Найти в Дзене
Московский летописец

Чем Израиль отличается от других государств, как конфликт с арабами расколол общество и привёл к убийству премьер-министра. Коротко ...

Из истории евреев: от войны за независимость 1948 года до убийства Ицхака Рабина в 1995 и «интифады камней»… «- ФИО?
- Кац Давид Соломонович.
- Национальность ?
- Вы намекаете, что у меня есть выбор?» (Из сборника еврейских анекдотов) Сегодня завершаем наш разговор об истории евреев, который начинался с библейских времён. Все публикации собраны в тематическую подборку "Евреи, иудаизм, история..." здесь. Итак. В ноябре 1995 года произошло одно из самых трагичных событий в истории Израиля. От руки еврея-израильтянина Игаля Амира был погиб один из героев израильских войн и премьер-министр страны Ицхак Рабин. Это произошло 4 ноября... Как могло произойти, что израильский премьер-ми
Оглавление

Из истории евреев: от войны за независимость 1948 года до убийства Ицхака Рабина в 1995 и «интифады камней»…

«- ФИО?
- Кац Давид Соломонович.
- Национальность ?
- Вы намекаете, что у меня есть выбор?»

(Из сборника еврейских анекдотов)

Сегодня завершаем наш разговор об истории евреев, который начинался с библейских времён.

Все публикации собраны в тематическую подборку "Евреи, иудаизм, история..." здесь.

Евреи, иудаизм, история ... | Московский летописец | Дзен

Итак.

В ноябре 1995 года произошло одно из самых трагичных событий в истории Израиля. От руки еврея-израильтянина Игаля Амира был погиб один из героев израильских войн и премьер-министр страны Ицхак Рабин. Это произошло 4 ноября...

Как могло произойти, что израильский премьер-министр, который командовал войсками Израиля в июне 1967 года во время Шестидневной войны будучи начальником Генерального штаба армии обороны Израиля, прославленный генерал и политический деятель, погиб от руки израильского экстремиста? Почему это произошло?

Естественно, единого и простого ответа на этот вопрос нет. Но давайте попробуем разобраться, как была создана система, которая привела к таким противоречиям, которые и послужили поводом для некоторых людей, которые считали, что только физическое устранение премьер-министра изменит ситуацию в Израиле, изменит курс, который избрал для себя и страны премьер-министр…

Ицхак Рабин (1 марта 1922, Иерусалим, Палестина — 4 ноября 1995, Тель-Авив, Израиль) — израильский политический, государственный и военный деятель. Пятый и одиннадцатый премьер-министр Израиля (1974—1977, 1992—1995). Лауреат Нобелевской премии мира (1994).
Ицхак Рабин (1 марта 1922, Иерусалим, Палестина — 4 ноября 1995, Тель-Авив, Израиль) — израильский политический, государственный и военный деятель. Пятый и одиннадцатый премьер-министр Израиля (1974—1977, 1992—1995). Лауреат Нобелевской премии мира (1994).

Давайте для начала скажем несколько слов о том, что же представляет из себя Государство Израиль.

Ну, во-первых, это парламентская республика. То есть люди выбирают парламент, голосуют за партии, которых всегда в Израиле довольно много. Есть лидирующие партии, которые у всех на слуху. Из сегодняшних названий это партия «Ликуд», лидер которой сегодня Биньямин Нетаньяху, он же является премьер-министр. Соответственно, победившая партия, если она набирает больше 50% мандатов, единолично формирует правительство. Но такого в Израиле никогда не было, поэтому есть коалиционное правительство. Это классическая парламентская система, которую видим в Германии, Великобритании и других странах.

В Израиле есть президент страны, который формально - глава государства. Ну он, скажем так, как королева: «царствует, но не правит». Как сказал один из президентов Израиля, бывший военный лётчик и один из первых израильских военных лётчиков Эзер Вейцман, племянник первого президента Израиля Хаима Вейцмана: хорошо, что у меня есть носовой платок, иначе мне некуда было бы совать свой нос.

Вот вам "статус" президента. Он выполняет представительские функции, но реально власти в стране не имеет.

Но тут никаких особенностей нет. В чём же особенности политической системы Государства Израиль?..

-3

Во-первых, соотношение светского и религиозного. Это очень интересный момент.

