Об отношениях Н. В. Гоголя и С. Т. Аксакова

140 прочитали
 В 1832 году известный историк М. П. Погодин познакомил Гоголя с семейством Аксаковых – Сергеем Тимофеевичем и его сыновьями, Константином и Иваном.

В 1832 году известный историк М. П. Погодин познакомил Гоголя с семейством Аксаковых – Сергеем Тимофеевичем и его сыновьями, Константином и Иваном. Все трое примыкали к лагерю славянофилов и были известны в литературных кругах Москвы. Их дом – теплый, радушный, уютный и гостеприимный – в 1830–1850-х годах был центром литературной жизни древней столицы. И отец, и оба его сына плодотворно и успешно занимались художественным творчеством, поэзией, публицистикой и поэзией. Их произведения были известны среди читающей публики того времени и получили всеобщее признание.

Сам глава семьи Сергей Тимофеевич писал с 1812 года. К моменту знакомства с Гоголем он уже был маститым автором. Будучи умным, образованным человеком Аксаков сразу разглядел в молодом писателе незаурядный литературный талант. В его глазах Николай Васильевич был первым национальным писателем – в отличие от Пушкина, который много заимствовал из французской и английской литературы. По воспоминаниям их общих знакомых, в доме Аксаковых буквально установился культ Гоголя. Николай Васильевич тоже высоко ставил творчество Сергея Тимофеевича и его сыновей, а также ценил их мнение о своих произведениях. Так, он читал им отрывки из «Мертвых душ» и получил их горячее одобрение.

Но к концу 1830-х годов отношения между друзьями начали портиться. Во-первых, это было связано с разницей их характеров. Аксаковы были открытыми, радушными, общительными людьми, а Гоголь был замкнутой, сдержанной, склонной к депрессии натурой. Через некоторое время после знакомства с Аксаковыми он стал тяготеть к религиозному мистицизму. Эта склонность озадачила не только Сергея Тимофеевича и его сыновей, но и знакомых писателя. Больше всего Аксаков был недоволен работой Гоголя над «Выбранными местами из переписки с друзьями». Этот труд ознаменовал отход писателя от остросоциального реализма к церковному мистицизму. Правда, Сергей Тимофеевич не был столь категоричен и резок как Белинский в своем письме к Гоголю (которое пропитано настолько негативной критикой и едкой горечью, что произвело общественный резонанс и даже попало под цензурный запрет). Аксаков лишь ограничился легкой критикой в адрес Гоголя в переписке с друзьями и знакомыми.

Но это не помешало Сергею Тимофеевичу написать фундаментальный труд о Николае Васильевиче – «История моего знакомства с Гоголем». Эта книга считается эталоном мемуарной прозы в отечественной литературе 19 века.