В каждом коллективе, в том числе и спортивном, есть те, кому руководители доверяют больше других. И в этом широко распространённом явлении нет ничего предосудительного. Конечно же, здесь имеет место и так называемый субъективный фактор. Но от этого никуда не деться.
Не секрет, что и в хоккее у каждого тренера были свои любимые игроки, кто в бо́льшей степени соответствовал их концепциям, взглядам на этот вид спорта. Вот именно на данную тему мы сегодня и поговорим.
Анатолий Фирсов и Анатолий Тарасов. После перехода А.Фирсова в стан "армейцев", тренер А.В.Тарасов первоначально скептически относился к новобранцу, считая его физические кондиции недостаточными. Как известно, мэ́тр отечественного хоккея всегда "жаловал" именно крепких игроков.
Но упорство и настойчивость, с каким трудился на тяжёлых и изнуряющих "тарасовских" тренировках Фирсов, сделали своё дело.
"Попасть в ЦСКА, к Тарасову я мечтал страстно. Я и не помышлял кого-то обманывать, интриговать за спинами товарищей. О предложении знал и наш тренер Александр Никифорович Новокрещенов (тренер "Спартака" - прим.автора). После некоторых раздумий он сказал мне откровенно: «Иди, Толя. Хуже не будет…». И я перешел в армейский клуб" -рассказывал Анатолий Васильевич.
В итоге А.В.Фирсов стал одним из самых уважаемых хоккеистов в глазах Анатолия Тарасова. Они быстро нашли между собой общий язык и замечательно ладили друг с другом.
Более того, опытный наставник всегда старался помочь спортсмену во многих вопросах: "Он не только научил меня играть в хоккей, но и заставил учиться. Сначала я окончил десятилетку, потом институт, затем высшую школу тренеров. Очень ему благодарен за многое. Но никогда не пользовался у Тарасова никакими льготами. Более того, с меня он требовал больше, чем с других."
В свою очередь, А.В.Тарасов в своих воспоминаниях с теплотой высказывался о своём подопечном: "Говоря об Анатолии Фирсове, прежде всего вспоминаю его улыбку - ясную, открытую, но чуть с тенью лукавства. Она, эта фирсовская улыбка, заражала всех хорошим настроением. Хотя, возможно, соперникам она как раз настроение-то и портила."
Тренер с неподдельным восхищением отмечал его неподражаемый стиль: "Анатолий в совершенстве владел всеми средствами атаки. Вступая в контакт с соперником, непременно финтил, а когда тот «попадался на удочку», следовал скоростной взрыв - и ищи ветра в поле!"
Интересный момент: Фирсов одним из первых у нас стал использовать загиб крюка клюшки, что делало и без того его сильный бросок фактически убойным. Тарасов первоначально не одобрял нововведение, но, увидев потрясающие результаты, дал своё согласие использовать указанную хитрость.
Александр Якушев и Всеволод Бобров. Для знаменитого на весь мир "спартаковца" В.М.Бобров стал одном из тех, кто дал ему путёвку в мир большого хоккея. Он сразу рассмотрел в молодом форварде незаурядные способности и сделал всё возможное, чтобы сделать из Якушева настоящего мастера своего дела.
Александр Сергеевич всегда с уважением вспоминал своего тренера: "О дорогих людях говорить можно всегда. О том же Боброве. Всеволода Михайловича и сегодня считаю своим отцом в хоккее. Очень важно, в какие руки попадешь, когда из молодежной команды переходишь в мастера. Не только мне, многим повезло, что оказался на нашем пути Бобров..."
Для каждого начинающего спортсмена важен надёжный тыл и хорошие условия, чтобы можно было думать только об игре, и не о чём ином. И Всеволод Михайлович прекрасно знал об этом: "В 67-м "Спартак" чемпионом стал, и Бобров мне, 20-летнему, помог получить квартиру однокомнатную. Мы же всей семьей в коммуналке ютились - мама, папа, брат, я " - поведал Якушев.
В "Спартаке" Бобров проработал относительно не долго, всего лишь 3 года. А уже в 1972 году А.С.Якушев и В.М.Бобров вновь встретились в сборной страны. Но это уже тема отдельного разговора.
Александр Мальцев и Аркадий Чернышев. Именитый воспитанник кирово-чепецкого хоккея по-праву входит в число самых известных и популярных личностей всей советской эпохи. К нему испытывали уважение и симпатии болельщики, игроки и тренеры (В.М.Бобров утверждал, что видел в нём самого себя в молодости) и даже высокопоставленные первые лица государства.
Например, Александр Николаевич в одном из интервью указал, что он был в очень хороших отношениях с самим Ю.В.Андроповым и через него "динамовский" капитан мог решить различные проблемы своих товарищей по команде :"Юрий Владимирович очень тепло ко мне относился. Как отец...Я на правах капитана команды приходил к Андропову и говорил, кому из ребят что нужно. Через неделю любой вопрос был решен."
Для становления Александра Мальцев многое сделал тренер "Динамо" А.И.Чернышев. О роли Аркадия Ивановича в своей спортивной жизни хоккеист высказался следующим образом: "Прижиться в Москве одному было очень тяжело. Аркадий Иванович для меня как второй отец. Он мне дал все, заменил мне отца и всю семью."
Уже после того, как легендарный тренер ушёл со своего поста, он не переставал переживать о своём талантливом ученике: "Мальцев - мой любимый хоккеист. Я и теперь, когда уже не работаю с командой, не перестаю думать о его судьбе."
Виктор Тихонов и игроки сборной СССР. Что касается Виктора Васильевича, то он особо никогда никого не выделял. Такой уж у него был характер. Тем не менее, можно вспомнить Хелмута Балдериса, которого в период его начального этапа карьеры в рижском "Динамо", Тихонов считал ключевыми игроком коллектива. Но уже после 1980 года их отношения, в силу ряда различных причин, стали уже не такими, как прежде. Уже в современную эпоху Балдерис высказывался о Викторе Тихонове не совсем лестно.
Всем известна конфликтная ситуация конца 80-ых между Виктором Тихоновым и игроками "армейской" первой пятёрки. Не буду углубляться в подробности той истории , отмечу лишь, что до конца верен своему наставнику остался Алексей Касатонов. И такая позиция Алексея Викторовича не может не вызывать уважения. Это было чисто по-человечески.
И в завершении, хотелось бы привести для примера интересное высказывание Павла Буре о В.В.Тихонове, в котором он красноречиво показал своё отношение к тренеру: "Я, как и многие игроки, почти всем ему обязан. Мы его называли вторым отцом. Виктор Васильевич пригласил меня в команду мастеров в 16 лет...Для меня Тихонов навсегда останется не только великим тренером, но и близким, хорошим человеком, который всегда готов был помочь."
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.