Религиозное населения Израиля в момент его создания являлось меньшинством. И главное, что создатели Государства Израиль, и Бен Гурион и его соратники, были не то что нерелигиозными. Они в каком-то смысле были антирелигиозными людьми. Им хотелось сделать всё наперекор религии и тому образу жизни, которым жили их дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Но отказаться от религии они не могли.

Удивительный парадокс, что единственным объяснением, почему Государство Израиль должно находиться на территории Палестины, является абсолютно религиозное. Ведь в Библии написано, что эта земля дарована евреям Богом. Это на самом деле единственное оправдание, почему на территории Палестины должно быть еврейское государство.

И вот это удивительное сочетание абсолютной светскости с необходимостью как-то включить в общество религию, вызвало бурю дискуссий и непониманий.

Но в итоге был достигнут консенсус, так называемый status quo, хотя это давно уже не status quo.

-4

Суть проста: в принципе, государство светское, а религиозные партии, если люди хотят, могут быть сформированы. Они могут участвовать в политическом процессе и такие партии есть. И более того, они участвуют в правящей коалиции. Но, в принципе, любой израильтянин не обязан верить в Бога, неважно какого, будь это араб-христианин, араб-мусульманин или еврей-иудей. В Бога верить не обязательно.

Но всё, что касается личного статуса имеет прямое отношение к религии. Например, вы не можете сочетаться гражданским браком. Межконфессиональные браки, заключённые внутри Израиля, юридически не признаются. Вы должны регистрировать брак через религиозные структуры. И это имеет отношение не только к иудеям по вероисповеданию, но ко всем гражданам Государства Израиль, неважно, это мусульмане, христиане или иудеи. То есть, евреи эти вопросы решают в еврейских религиозных судах, христиане – в христианских, мусульмане - в исламских, через религиозные процедуры. Что это означает?

Например, если вы не признаны иудеем, или мусульманином, вы не можете в Израиле выйти замуж или жениться. Также вы не можете совершить брак между представителями двух религий, то есть между представителем ислама и иудаизма, например, или ислама и христианства...

-5

Но Израиль принимает гражданские браки, заключенные в других странах мира.

Думаю, что правительство Кипра должно выдать Израилю медаль за этот закон, поскольку Кипр находится близко от Израиля и многие израильтяне, которые хотят сочетаться браком по НЕрелигиозным законам, ездят на этот остров и проводят там церемонию бракосочетания.

После распада блока стран Варшавского договора евреи ещё почему-то полюбили Чехию. И чехи тоже, наверно, должны сказать раввинам «большое спасибо» за этот подарок.

Но ирония иронией, а ситуация на самом-то деле непростая. Многие израильтяне не понимают, почему они должны уезжать из своей страны, за которую они, например, сражались и где-то заключать брак.

Теперь несколько слов о таком неприятном событии в жизни каждого, как смерть, если человек умирает и его надо похоронить.

Если с точки зрения иудаизма, например, умерший - не иудей, его где хоронить? Ведь он может считаться евреем с точки зрения светского закона о возвращении, но для религиозных он не считается евреем...

-6

Вы удивитесь, но все кладбища принадлежали еврейским религиозным общинам и были очень неприятные истории в начале 1990-х годов, когда солдат-еврей, погибший за Государство Израиль, не мог быть похоронен на кладбище.

Более того, иногда бывали ужасные случаи, когда его хоронили на еврейском кладбище, а потом приходили религиозные евреи, его выкапывали и выносили останки за пределы кладбища, потому что нееврей не может быть похоронен на еврейском кладбище.

Понятно, что это вызывало огромные волны социального протеста. Потом были созданы муниципальные кладбища, на которых любые граждане Израиля могут быть похоронены...

-7

Но вот такая «базовая» система. Для того, чтобы решать свои социальные проблемы, израильтянин должен принадлежать какой-то религии. То есть, ещё раз: евреи относятся к иудаизму и соответственно действуют через иудейские религиозные институты, мусульманин должен в этом случае действовать через исламские религиозные институты, а христианин – через христианские.

Ещё одним дополнением является отсутствие общественного транспорта в Шаббат. То есть, суббота - святой день, транспорт не ходит, что хотите с этим то и делайте. Да, есть частный транспорт и ситуация меняется.

