В войне, разгоревшейся между Израилем и палестинской группировкой Хамас, будет только один победитель. И это не Израиль и не Хамас
В ходе операции, получившей название «Буря Аль-Аксы», ХАМАС, официальное название которого — Движение исламского сопротивления, 7 октября 2023 года выпустил тысячи ракет по Израилю. Боевики ХАМАС и палестинского «Исламского джихада» проникли в Израиль по суше, морю и воздуху. Сотни израильтян были убиты, более 2000 ранены, многие взяты в заложники.
В ответ премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил войну ХАМАСу и нанес авиаудары по сектору Газа. По данным палестинского министерства здравоохранения, в первый день репрессий было убито около 400 палестинцев. В предстоящие недели израильские военные наверняка примут ответные меры и убьют еще сотни палестинских боевиков и гражданских лиц. Как аналитик политики и безопасности Ближнего Востока , Лора Худ считает, что пострадают тысячи людей с обеих сторон. Но когда дым рассеется, будут учтены интересы только одной страны: Ирана.
Некоторые аналитики уже предполагают, что во внезапном нападении на Израиль можно увидеть отпечатки пальцев Тегерана. По крайней мере, иранские лидеры отреагировали на нападение ободрением и поддержкой. Решающим фактором, определившим внешнюю политику Ирана, стало свержение в 1979 году дружественного США репрессивного шаха Ирана и переход государственной власти в руки шиитского мусульманского революционного режима. Этот режим определялся резким антиамериканским империализмом и антиизраильским сионизмом.
Революция, как утверждали ее лидеры, была направлена не только против коррумпированной иранской монархии; его целью было противостоять угнетению и несправедливости повсюду, и особенно правительствам, поддерживаемым Соединенными Штатами, главным из которых является Израиль .
Для иранских лидеров Израиль и США представляют собой безнравственность, несправедливость и величайшую угрозу мусульманскому обществу и безопасности Ирана. Непреходящая враждебность по отношению к Израилю в немалой степени объясняется его тесными связями с шахом и ролью Израиля в постоянном угнетении иранского народа. Вместе с Центральным разведывательным управлением США израильская разведка Моссад помогла организовать шахскую тайную полицию и разведывательную службу САВАК. Эта организация использовала все более жесткую тактику подавления инакомыслящих в течение последних двух десятилетий пребывания шаха у власти, включая массовые тюремные заключения, пытки, исчезновения, принудительное изгнание и убийства тысяч иранцев.
Поддержка освобождения Палестины была центральной темой революционного послания Ирана. Израильское вторжение в Ливан в 1982 году – в ответ на нападения палестинцев на Израиль – предоставило Ирану возможность оправдать свою антисионистскую риторику, бросив вызов израильским солдатам в Ливане и сдерживая влияние США в регионе.
Субсидирование конфликта
С этой целью Иран направил свой Корпус стражей исламской революции – подразделение иранских вооруженных сил, обычно известное как «Стражи революции» – в Ливан для организации и поддержки ливанских и палестинских боевиков. В ливанской долине Бекаа стражи исламской революции обучали бойцов шиитского сопротивления религии, революционной идеологии и партизанской тактике, а также предоставляли оружие, средства, обучение и поддержку. Руководство Ирана превратило этих первых стажеров из разношерстной банды боевиков в самую мощную политическую и военную силу Ливана сегодня, а также в величайший внешнеполитический успех Ирана - Хезболлу.
С начала 1980-х годов Иран продолжал оказывать поддержку антиизраильским боевикам и операциям. Исламская Республика публично пообещала ежегодно оказывать поддержку группировкам на миллионы долларов и обеспечивает продвинутую военную подготовку тысяч палестинских бойцов на базах Стражей исламской революции и Хезболлы в Иране и Ливане. Иран управляет сложной контрабандной сетью для доставки оружия в Газу, которая уже давно отрезана от внешнего мира израильской блокадой.
Через Революционную гвардию и Хезболлу Иран поощрял и способствовал насилию палестинского исламского джихада и Хамаса, и эти палестинские боевики теперь представляют собой решающий элемент в том, что аналитики по иностранным делам называют иранской «осью сопротивления» Израилю и Соединенным Штатам, которая представляет собой иранскую «ось сопротивления». Но Иран не может рисковать напрямую противостоять любому из государств.
