Найти в Дзене

Роскошный дворец императрицы Елизаветы Петровны - Большой Екатерининский дворц. Царское Село. Санкт-Петербург

Мое детство и юность прошли в Подмосковье и Москве, я и сейчас обитаю в них. Но в моей жизни всегда был (и есть) Санкт - Петербург, город на Неве. В разные периоды моей жизни, моего возраста - он свой по настроению и восприятию. Наверное мы взрослеем, меняемся сами, обстоятельства жизни накладывают тот или иной отпечаток на увиденное или услышанное, а может невольно с годами мы больше узнаем, запоминаем, интересуемся чем-то, читаем и тогда уже иначе видим и воспринимаем. Знаю одно, Петербург не может надоесть, в него каждый раз хочется вернуться (даже в те места, где ты бывал уже не один раз), узнать что-то новое, испытать неподдельные эмоции от увиденного... Мой "первый" Петербург состоялся (страшно это произносить) 25 лет назад. Это было 22 августа 2000 года - поезд прибыл на Московский вокзал в 6 утра, всё закрыто, до заселения в гостиницу "вагон" времени... и мы пошли по Невскому проспекту - все проснулись мгновенно, вокруг такая архитектура... рассматривая и фотографируя (а это г

Мое детство и юность прошли в Подмосковье и Москве, я и сейчас обитаю в них. Но в моей жизни всегда был (и есть) Санкт - Петербург, город на Неве. В разные периоды моей жизни, моего возраста - он свой по настроению и восприятию. Наверное мы взрослеем, меняемся сами, обстоятельства жизни накладывают тот или иной отпечаток на увиденное или услышанное, а может невольно с годами мы больше узнаем, запоминаем, интересуемся чем-то, читаем и тогда уже иначе видим и воспринимаем. Знаю одно, Петербург не может надоесть, в него каждый раз хочется вернуться (даже в те места, где ты бывал уже не один раз), узнать что-то новое, испытать неподдельные эмоции от увиденного...

Мой "первый" Петербург состоялся (страшно это произносить) 25 лет назад. Это было 22 августа 2000 года - поезд прибыл на Московский вокзал в 6 утра, всё закрыто, до заселения в гостиницу "вагон" времени... и мы пошли по Невскому проспекту - все проснулись мгновенно, вокруг такая архитектура... рассматривая и фотографируя (а это громко сказано, так как тогда еще фотоаппарат у меня был пленочный, и кадры надо было экономить. Поэтому фотографировали очень разумно, расставляя приоритеты. Так дошли до Зимнего дворца... сели на на крылатую ракету и отправились в Петергоф. И если в Петербурге было по-летнему тепло для августовского утра, то вот у вод Финского залива... так себе лето. Я думаю, что меня тогда и впечатлил больше не каскадный фонтан, к которому все быстрее стремились, а именно это настроение, цвет неба и вод Финского залива. Стихия! Но моё повествование будет сегодня не о Петергофе...

Росписной плафон одного из залов Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Росписной плафон одного из залов Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи

Есть место в под Петербургом, где я бываю практически каждый раз, приезжая в Петербург - Царское Село, Екатерининский парк и, конечно же, Большой Екатерининский дворец. Помните в конце 1980-х был снят советский "Граф Монте Кристо", а точнее "Узник замка Иф"?! А места съемок помните?! Как же мне девочке-подростку нравились все эти роскошные интерьеры и обстановка "парижского" дворца, в котором проживал граф Монте Кристо...

Кадры из к/ф "Узник замка Иф", 1988 год, в интерьерах Екатерининского дворца, обратите внимание на декор камина и позу главного героя - тонко обыграно!, фото из открытых источников
Кадры из к/ф "Узник замка Иф", 1988 год, в интерьерах Екатерининского дворца, обратите внимание на декор камина и позу главного героя - тонко обыграно!, фото из открытых источников
Кадры из к/ф "Узник замка Иф", 1988 год, в интерьерах Екатерининского дворца, фото из открытых источников
Кадры из к/ф "Узник замка Иф", 1988 год, в интерьерах Екатерининского дворца, фото из открытых источников

И вот я в том самом "парижском" дворце, а оказывается в резиденции трех российских императриц Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II, при этом каждая последующая хозяйка расширяла и облагораживала Екатерининский дворец на свой вкус.