Конечно, здесь даются такие «наброски», зарисовки. Ситуация глубже, гораздо более динамичная, многие вещи изменяются. Но важно уловить суть: есть такая проблема.

Многие знают о том, что как почётно в Израиле служить в армии.

По закону все граждане Израиля, включая имеющих двойное гражданство и проживающих в другой стране, а также все постоянно проживающие на территории государства, по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в ЦАХАЛ. Срок срочной службы для мужчин — 30 месяцев, для женщин — 24 месяца (2 года). Закон распространяется на всех граждан государства, но не соблюдается в отношении арабов и бедуинов, которые могут служить в армии добровольцами.

Мужчины, обучающиеся в еврейских религиозных школах (йешивах), получают отсрочку на время их учёбы, которая может длиться всю жизнь. Религиозные девушки имеют право на освобождение от воинской обязанности либо на прохождение альтернативной службы — в больницах, образовательных учреждениях, добровольческих организациях.

Таким образом, несмотря на то, что официально все еврейские граждане Израиля обязаны проходить военную службу, подавляющее большинство ультрарелигиозных евреев в армии не служит, что является источником напряжения в обществе...

-8

Это большая проблема, она постоянно обсуждается на культурном, политическом, социальном уровне. Но факт остаётся фактом: есть такой специальный статус религии. Как говорится, в Израиле есть свобода вероисповедания, но нет свободы ОТ вероисповедания. Абсолютно светским человеком вы формально быть не можете, поскольку не пройдёте определенные социальные процедуры.

Второй довольно важный момент, который отличает Израиль от других стран, что при еврейском большинстве есть арабское меньшинство. Их приблизительно 20%-22%. Это и мусульмане, и христиане, но мусульман большинство. Они имеют гражданские права, то есть это граждане Израиля. Подчёркиваю это, потому что часто путают.

Палестинская национальная автономия – это не граждане Израиля, это не граждане Израиля. А мы говорим о тех арабах, которые живут на признанной территории Израиля, которые имеют израильский паспорт.

У них, с формальной точки зрения, есть все права и обязанности граждан государства. Был период, когда они были поражены в правах, но этот период закончился в конце 1960-х годов. С этого момента шла определённая нормализация...

-9

Но есть один нюанс: арабы не могут служить в армии.

То есть, добровольно они могут, но ведь с кем воюет израильская армия? Армия воюет с арабами и нельзя заставлять как бы «брата идти на брата», и это сложная ситуация. Но в Израиле статус армии настолько высок, что если у тебя в паспорте не стоит, что ты служил в армии, то на тебя могут по-другому посмотреть. Соответственно, автоматически арабы этого лишены.

Если есть два специалиста одинакового уровня, один из них служил в армии, а другой нет, то выберут на работу, вероятнее всего, специалиста, который служил в армии. В этот момент арабы априори лишены этой «преференции». Есть много и других специфических вещей.

Статус арабского меньшинства - это большая проблема...

Флаг Израиля
Флаг Израиля

Давайте посмотрим, как выглядит флаг Израиля. На самом деле это талит, бело-голубой флаг, посредине шестиконечная звезда.

Скажите, этот флаг имеет какое-то отношение к арабским национально-культурным, политическим символам? Никакого.

Давайте посмотрим на гимн Израиля. Что говорится в гимне Израиля? «Ха-тиква бат шнот альпаим» - «надежда длинною две тысячи лет», «аин ле-Цийон цофия» - «на Сион устремлён взгляд».

Это имеет какое-то отношение к чаяниям арабского народа? Да нет.

А герб? Менора, храмовый семисвечник? Это чей, простите, храм? Это иудейский храм, это в память о нём был создан этот герб.

Он имеет какое-то отношение к арабскому народу? Опять нет.

Менора - герб Израиля
Менора - герб Израиля

Изначально Израиль был создан как ЕВРЕЙСКОЕ государство, и то, что в декларации независимости записано, что евреи призывают сынов братского арабского народа присоединиться к строительству Государства Израиль, как раз характеризует саму ситуацию: вот мы строим государство, а вы к нам приходите, если хотите, вместе строить. Это очень важно понимать.

