В Советском Союзе велосипеды производились в различных республиках, многие модели успешно реализовывались по всей стране. Велосипеды производились для разных возрастных групп и слоев населения, включая детей и взрослых, а также любителей и профессиональных любителей спорта. Еще до появления глобальной тенденции к экологически чистому транспорту велосипеды уже стали неотъемлемой частью сельских домохозяйств, а дети в городах были заядлыми наездниками.
Заметной моделью детского и подросткового велосипеда стал «Аист», выпущенный Минским мотоциклетным заводом в 1947 году, вскоре после Великой Отечественной войны. По конструкции «Аист» напоминал несколько других подростковых велосипедов, выпускавшихся в Советском Союзе, но отличался складной особенностью. Эти велосипеды продолжают производиться и сегодня, хотя и со значительными обновлениями и модификациями.
Еще одна устойчивая советская марка — велосипеды «Турист», которые производятся на Харьковском велосипедном заводе. Эта компания была создана в 1923 году после Гражданской войны и национализации предприятий. Туристические велосипеды, предназначенные для взрослых любителей спорта, еще во времена СССР оснащались переключателями передач.
Школьник, как следует из названия, представлял собой велосипед, разработанный специально для детей среднего и старшего школьного возраста. Эти велосипеды выпускал Горьковский велосипедный завод. В отличие от «Аиста», рама модели «Школьник» не складывалась пополам, что делало ее менее портативной для таких занятий, как поездки на дачу. Горьковский завод начал выпуск велосипедов в 1940-х годах, а модель «Школьник» выпускалась с 1956 по 1996 год.
Одной из самых известных моделей Пермского машиностроительного завода стал «Урал» — взрослый велосипед, относящийся к категории тяжелых шоссейных велосипедов. Хотя «Урал» был не единственной моделью, выпускаемой ПМЗ, многие граждане, вместе с его основателем, считали его лучшим велосипедом в Советском Союзе, представляющим собой вершину дизайна в этой области.
Превосходные велосипеды производились также в странах Балтии Советского Союза, примером которых является «Эрелиукас», или «Орленок» по-литовски. Шяуляйский велосипедно-моторный завод, основанный в 1948 году, выпускал именно эту модель. Интересно, что создание компании стало возможным благодаря приобретению немецкого оборудования в качестве репараций после окончания Второй мировой войны.
Еще один заметный велосипед — «Спутник» — выпускал Харьковский велосипедный завод. Однако этот спортивный мотоцикл выпускался сравнительно небольшим тиражом с 1964 по 1968 год, поскольку со временем его заменили более совершенные модели. Спортивные велосипеды в СССР имели тенденцию претерпевать частые изменения и усовершенствования.
Детский велосипед «Кама», похожий на «Минский аист», также производился Пермским машиностроительным заводом. После распада Советского Союза эта модель какое-то время выпускалась под брендом Velta, но со временем канула в безвестность. Сам завод работал с 1939 по 2006 год.