Интерьеры Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Интерьеры Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Интерьеры Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Интерьеры Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
  • начали строить дворец при Екатерине I в 1717 году как летнюю резиденцию под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна (покинул Россию в 1728 году, практиковал петровское барокко и был автором многих проектов в Кронштадте, в т.ч. выстроил в городе Итальянский дворец, а также Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме)
Столы сервированные к обеду в залах Большого Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Столы сервированные к обеду в залах Большого Екатерининского дворца, фото из архива автора статьи
Обратите внимание на посуду - многообразие форм и предметов Вседневного сервиза (сейчас бы сказали - сервиз на каждый день, Каждодневный). ИФЗ, 1770-1796. Удивительно, что он использовался в Царском селе более 60  лет (!!!), только при Николае I предметы сервизы были вывезены в Петергоф, а во дворце стали использовать новый сервиз с изображением государственного герба на белом фоне. Цветочные (жеские мотивы)ушли в прошлое..., фото из архива атора статьи
Обратите внимание на посуду - многообразие форм и предметов Вседневного сервиза (сейчас бы сказали - сервиз на каждый день, Каждодневный). ИФЗ, 1770-1796. Удивительно, что он использовался в Царском селе более 60 лет (!!!), только при Николае I предметы сервизы были вывезены в Петергоф, а во дворце стали использовать новый сервиз с изображением государственного герба на белом фоне. Цветочные (жеские мотивы)ушли в прошлое..., фото из архива атора статьи
  • в 1743 Елизавета Петровна привлекла к передкам дворца русских архитекторов Андрея Васильевича Квасова (1720 - после 1777, известен своими проектами дворцов и церквей для братьев Разумовских уже при Екатерине II в стиле украинское (казацкое) барокко (!!!, есть и такое) и Савву Ивановича Чевакинского (1713-1783, самыми известными работами станут и будут сохранены до наших дней - Никольский морской собор - любимое детище императрицы Елизаветы Петровны), дворец И.И.Шувалова в Санкт-Петербурге и особняк Шереметевых на Фонтанке).
Во дворце каждый предмет уникальный, красив и заслуживает внимания - например, каминные часы, фото из архива автора статьи
Во дворце каждый предмет уникальный, красив и заслуживает внимания - например, каминные часы, фото из архива автора статьи

Во - первых, дворец был продлен до существующих и по сей день размеров; во - вторых, были подготовлены и частично реализованы проекты Тронного зала, интерьера домашней церкви, парковых построек.

Но и этого жизнерадостной императрице оказалось мало и уже в 1752 году к работам во дворце приступил архитектор итальянского происхождения Франческо Растрелли (1700-1771), по сути главный архитектор периода правления Елизаветы Петровны, превращавший каждый свой проект в роскошество в стиле русского барокко - Смольный собор (а ведь о проекту и весь монастырский комплекс), Аничков дворец, дворец в Стрельне, ну и подтверждением тому сами залы Екатерининского дворца - сегодня мы с вами поражаемся богатству отделки внутренних интерьеров - каждый элемент замысловатого декора покрыт золотом, а во времена Елизаветы Петровны золотом были покрыты также многочисленные детали нового фасада дворца и разнообразные статуи, расположенные на кровле. На эту прихоть императрицы ушло около 100 килограммов золота...