Арабы - граждане Израиля вынуждены постоянно видеть сводки про то, как Израиль в той или иной степени конфликтует либо с соседними арабскими государствами, либо с Палестинской национальной администрацией, либо ещё каким-то образом с представителями других групп арабского народа.

Это очень тяжёлая и непростая ситуация, которая накладывает свой отпечаток на Государство Израиль...

-12

И третий момент, который хотелось бы отметить с точки зрения специфики государства - это отсутствие конституции. В Израиле нет конституции.

Известна ещё одна страна, в которой нет конституции. Это Великобритания. Есть определенные нормы права. И в принципе, логично, что в Израиле нет конституции, потому что до того, с 1922 по 1948 год Палестина находилась под управлением Великобритании, под британским мандатом. Конечно, британская политическая традиция сыграла свою не последнюю роль в формировании собственно израильской политической традиции. Но были ещё свои особенности у этого процесса.

Есть так называемые основные законы, которые появились в результате компромисса Харари. Депутат Изхар Харари, который в начале 1950-х годов предложил принимать основные законы, которые будут наиболее значимыми в истории Израиля, для формирования этого политического и легального статуса государства. Потом, когда их будет достаточно, они как бы все объединятся, сошьются в одну тетрадочку, на которой нарисуют название - «Конституция».

И с 1950-х годов пока этого не произошло...

-13

Интересно, что с 1990-х годов, конституционным статусом обладает декларация независимости, то есть как бы дух конституции выражается в декларации независимости.

В Израиле есть очень интересный орган – Высший суд Справедливости – «БАГАЦ». Он работает как конституционный суд в отсутствии конституции.

Верховный суд Израиля выполняет четыре основных функции:

- он является Высшим судом Справедливости (БАГАЦ), то есть судом, который рассматривает иски против государства, общественных организаций, а также любое дело, которое, согласно мнению суда, является нарушением справедливости.

- он является органом обжалования постановлений окружных судов.

- он также может подвергнуть повторному рассмотрению свои собственные постановления, если сочтет их достаточно важными, в более широком судейском составе.

- он может назначить повторный суд по уголовному делу, если было обнаружено, что доказательства по этому делу были ложными или поддельными, или были обнаружены новые доказательства, или есть серьёзные основания полагать, что предыдущее решение было несправедливым. Повторный суд может быть назначен как в Верховном, так и в окружном суде...

-14

Очень важно отметить, что статус верховного суда в Израиле очень высок. Наверно, практически до последнего времени, это был самый уважаемый орган власти в Израиле. Хотя сегодня он тоже подвергается эрозии.

Вот такие особенности Государства Израиль есть сегодня.

Теперь давайте взглянем на то, как развивалась политическая система Израиля, что же происходило и посмотрим, как бы с другой стороны, на то, как формировалась политическая культура, какие процессы происходили.

Хочется, конечно, поговорить об арабо-израильском конфликте, который у всех на слуху. Но скажем чуть побольше о внутриполитических процессах. Но про войны, конечно, не избежим разговора.

Понятно, что взаимоотношения с арабскими соседями играло не последнюю роль в развитии Государства Израиль и развитии тех политических процессов, которые происходили в стране...

-15

Можно выделить несколько периодов в политической истории Израиля. Первый период довольно длинный, с 1948 по 1977. У власти – социалисты.

Давид Бен Гурион и его соратники, создатели государства, так или иначе побеждают раз за разом на выборах, которые по правилам должны проходить раз в 4 года, формируют коалицию и управляют.

Бен Гурион – сильный авторитарный лидер. Государство во многом играет главную роль и в политике, что логично, и в экономике, что не всегда логично, и в культурной и социальной жизни, и в вопросах безопасности. Довольно жесткая цензура.

Многие управленческие модели привнесены из Восточной Европы, потому что государство создали выходцы из Восточной Европы, так называемые ашкеназские евреи, причём из стран, которые образовались на территории бывшей Российской империи. Тогда было важно решить первую фундаментальную задачу, а именно – обеспечить безопасность страны, потому что постоянно была угроза со стороны арабских стран, стремящихся уничтожить Израиль...

