Найти в Дзене
Kate_777

Как научить ребенка читать: 7 игр и полезные советы

Оглавление

Ребенок до школы (а в идеале и в школьном возрасте) должен получать удовольствие от обучения. И учить его читать лучше всего в игровой форме. Легко сказать, но не всегда хватает фантазии для занятий с малышом. Поэтому мы подобрали 19 упражнений и игр с буквами и словами вам в помощь. Можно играть и заниматься с одним малышом или небольшой группой. Если ребят несколько, занятия становятся веселее и живее.

Знакомимся с буквами и играем

Начинать обучение чтению логичнее всего со знакомства с буквами. Вот как можно помочь ребенку запомнить буквы и звуки.

Для знакомства и запоминания букв малыш должен их видеть в своем окружении. Купите или сделайте плакат с буквами и картинками. И развесьте отдельные буквы, где это возможно в квартире, на уровне глаз ребенка.

Используйте доски для мела или маркеров, маркерные и меловые обои, простые листы бумаги или альбом, в котором можно писать. Когда вы пишете отдельную букву и рассказываете о ней ребенку, он лучше запоминает информацию, его внимание полностью поглощено вашими действиями и рассказом.

Для лучшего запоминания букв подумайте вместе с малышом, на что похожа каждая из них: «Т» – молоточек, «О» – бублик, «В» – очки, «Ж» – бабочка и т. д.
Для лучшего запоминания букв подумайте вместе с малышом, на что похожа каждая из них: «Т» – молоточек, «О» – бублик, «В» – очки, «Ж» – бабочка и т. д.

Разбейте буквы на элементы. Когда пишите, проговаривайте: «Буква «В» похожа на очки, и состоит из вертикальной палочки – дужки очков. И двух полукругов – стекол». И так со всеми буквами.

Сделайте или купите карточки, таблички, кубики с буквами. Начните с первых 2–3 букв и постепенно дойдите до узнавания всех в алфавите.

В любимых книгах малыша просите назвать знакомые буквы. Спрашивайте его: «Это какая буква?» Не ругайте, если ребенок растерялся и не может назвать букву, отложите эту игру и просто почитайте.

Делайте объемные буквы из пластилина или проволоки, собирайте их из конструктора и мозаики. Пусть ребенок скатывает из пластилина колбаски, а мама или папа делают буковки – малышам интересно наблюдать процесс превращения колбасок в более сложную фигуру. Если ребенок уже хорошо лепит сам, поменяйтесь ролями: катайте колбаски, а малыш пусть делает из них буквы.

Возьмите простой карандаш и цветные фломастеры. Нарисуйте крупную букву, назовите ее и предложите ребенку обвести фломастером контуры. Спросите у малыша, каким цветом он хотел бы нарисовать букву. Это занятие помогает хорошо запомнить букву благодаря мышечному движению. И еще готовит руку к письму.

Купите или сделайте трафареты с буквами и предложите ребенку самому их писать. Можно составлять хорошо знакомые буквы в маленькие слова и записывать их.

При помощи трафарета или компьютера интересно перепечатывать текст любимой книги. Так ребенок понимает, что каждая буква в слове важна и должна быть на своем месте, он учится соединять буквы в слова.
При помощи трафарета или компьютера интересно перепечатывать текст любимой книги. Так ребенок понимает, что каждая буква в слове важна и должна быть на своем месте, он учится соединять буквы в слова.

После того как ребенок хорошо освоит все гласные и 8–10 согласных букв, научите его связывать 2 буквы в слог. Для этого берите одну гласную и связывайте ее с разными согласными:

  • П и А – ПА,
  • П и Е – ПЕ,
  • П и О – ПО и т.д.

Если ребенок достраивает слог до известного ему слова, это хорошо. Например, произнося слог «ПА», малыш может продолжить его до «ПАПА».

Когда ребенок легко соединяет 2 буквы в слог, переходите к слогам из 3 букв. А затем к словам, продолжая учить и закреплять узнавание букв и слогов.

