Премьера в СССР состоялась в июле 1967 года на V Московском международном кинофестивале, где фильм участвовал в конкурсной программе. Затем фильм шёл в советском кинопрокате с сентября 1968 года. Дублирован он на киностудии имени Максима Горького.
Это замечательный фильм о карьеристах в медицине. На момент выхода таковых если и были у нас, то единицы. В настоящее время таких не просто много, а практически все. И самое ужасное - в отличие от героя фильма они ещё и ни черта не смыслят в медицине, хоть и обладают непомерным чувством собственного величия и всевозможными дипломами и званиями.
Фильм можно посмотреть у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
Профессор медицинского факультета одного из университетов Адзума (Эйдзиро Тоно) собирается уходить на пенсию. На это место претендует молодой способный хирург Горо Дзайдзэн (Дзиро Тамия). Адзума сам всячески поощрял этого специалиста, что в итоге вылилось у того в некоторый бред величия. Дзайден самоуверен, самовлюблён, не принимает чужого мнения и в крайней степени тщеславен. Чего стоит только его приглашение в операционную журналистов, чтобы те сделали о нём выпуск с фотоматериалами.
Да, хирург Дзайдзэн талантлив. Но пациенты для него лишь способ достичь карьерных высот. В остальном он с ними абсолютно равнодушен и холоден.
Будучи выращенным бедной матерью, которая смогла тем не менее устроить сына в колледж, а затем получить медицинское образование, он с уважением относится к ней, хотя и не видится, ограничиваясь письмами. Во время учёбы способного юношу заприметил не чистый на руку специалист по гинекологии, который предложил молодому человеку руку своей дочери и свою фамилию.
Мать Горо не была против, понимая что так её сын сможет стать богатым и более значимым. Так он стал Горо Дзайдзэном. Тесть использовал медицину как средство наживы. В то время как хорошие хирурги и порядочные люди не имели больших возможностей, тесть Дзайдзэна не гнушался взятками, чтобы прокладывать путь и себе и мужу своей дочери.
Его самонадеянность, пренебрежение к длительным клиническим исследованиям и к мнению товарищей по профессии вызывают опасения у профессуры университета в отношении назначения Горо на должность профессора. Чтобы получить большинство голосов на выборах, Дзайдзен при помощи тестя и других негодяев от медицины, использует любые средства для закулисных интриг: связи, подкуп, шантаж, угрозы.
Ассистент одного из профессоров и коллега Дзайдзена Сюдзи Сатоми (Такахиро Тамура), однажды просит его посмотреть его больного, поскольку считает Дзайдзэна главным специалистом по данному вопросу. Он также просит сделать все возможные исследования, дабы выявить или исключить рак у больного. Но Дзайдзэн занят карьерными вопросами, выборами на пост профессора. Он хорошо делает операцию, но не прислушивается к мнению коллеги Сатоми, считая того неучем.
После операции у больного наблюдается ухудшение. Дзайдзэна нет на рабочем месте. Он занят выборами. Больной умирает в муках. Жена умершего подаёт на Дзайдзэна в суд. Это может серьёзно испортить его репутацию и повлиять на выборы. Только это заботит Горо. Но его вины в смерти пациента нет. Он виновен только в равнодушном отношении к пациенту.
Деонтология в медицине очень важна и просто необходима, а этого понятия у Дзайдзена не существует. Однако это не является врачебной ошибкой и за это не судят. А значит вины Горо в неизбежной смерти больного нет. Но вот его отношение к пациенту...
Хотя для Дзайдзэна это не проблема. Нет вины. Нет наказания. А муки совести ему чужды. И вот пост профессора за ним. А Сюдзи Сатоми будет отправлен "на повышение" в провинцию, хотя и в качестве профессора.
Те, кто умеет и хочет работать, в таком мире как этот не нужны...
Точно то же самое теперь и у нас. В последние тридцать лет уровень медицины у нас скатился ниже плинтуса. Врачи сплошь равнодушные неучи. Те, кто знает и умеет в такой медицине не нужны. Здесь нужны лишь деньги, карьера, статус. А пациенты - это всего лишь средства для их достижения и не более того.
То, какой у нас была советская медицина в подавляющем своём большинстве (мерзавцы конечно могли попасться и там, но их быстро ставили на место) уже вряд ли когда-либо будет. А те отношения между пациентом и врачом будут описаны разве что в сказках...
Один момент: удивительным образом исполнитель главной роли Горо Дзайдзэна, Дзиро Тамия, страдал бредом величия и застрелился из дробовика в возрасте 43 лет. Какое-то печально совпадение с характером этого его персонажа.