-16

Напомним, что в 1948 году прошло 3 года после окончания Второй мировой войны, после трагедии холокоста. Бен Гуриону кошмары снились, о которых он написал в своих дневниках. Он думал, что сейчас произойдёт второй холокост. Что сейчас все арабские армии соберутся и уничтожат Израиль.

И это важно понимать, когда мы читаем и пытаемся разобраться в логике действий израильских политиков и военачальников того периода. Страх был ужасный. И, главное, было понимание, что никто Израилю и евреям не поможет. Все наблюдали, как вели себя просвещенные европейские державы во время трагедии холокоста. Итак, задача обеспечения безопасности.

Второй момент — это интеграция прибывающего населения и оно прибывало большими темпами. Такой удивительный факт: в 1950-е годы в Израиль приехало 600 тысяч человек, конечно, евреев. Вроде бы немного. Но, если только не знать, что к тому моменту в Израиле ещё было 600 тысяч человек. То есть, население за несколько лет удвоилось.

Это очень сложно для государства, которое только что было создано. И эту задачу надо было решать. Параллельно с этим надо было формировать национальную экономическую систему.

Конечно, в предыдущий «догосударственный» период уже многое было создано. Уже были фабрики, уже были заводы, уже были сельскохозяйственные поселения, уже был какой-то экспорт, уже было строительство. Уже, как отмечалось ранее, была алмаз бриллиантовая отрасль. Но нужно было это развивать.

И одно дело это общин, и совсем другое дело – государство. Совсем другие задачи стоят. Но так или иначе, с этими задачами справились.

-17

Этот период был, наверно, очень тяжелый именно с точки зрения безопасности и на этом стоит остановиться подробнее.

Во-первых, в 1948 году началась война, которая длилась год, так называемая война за независимость. Тогда арабские армии напали на только что созданное Государство Израиль и пытались, по сути, его разорвать.

Напомню, что по резолюции 181/2 Генеральной ассамблеи ООН на территории Палестины должно быть создано два государства – еврейское и арабское, а Иерусалим должен быть «corpus separatum», то есть он должен был быть отдельно от еврейского и арабского государства, как бы некоторое независимое образование с общим доступом.

Но в реальности ни секунды Иерусалим не был в таком статусе...

Восточный Иерусалим был занят королевством Трансиордании, и оно после этого переименовалось в Иорданию. Ну, а Западный Иерусалим остался под управлением еврейского государства.

Война была очень тяжелой. Со всех сторон арабские вооруженные силы, в частности, иракский экспедиционный корпус, египетская армия, иорданская армия, армии, пришедшие со стороны Ливана и Сирии, воевали с Израилем, но не без помощи Советского Союза, который помогал и политически, и, косвенно через Чехословакию, оружием.

И молодому еврейскому государству удалось отстоять свою независимость, сохраниться на карте в тот момент. Но тогда казалось для арабов - это только временная передышка и скоро им удастся стереть Израиль с лица земли...

-18

После официального завершения войны, то есть после подписания перемирия, были постоянные вылазки так называемых фидаев или фидаинов, членов боевых партий, базы которых находились в Египте, Ливане и Иордании. В Израиле специальные подразделения были созданы, чтобы как-то с этим бороться. Было тяжело. Учитывая, что своих природных ресурсов не было, а арабские страны, которые окружали Израиль, не поставляли нефть и газ в эту страну, еврейское государство вынуждено было тратить огромные деньги на закупку энергоносителей, а также на вооружение.

Но постепенно-постепенно с международной еврейской помощью справились и с этими проблемами.

И в 1956 году Израилю представился случать показать, что Израиль не только устоял, но и стал обладать довольно сильной армией. Так произошла довольно известная так называемая «Синайская кампания», когда Израиль в сговоре с Францией и Великобританией, которые хотели не позволить Насеру – египетскому лидеру, - национализировать Суэцкий канал.

Израиль зашёл на Синай, дошёл до Суэцкого канала, пересёк Суэцкий канал. Потом по тому плану, который был разработан Францией и Великобританией, Израиль должен был отойти, как бы по распоряжению международного сообщества. Израиль отошёл, египетские войска не отошли и как бы считалось, что французы и англичане войдут в эту зону и таким образом сохранят за собой управление зоной Суэцкого канала.

-19

Политически это не произошло. Насер смог национализировать Суэцкий канал.

