходить в парк (очень интересный), а пройти сквозь него и немного левее, то будет театр оперы и балета, который с 2017 года является филиалом Санкт-Петербургского Мариинского театра, главным дирижером которого является мировая звезда и уроженец Северной Осетии Валерий Гергиев.
Сходили, кстати, на спектакль – смотрели комическую оперу Доницетти «Дон Паскуале». Получили огромное удовольствие.
Гергиев не единственная звезда артистической среды. Во Владикавказе родился Евгений Вахтангов. Во Владикавказе начал свою деятельность как драматург Михаил Булгаков. Не зря Владикавказ – культурная столица Северного Кавказа. И это чувствуется.
Я проехала четыре кавказские столицы: Махачкала, Грозный, Нальчик, Владикавказ. И могу с уверенностью сказать, что столица Северной Осетии из них – самый-самый. И хотя с первого взгляда, когда мы здесь были весной, Владикавказ мне не понравился, но уже второго было достаточно, чтобы появилось желание вернуться. И вернулась – сейчас, осенью. И еще хочется вернуться.