Светлая галерея или Тронный зал или Большая галерея - самый значимый посуществу и большой по размерам зал дворца - 860 квадратных метров, предназначенных для приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Уникальность зала заключается в том, что он возведен без единого перекрытия. Фото из личного архива автора
Светлая галерея или Тронный зал или Большая галерея - самый значимый посуществу и большой по размерам зал дворца - 860 квадратных метров, предназначенных для приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Уникальность зала заключается в том, что он возведен без единого перекрытия. Фото из личного архива автора

А еще вокруг дворца был заложен и искусно разбит парковый ансамбль, а в нем тоже статуи... Екатерина, сменившая в правлении Елизавету Петровну, продолжила исполнять ёе волю и покрывать статуи золотом. А увидев счета за эту красоту... призадумалась и сочла более чем дорогим удовольствием.

Кстати, никакого электрического освещения во дворце не было очень долгие годы и еще в 1863 году все вальсировали среди сотни свечей... Представляете как было и светло, и тепло в такой зале?! Фото из личного архива автора статьи
Кстати, никакого электрического освещения во дворце не было очень долгие годы и еще в 1863 году все вальсировали среди сотни свечей... Представляете как было и светло, и тепло в такой зале?! Фото из личного архива автора статьи

Привносила ли императрица Екатерина II изменения во дворце?! Конечно! Во время своего царствования она перестраивала и дворец, а еще больше перекраивала парк на свой вкус, но все эти изменения делали их более удобными для жизни и по тратам были куда более скромными, чем при Елизавете. Да и стиль барокко сходил на "нет" ... необузданная роскошь сменялась выдержанной функциональностью и практичностью.

Чтобы понять предпочтения "молодого двора" и императрицы достаточно взглянуть на залы двух дворцов, построенных по проектам архитектора Ринальди : Гатчинского и Мраморного - Белый и Мраморный.

Белый зал Гатчинского дворца, фото из личного архива автора статьи
Белый зал Гатчинского дворца, фото из личного архива автора статьи
Мраморный зал Константиновского (Мраморного) дворца в Петербурге, фото из личного архива автора статьи
Мраморный зал Константиновского (Мраморного) дворца в Петербурге, фото из личного архива автора статьи

Ну, согласитесь, Елизавете Петровне здесь было бы скучно!? Где лепнина в декоре, где роскошь золота?! 👑 Тут роскошь иная, европейская... не стоит, конечно, изменения в стилистике приписывать только немецкому происхождению Екатерины. Новый стиль в большей степени навеян модой и тенденциями времени - зарождавшийся и в России классицизм.

Но, вернемся в Екатерининский дворец... Всё, что мы с вами видим в наши дни - это результат кропотливой работы по восстановлению дворца после ВОВ в течение многих десятилетий команды настоящих профессионалов - историков, искусствоведов, художников реставраторов по живописи, дереву, ткани, мебели и пр. На то, каким дворец (и не только этот) стал после артобстрелов и пожаров ВОВ... ну, без слез не взглянешь...

Было - стало, фото из открытых источников
Было - стало, фото из открытых источников

А сегодня вот так...

На стене расположена не картина - удачный зрительный обман - росписной плафон отраженный в зеркале..., фото из личного архива автора статьи
На стене расположена не картина - удачный зрительный обман - росписной плафон отраженный в зеркале..., фото из личного архива автора статьи

Надо отметить, что реставрация помещений продолжается и сегодня, год от года желающих познакомиться с историей и архитектурой или освежить свои прежние воспоминания меньше не становится, в кассе всегда очереди (мне кажется, что даже в Эрмитаж проще попасть, чем сюда), посетителям предлагаются новые маршруты ознакомления с парадными залами дворца, чтобы в 2-3 потока дать возможность дворец, каким он был как минимум в годы правления Екатерины II...

Роспись потолка выполнена в объемной технике, кажется, что сам потолок где-то очень высоко и путти бросают свои розы именно вам, фото из личного архива автора статьи
Роспись потолка выполнена в объемной технике, кажется, что сам потолок где-то очень высоко и путти бросают свои розы именно вам, фото из личного архива автора статьи

Пишите - как давно вы были в Екатерининском дворце? Какой зал вам нравится больше всего и почему?