Но что важно, что Израиль продемонстрировал, что его армия достаточно сильная, умеет воевать и с ней надо считаться. Единственно, что нужно здесь отметить, что Израиль из военных побед не научился извлекать политических дивидендов. Синай был оставлен и никакого политического веса Израиль не приобрёл, только больше испугал Советский Союз и США, которые не собирались с СССР воевать из-за таких «проблем».

Следующей войной, которая известна всему миру, стала Шестидневная война, когда Израиль смог за несколько дней уничтожить египетскую армию, потом иорданскую армию, занять Синай, занять Восточный Иерусалим, Голанские высоты, и обеспечить себе, в общем-то, небывалый военный авторитет. Испугались все. Причём, испугались настолько, что даже некоторые союзники Израиля стали на него по-другому смотреть, например, французы...

С точки зрения политической Израиль почувствовал себя «гегемоном» в этом регионе, и думал, что в ближайшие годы всё будет нормально и никто с Израилем воевать не будет, потому что арабские армии просто не готовы воевать...

-20

Но в 1973 году состоялась знаменитая война Судного дня, когда Израиль оказался всё-таки не готов. Во время еврейского поста Судного дня «Йом-кипура», поста покаяния и отпущения грехов, армии Египта и Сирии напали на Израиль. С тяжёлыми потерями, ценой неимоверных усилий Израиль смог отстоять свою территорию, но были извлечены серьёзные уроки. Престиж правительства очень серьёзно пошатнулся. Так или иначе, в 1977 году произошёл "политический переворот": блок «Ликуд» приходит к власти. Этому есть две причины.

Первая причина была ужа названа.

О второй причине нужно сказать следующее.

Уже упоминалось, что Государство Израиль по-существу было создано восточно-европейскими евреями. И они, хоть и интегрировали 600 тысяч, а потом и более, приезжих евреев из других стран, но приезжих не очень-то допускали к политической» и экономической «кормушке». А зачем? Все места уже заняты.

И было недовольство, когда прибывшие уже постепенно как-то интегрировались, когда уже разобрались что к чему. Они хотели для себя каких-то прав, изменения своего статуса.

И вот правому блоку «Ликуд» удалось сыграть на этом, показать, что если они придут к власти, то будут уделять больше внимания вот этим «новым» эмигрантам, будут больше смотреть на то, чтобы их привлечь к политической деятельности, к экономической активности.

На самом деле так постепенно и происходило...

-21

Важно понимать разницу между «правыми» и «левыми».

«Левые» с идеологической точки зрения это больше социалисты. Сегодня - это классические европейские социалисты с идеями государства всеобщего благоденствия, социальном равенством и прочее.

«Правые» в этом плане более либеральные, сторонники либерального экономического курса, уменьшения роли государства и в политике, и в экономике. Это их credo.

Но главное разделение, на самом то деле началось немного позже, и именно в ситуации арабо-израильского конфликта. «Правые» априори считаются более жесткими во взаимоотношении с арабскими соседями и с палестинцами, чем «левые». Хотя это не всегда так.

Мирный договор с Египтом был заключен в 1979 году именно «правым» правительством во главе с Менахемом Бегином, как раз лидером правой партии «Ликуд», которая под его руководством в 1977 году пришла к власти. Разница между "правыми" и "левыми" в 1977 году была небольшая.

В израильском парламенте, кнессете, 120 мандатов. Так вот, блок «Ликуд» взял 43 мандата, а социалистический блок «Маарах» 32 мандата, то есть разница в 11 мандатов совсем небольшая. Была сформирована коалиция, и с 1977 по 1983 год два раза подряд «Ликуд» был у власти...

-22

С 1983 года после неудачной во многом для Израиля ливанской кампании, когда в 1982 году израильтяне вошли в Ливан, чтобы помочь своим христианским соратникам армии Южного Ливана, потом «неожиданно» для себя заняли Бейрут- столицу Ливана. Ситуация была очень непростая. И, как оказалось, Бегин не очень управлял этой ситуацией. Бегин ушёл в отставку.

И начался третий с 1983 по 1987 , "двухблоковый" период, когда по очереди партия труда и правый блок побеждали на выборах.

Почему выделяются 1983-1987гг ?

