Найти тему

Улыбнитесь, вас считает камера. «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей

«В Московской области, где живут мои родственники, в автобусах действует система автоматического подсчета вошедших пассажиров. Есть и табло с информацией о том, сколько пассажиров едет в эту минуту. Любопытно в режиме реального времени наблюдать, как прыгают цифры на экране: вошел-вышел… Здесь же видно: сколько человек уже приложили карточки к валидаторам, а сколько еще нет… В Петербурге где‑нибудь работает такая система? Ведь она наверняка могла бы помочь улучшить транспортное обслуживание».

Наталья РОСТОВА, Невский район.

ОТ РЕДАКЦИИ. В Петербурге похожую систему опробовали в «Гор­электротрансе» еще в 2014 году. Работала она в троллейбусе 47-го маршрута. Но не прижилась.

Видимо, нельзя сказать, что автоматический (вернее, электронный) подсчет людей — последнее слово цифровизации… Практически все компании, которые занимаются установкой камер видеонаблюдения где бы то ни было, уже лет десять предлагают различные «счетчики».

Поначалу программу подсчета устанавливали в музеях, банках, дорогих магазинах. Услуга также пользовалась популярностью у компаний, которые участвовали в отраслевых выставках. Им нужно было понять, сколько посетителей интересовались их продукцией и останавливались у их стенда. И сколько потенциальных клиентов они упус­тили… Вот автоматика и считала людей. Кстати, некоторые производители «счетчиков» честно рассказывают, что их сенсоры подсчета посетителей могут не только считать людей, но и собирать mac-адреса мобильных устройств в их карманах. Тем самым можно получить базу данных и использовать ее, скажем, для рассылки рекламы. А если говорить прямо, то для спама.

Транспортная отрасль оказалась едва ли не последней, которой была предложена эта услуга. Ныне десятки цифровых компаний готовы предоставлять разнообразное считающее оборудование для автобусов, трамваев, троллейбусов. Лучшие образцы, говорят, считают с точностью 98 %. Так, в салоне устанавливают бинокулярные (то есть на два «глазка») камеры — по одной над каждой дверью. И к ним — счетчики. К одному можно подключить сразу две камеры. Так что на длинный автобус понадобится два счетчика.

Специалисты считают, что бинокулярные камеры — наиболее точное оборудование с технологией стереоскопического распознавания. Оно может определить даже, кто именно вошел — взрослый или ребенок.

Зачем это нужно? Отвечая на вопрос, представители транспортных компаний первым делом говорят о борьбе с безбилетниками. Если в салон вошли 20 пассажиров, а заплатили 10, то, стало быть, 10 человек — зайцы. Хотя с реальностью такой ответ не вяжется. Чтобы подсчет реально помог обнаружить безбилетника и заставить его заплатить, нужно чтобы системы подсчета пассажиров и оплаты работали бы в тесной связи и до крайности оперативно. А еще необходимо, чтобы пассажир не задерживался с оплатой ни на минуту. К тому же придется «подключить» к системе живого кондуктора, который глянет на цифирь в своем смартфоне и понесется по салону в поисках десятка безбилетников… Хотя нынче любой кондуктор и без системы подсчета ходит по салону с этой же целью.

Подсчет — наилучшая возможность изучить пассажиропоток. То есть понять: когда именно и сколько человек перевозит тот или иной маршрут. Такие данные необходимы, чтобы составить удобное расписание и вывести на маршрут оптимальное число машин. С этой точки зрения, конечно, подсчет — штука полезная. …Но недешевая. Скажем, система для одного автобуса стоит более 40 тысяч рублей, да еще приплюсуем сервер. Так что пассажиропоток в Петербурге пока изучают, как говорится, «вручную».

Правда, теперь предпринята новая попытка внедрить «цифровизацию». «Пассажиравтотранс» собрался электронно считать вошедших и оплативших пассажиров на трех маршрутах: № 203, 221 и 228. «Горэлектротранс» вообще получил новые синие троллейбусы, на которых уже установлена соответствующая система. И вновь главным плюсом в обеих компаниях считают электронную борьбу с зайцами, которые, увидев на табло разницу в числе вошедших и оплативших пассажиров, могут почувствовать муки совести и все же заплатить…

Несколько фото новейших табло, представленные пресс-службами, горожанами, размещенные ими в соцсетях, неизменно демонстрируют странное обстоятельство. На всех число зашедших в транспорт меньше, нежели число оплативших проезд.

Объяснений тому множество. Первое — система настроена «наоборот». То есть она просто путает цифры. Второе — электронику сбивает с толку многовариантная возможность оплаты: карточки «пенсионерские», «школьные», «многодетные», банковские, «подорожники» с их системой скидок за разное число поездок… Действует также «счастливый час» бесплатной пересадки. Не такая уж простая задача — свести все эти данные воедино.

Так что пока получается, что зайцев в городе нет, а граждан, оплативших проезд, больше едущих.