Найти тему
ARTПатруль

Дэмьен Херст. Почему его работы стоят миллионы?

Дэ́мьен Стивен Херст (англ. Damien Hirst) — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующей на арт-сцене с 1990-х годов.

Статья посвящена Дэмьену Херсту и поиску ответа на вопрос «почему его работы стоят миллионы?». Давайте рассмотрим более подробно его искусство с точки зрения актуальности и коммерции.

Вам наверняка знакомы «физические оболочки» его проектов. Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа «Разделённые мать и дитя» представляла собой части коровы и телёнка, помещённые в раздельные аквариумы с формальдегидом.

-2

Одна из самых главных составляющих такого востребованного искусства – материалы, которые использует автор. К примеру, последний по времени проект Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант весом 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки. Скульптура называется «За любовь Господа» и представляет собой самую дорогую скульптуру живущего автора — £50 миллионов.

-3

Обратим внимание на то, что Смерть — центральная тема в его работах. Конечно, это не может не играть своей роли в актуализации искусства Дэмьена Херста. Наиболее известная серия художника — Natural History: мёртвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа — «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом британского искусства 1990-х.

Итак, для начала, дело в том, что смерть – это то, что релевантно для нас на постоянной основе. Это достаточно общая тема, на которую можно рассуждать всегда. Это тема, о которой каждому из нас всегда найдется что сказать. Если произведение искусства затрагивает тему смерти, это значит, что оно заставляет задуматься над сопутствующими вопросами. Следовательно, первая причина, по которой работы Дэмьена Херста так актуальны – выбор понятных, общечеловеческих всегда актуальных тем в работах.

-4

Давайте обратим внимание на посыл художника. Знаете ли Вы, как называлась его первое автобиографическое произведение? «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now», что в переводе значит «Я хочу провести остаток жинзи Везде, Со всеми, Повсюду, Лицом к Лицу, Навсегда, Навечно, Прямо Сейчас». Это достаточно мощный, общечеловеческий посыл. Так может сказать только настоящий космополит.

I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now
I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now

Делая ставку на внимание и средства богатых людей, Дэмьен Херст отлично угадывает потребности своей целевой аудитории и идеально попадает в них. С одной стороны, «пребывание» имени автора у всего мира на слуху пересекается с первостатейной исключительностью, использование и сочетание самых неожиданных материалов в самом произведении, новые подходы автора к созданию произведений искусства, его репутация новатора ведут к суммарно непревзойдённой роскоши. Это исключительный продукт, обладание которым обходится в совершенно оправданно огромную сумму.

Общественность никогда не может пропустить мимо ушей что-либо настолько экстраординарное. Дэмьен Херст мастерски использует это знание.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Дэмьен Херст является не столько гениальным художником, сколько гениальным предпринимателем и бизнесменом. Учитывая самые разные факторы, этот человек смог создать первоначально настоящий ажиотаж, наладить механизм по производству искусства которое гарантированно «попадает в точку» и максимально грамотно делегировать задачи внутри своего коллектива; всё это позволяет Дэмьену Херсту возрастать в цене и поддерживать эту планку достаточно долго и стабильно.

-6


Его фигура в истории арт-бизнеса крайне значима и незаменима – этот человек сделал огромный вклад в данную сферу одним только фактом своего существования.

Текст: Ариана Дмитриева