В это время экономическая ситуация в Израиле довольно интересная. В 1984 году инфляция в Израиле достигает 443% в год. Это очень большая цифра. ПОнятно, что государство следует перестраивать И с 1985 года было решено изменить политический курс страны. Началась либерализации Израиля.

Для этого было создано правительство национального единства, то есть два крупных бока объединились в одно правительство и два года управлял страной лидер одного блока, тогда это был Шимон Перес, а потом два года управлял представитель другого блока «Ликуд» Ицхак Шамир...

-23

Так вот, как бы мы сейчас назвали, начался «процесс перестройки». В частности, демилитаризация экономики. Израиль был очень милитаризированной страной к тому времени и советская пропаганда была совсем недалека от истины. Огромные бюджеты шли на военные расходы, их нужно было уменьшать.

Началась конверсия. Зазвучали знакомые для старшего поколения слова: «конверсия», «новый курс», «перестройка». Это почти те же годы. Удивляет, насколько это совпало в Израиле и СССР. Видно в воздухе что-то витало…

И вот, начиная с середины 1980-х годов и до настоящего времени, Израиль прошёл трансформацию от государства всеобщего благоденствия и уже к 2000-м годам стал абсолютно либеральной экономикой. Очень много изменилось.

Но в самом конце 1987 года началось палестинское восстание, так называемая «интифада камней». С чем это было связано?

Дело в том, что в 1967 году после Шестидневной войны территория Западного берега реки Иордан и сектора Газа оказались под израильским управлением.

Но в отличие от Иерусалима и Голанских высот Израиль эти территории не аннексировал, то есть с точки зрения законодательства не признал своими, а оставил под своим управлением...

-24

Зачастую в международном политическом дискурсе это называется оккупацией. Израильтяне на это очень обижаются, но по сути это так и есть. То есть, эта территория, которая не является территорией государства, но она управляется руководством этого государства. Это оккупация.

Важно, что жители этой территории не обладают никакими правами жителя этого государства. Жители Западного берега реки Иордан и сектора Газы не могли голосовать на территории Израиля, у них не было статуса, который бы приравнивал их к статусу гражданина Израиля. А поскольку до этого у некоторых из них не было никакого гражданства вообще, то все они оказались в довольно бесправном положении.

И это очень серьёзная вещь, потому что достаточно большое население оказалось в ситуации, когда у него не было никакого политического представительства. Так продолжалось на протяжении достаточно длительного времени. Недовольство населения было очевидным...

К сожалению, Израиль на протяжении почти 20 лет ничего с этим не делал, и вот в 1987-1988 гг вспыхнуло восстание.

И оказалось, что израильское общество и армия не готовы с этим что-то поделать. Потому что против «интифады камней» израильские военные, даже если они пытались стрелять резиновыми пулями, всё равно выглядели агрессорами, а победить они их не могли. Армия не умеет выполнять полицейские функции. Более того, как мы знаем, до сих пор армия вообще не умеет воевать с партизанами, боевиками. Ничего не получалось...

-25

В этих тяжёлых условиях в начале 1990-х годов, когда премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, он понял, что надо что-то делать, нужно изменять свой подход.

Если ещё какое-то время назад он сам говорил, что нет никакой возможности, например, общаться с Ясером Арафатом, которого он считал террористом номер один, да в общем, к тому времени Арафат может и был террористом. Он понял, что нужно изменить отношение к палестинцам, изменить отношение к территории Государства Израиль. И Рабин выдвинул лозунг «территория в обмен на мир».

Ицхак Рабин говорил следующее. Мы сильное государство, мы всему миру доказали, что умеем воевать. Если кто-то будет стараться нас уничтожить, мы ответим. Поэтому мы готовы отдать территории. Мы можем уйти с Голан в обмен на мир с Сирией. Мы можем отдать часть Западного берега и сектора Газа. У нас с 1979 года мир с Египтом. Да, этот мир «холодный», мы не так любим друг друга, но всё-таки мы сотрудничаем. Из-за этого мы ушли с Синайского полуострова, который захватили во время войны 1967 года. Давайте мы уйдём оттуда, но в обмен на это обеспечим мир и всеобщее признание.