Иранское оружие, средства и обучение способствуют росту насилия со стороны палестинских боевиков против Израиля, когда разочарование достигает предела, в том числе во время палестинских восстаний, известных как первая и вторая интифада. Израильско-палестинские конфликты и число погибших неуклонно растут с 2020 года. Палестинцы возмущены участившимися выселениями и разрушением собственности, а также тем, как Израиль позволяет израильским националистам и поселенцам нарушать давнее соглашение, запрещающее еврейскую молитву в мечети Аль-Акса – место, священное как для мусульман, так и для евреев. Фактически, недавнее вторжение поселенцев в Аль-Аксу было конкретно упомянуто Хамасом в качестве оправдания нападения 7 октября.
Нападение на нормализацию
Это не означает, что Иран приказал Хамасу атаковать Израиль или что Иран контролирует палестинских боевиков – они не иранские марионетки . Тем не менее, иранские лидеры приветствовали нападения, выбор времени для которых по счастливой случайности работает в пользу Ирана и играет роль в региональной борьбе Исламской Республики за влияние.
«То, что произошло сегодня, соответствует продолжению побед антисионистского сопротивления в различных областях, включая Сирию, Ливан и оккупированные земли», — заявил официальный представитель МИД Ирана Нассер Канани. За неделю до нападения ХАМАС наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман опроверг сообщения о том, что Саудовская Аравия приостановила свои недавние усилия по нормализации отношений с Израилем, которые включают официальное заявление о праве Израиля на существование и расширение дипломатического взаимодействия. «Каждый день мы становимся ближе», — сказал он, и эту оценку похвалил и поддержал Нетаньяху.
Нормализация отношений между Израилем и Саудовской Аравией стала бы вершиной достижений дипломатических усилий США, включая Авраамовы соглашения, подписанные Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко в 2020 году. Соглашения направлены на нормализацию и построение мирных отношений между Израилем и арабскими странами на Ближнем Востоке и в Африке.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи раскритиковал арабские государства за подписание Авраамовских соглашений, обвинив их в «измене мировому исламскому сообществу». Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла похвалил субботнее насилие против Израиля и поддержал мнение Хаменеи, предупредив, что нападения стали сигналом, «особенно тем, кто стремится к нормализации отношений с этим врагом».
Ожидаемый жесткий ответ Израиля, вероятно, осложнит нормализацию отношений Саудовской Аравии с Израилем в ближайшем будущем, способствуя достижению целей Ирана. Нетаньяху заявил, что ответная операция Израиля преследует три цели: устранить угрозу проникновения и восстановить мир в подвергшихся нападению израильских общинах, одновременно «требовать от врага огромную цену» в секторе Газа и укрепить «другие фронты, чтобы никто по ошибке не присоединился к ним». Эта последняя цель является тонким, но ясным предупреждением Хезболле и Ирану не вмешиваться в борьбу.
Как победит Иран
Есть как минимум три возможных исхода войны, и все они играют в пользу Ирана. Во-первых, жесткая реакция Израиля может отвратить Саудовскую Аравию и другие арабские государства от поддерживаемых США усилий Израиля по нормализации отношений. Во-вторых, если Израиль сочтет необходимым продвинуться дальше в сектор Газа, чтобы искоренить угрозу, это может спровоцировать новое восстание палестинцев в Восточном Иерусалиме или на Западном берегу, что приведет к более широкому ответу Израиля и большей нестабильности.
Наконец, Израиль может достичь своих первых двух целей с минимальным количеством необходимой силы, отказавшись от обычной жесткой тактики и уменьшив вероятность эскалации. Но это маловероятно. И даже если бы это произошло, основные причины, которые привели к этой последней вспышке насилия, а также способствующая роль, которую Иран играет в этом процессе, не были устранены.
И когда произойдет следующий раунд израильско-палестинского насилия – а это произойдет – иранские лидеры снова поздравят себя с хорошо выполненной работой.