Знакомство со словами в игровой форме

Малыш после года уже хорошо знает многие слова, хоть и не умеет их говорить. Вы разговариваете с ним, и он понимает, что такое стул, стол, кровать, пол, полотенце. И учить ребенка читать следует с хорошо знакомых слов. Можно поиграть в музей. Расскажите ему, что такое музей, и что там возле каждого предмета-экспоната есть табличка с названием. Сделайте такие таблички для предметов в доме.

Показывая пальцем на буквы, читайте слово. Следите за тем, чтобы внимание ребенка не рассеивалось, а было сосредоточено на слове, которое вы читаете. Разбирайте слово на буквы, просите малыша узнать знакомые, снова читайте слово. После разбора слов подходите к разным предметам интерьера и спрашивайте, что написано на табличках. Это можно делать, занимаясь другими делами, например, уборкой или приготовлением еды.

В процессе занятий и игр следите за вниманием ребенка. Если игра ему наскучила, займитесь чем-то другим.
В процессе занятий и игр следите за вниманием ребенка. Если игра ему наскучила, займитесь чем-то другим.

Еще 7 игр и упражнений со словами

  1. Продолжение игры в «музей». После знакомства со словами на предметах снимите таблички, перемешайте их, выберите одну и попросите ребенка назвать слово. Повторите тот же опыт с другими словами.
  2. Возьмите любимую сказку ребенка или сочините свою. Напишите на карточках всех персонажей и разложите карточки перед малышом. Вы читаете или рассказываете, а ребенок должен находить карточки с упомянутыми персонажами и класть их друг за другом. Хорошо подойдет сказка, где действующие лица появляются по очереди, например, «Теремок» или «Колобок». Эта игра учит узнаванию написанного слова, готовит к беглому чтению.
  3. Игра «Первая буква». 2–3 взрослых и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся на одну и ту же букву. Задача – вспомнить как можно больше слов на эту букву. Например: мама, молоко, молния, месяц, мука, молоток и т.д. Эта игра расширяет словарный запас.
  4. Игра «Опиши предмет». Взрослый называет предмет, а ребенок должен подобрать как можно больше слов, описывающих его. Например, стол: твердый, высокий, деревянный, коричневый, гладкий и т.д. В игре с несколькими детьми прилагательные называют по очереди. Побеждает тот, кто придумал последний эпитет. Эта игра развивает разнообразие речи ребенка.
  5. Игра «Пирамида». Вы выбираете букву, а ребенок должен называть слова, начинающиеся с нее. Сначала слово из двух букв, потом из 3, 4, 5 и т.д. Записывайте слова друг под другом, составляя пирамиду:
    мак
    мука
    миска
    молоко
    молоток
    мотоцикл
    микроскоп
    муравейник

Можно заранее нарисовать пирамиду и записывать на ней слова, разукрашивая колечки разными цветами. Если малыш не придумал слово из 5 букв, но придумал из 6, то слово из 5 букв пропустите. Или дайте подсказку на какое-то слово, чтобы ребенок его разгадал.

6. Игра «Повторяйка». Напишите слово из 3 букв, прочитайте его целиком. Задача ребенка – назвать все буквы, входящие в это слово и потом повторить слово.

7. Игра «паровозик». Возьмите 4 карточки со словами из 3 букв, попросите ребенка прочитать их по очереди, потом подряд и заново. Настолько быстро, насколько ребенок может. Затем добавьте слова по одному (до 7–8 слов). Потом повторите те же действия с другими словами. Чтобы было интереснее, слова можно оформить в виде вагончиков, а не просто написать на карточках. И приставлять их к паровозу. Такая игра – первый шаг к чтению словами.

В процессе занятий и игр следите за вниманием ребенка. Если игра ему наскучила, займитесь чем-то другим. Не заставляйте малыша играть, если он не хочет. Чтобы кроха полюбил чтение, занятия должны проходить в дружественной веселой обстановке, без всякого принуждения.

А у вас есть свои секреты, которые помогают научить малыша читать? Делитесь в комментариях!