Это было очень тяжёлое время, люди к этому были не готовы. И вот эта логика, что сильное государство может отдать территории в обмен на мир, очень сложно воспринималась людьми, которые какое-то время назад воевали за то, чтобы эти территории получить под свой контроль.

Эта логика была неприемлема для многих религиозных людей, которые в захвате Самарии на Западном берегу реки Иордан увидели исполнение пророчеств. Ведь посмотрите на карту. Там находится такой город, как Иерихон, там находится такой город как Хеврон. А в Хевроне есть пещера Махпела, в которой похоронены праотцы и праматери еврейского народа. А там ещё много других могил, и отказаться от этих территорий в обмен на мир, который с их точки зрения был непрочным и будет непрочным...

-26

И теперь представьте себе вот эту ситуацию.

С одной стороны, есть такая специфическая политическая система, когда религия играет определённую роль и очень многие люди преисполнены определенных религиозных чаяний в том или ином виде и религиозные деятели слышимы в обществе. И у них есть определённая власть. С другой стороны, есть вот этот палестино-израильский конфликт, где для многих всё очень просто: мы сюда пришли, мы хотели разделиться, а они не признали резолюцию 181/2. Дальше это уже не наше дело, это наша земля, мы её завоевали, в основном, в оборонительных войнах. Мы имеем на неё право.

К этому добавьте ещё то, что в 1990-е годы с территории Советского Союза приехал ещё миллион человек, из самой большой страны в мире. И когда выходцы из СССР приезжают в одну из самых маленьких стран в мире, а им говорят, что мы сейчас отдадим эти 200 метров или вот эти 20 километров, ну и как отдать? Да тут и развернуться – то негде. Вы это о чём? Как? Люди из огромной страны, которая занимает сегодня 11 часовых поясов, приезжают в страну, где каждый километр имеет значение.

И вот этот накал страстей вкупе с этой политической системой, и с тем ощущением, что сейчас вот эти люди, которые воевали, нас предают. Этот генерал Рабин, он же сам захватывал эти земли в 1967 году, будучи начальником генштаба.

Как он может сейчас всё это отдать назад за какой-то эфемерный мир?..

-27

Плюс ещё идёт экономическая перестройка, неурядицы. Всегда, когда идут реформы людям очень тяжело жить, тяжело адаптироваться к новому времени, к новым веяниям. Это всё создало эффект необычайного накала. Кроме того, распад СССР, приезд огромной эмиграции, алии из стран бывшего Советского Союза. И всё это вместе привело к трагическому событию.

Израильское общество крайне поляризовано в отношении арабо-израильского конфликта. Специфика политической системы и внешняя ситуация этому только способствует. В стране, чья территория крайне мала, некоторым людям крайне сложно найти компромисс даже ради мира, который им кажется мало достижимым. А мнение духовных лидеров для части населения очень важно, и эти лидеры зачастую занимают экстремистские позиции.

Так произошло и тогда по отношению к деятельности Ицхака Рабина, когда один из раввинов вызвал Рабина на один из древних еврейских обрядов Страшного суда, на каббалистический обряд «пульс де-нура», своеобразную дуэль с Богом, когда как бы Бог решает тяжёлый спор между двумя людьми и второй человек должен умереть...

-28

И вот этот раввин произнёс определённые молитвы, совершил этот обряд, вызвал на этот Божий суд Ицхака Рабина. И молодой человек Игаль Амир почувствовал себя орудие в руках Бога и убил одного из прославленных израильских военных и политических деятелей.

Неважно как относиться к Рабину. Неважно как относиться к его политике. Важно то, что это убийство стало поворотным событием для израильского общества, поворотной точкой. И многое изменил в отношениях людей этот трагический случай...

Игаль Амир
Игаль Амир

Ну, а что было дальше, это уже другая история, это история уже нашей с вами современности. Поживём, посмотрим, встретимся через 50 лет, обсудим…😀

Напомню, что все предыдущие публикации, связанные с историей евреев, начиная с библейских времён, вы можете полистать и почитать в тематической подборке «Евреи, иудаизм, история …» перейдя по этой ссылке здесь.

Евреи, иудаизм, история ... | Московский летописец | Дзен

Кроме того, на канале поддерживаю тематические подборки своих публикаций, связанных с историей мировой и русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие …

Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет.