Найти тему
Павел Рябчиков

Боязнь перетрудиться как основа общественной морали

Для тех, кто хочет возразить и возмутиться: не надо, я тоже против бессмысленной работы, не люблю неоплачиваемых переработок, бездушной эксплуатации. Другое дело, что есть люди, которые везде и во всём видят в свою сторону угнетизм, рабовладельчество и прочие ужасы-хрюжасы.

Люди, чьи дети сейчас учатся в школе, очень по-разному относятся к возвращению практики приучения детей к труду. Как это будет называться - не так уж важно, но мнения, как водится, разделились. Кто-то видит рабство, угнетение и эксплуатацию детского труда в просьбе учителя стереть с доски, кто-то наоборот, всячески поддерживает это начинание - мол, у нас было, и им тоже надо, а то чойта они, действительно.

Примерно так воспринимают и некоторые дети, и их родители уборку в классе, полив цветов и прочее такое
Примерно так воспринимают и некоторые дети, и их родители уборку в классе, полив цветов и прочее такое

Как человек, заставший только полтора последних десятилетия Советского Союза, и который учился в обычной сельской школе в Подмосковье, я перечислю те виды нагрузки, которые были у меня лично, и как они на меня повлияли.

Результат генерации по запросу "Современный человек очень боится перетрудиться и лопнуть от натуги, например, поливая цветы", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Современный человек очень боится перетрудиться и лопнуть от натуги, например, поливая цветы", стиль: 4k

1. Детские годы - это деревенский дом, а значит, огород, куры, поросёнок, козы, иногда - кролики, помнится, в совсем раннем моём детстве и утки у нас были. Соответственно, довольно рано научился обращаться с лопатой, мотыгой, граблями, косой, вилами, колуном, обычным топором, секатором, пилой двуручной, ножовкой - не будем считать плоскогубцы, гаечные ключи и отвёртки, это инструменты всеобщие, не деревенские. Если честно, годам к семнадцати я уже твёрдо был уверен, что именно благодаря земляным работам я жить в деревне не хочу. Свободного времени, особенно в подростковом возрасте, катастрофически из-за этого не хватало. Сказал себе тогда - хватит, пора зарабатывать, обеспечивать семью продуктами. Чтобы никто из моих больше не упахивался, как лошадь, и чтобы нормальные выходные и отпуск, наконец-то, были у всех.

На отца, вот честно, было страшно смотреть иногда - травмированная и запущенная в юности спина к сорока годам выжимала из него все соки(((

Тем более, что в зоне рискованного земледелия урожаи были, скажем, не ахти. Однако в те самые годы, называть которые просто не хочется, земля спасала.

2. Посменная уборка в классе после уроков - вот честно, ерунда. Стереть с доски, в том числе - между уроками, подмести, помыть пол, полить цветы, вынести мусор - с этим справлялись за полчаса, ещё и поболтать успевали. Делали это в несколько пар рук - не меньше, чем по двое (это вообще редко), как правило - по четверо. Не припомню таких, кто бы с этой простейшей работой не справлялся, а таких, кого бы она унижала, даже представить не мог.

Логично же: сами натоптали за день - сами уберём.

Вот тут бывало, что некоторые одноклассники косили от этой повинности. И ничего им за это не было, если не считать порицания, про которое они забывали через минуту. У меня от всей этой ситуации некоторое время было ощущение некой несправедливости, но тоже быстро куда-то девалось.

Результат генерации по запросу "Люди трудятся на всесоюзном весеннем субботнике", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Люди трудятся на всесоюзном весеннем субботнике", стиль: 4k

3. Аналогичный вид неквалифицированного труда - это субботники по уборке территории возле школы и возле дома, в который мы переехали. Для меня дело тоже вовсе не затруднительное было, так как в деревенском доме уборкой окружающего пространства занимаешься круглый год. Зимой добавлялась иногда хоккейная коробка - там снег нужно было расчищать, но на эту работу желающих всегда было море - хоккей у нас был популярен.

4. Летняя практика на пришкольном участке - от пяти до десяти дней, в зависимости от класса, в утренние часы нужно было поливать, полоть, окучивать что-то, что под руководством учителя биологии сажалось весной на уроках сеьхозтруда (у нас труд был сельскохозяйственный и технический, на техническом мы осваивали рабочие специальности, а так же был урок ОППТ - общественно-полезный производительный труд, это опять что-то вроде субботников по благоустройству территории и посадке деревьев). Помимо этого, немного участвовали в косметическом ремонте школы.

5. Осенние и иногда летние несколько дней до обеда посвящались работе на поле, принадлежащем птицефабрике. Свёкла кормовая, картошка. Помощь в прополке летом и уборке осенью. С некоторым нахмуриванием бровей, уже сильно после окончания школы я услышал от кого-то, да и потом много раз другие люди подтверждали, что им за такую работу что-то платили. Наша птицефабрика и наша школа ограничивались галочками в оценочных ведомостях. Ладно, я всё равно зарабатываю другими способами.

6. Практика после девятого класса, когда мы разделились на тех, кто останется в школе, и тех, кто пойдёт получать профессию в техникумы и ПТУ, была трёхнедельной и оплачиваемой. Денег за это нам дали, конечно, немного, но опыт работы слесарем второго разряда у меня есть))) Мы помогали с одноклассником демонтировать отопительные трубы в здании, подлежащем ремонту.

Правда, через три года здание снесли... Но не из-за нас, нет))

Помимо этого, к окончанию школы у всех парней моего класса были удостоверения механизаторов третьего разряда - мы более-менее освоили работу тракториста. Другое дело, что никому эти удостоверения мы уже предъявить толком не могли, птицефабрика со всеми её хозяйствами бесповоротно закрылась к тому времени.

Я знаю, кто виноват, не надо очевидных истин в комментариях, пожалуйста))
Результат генерации по запросу "Псевдоумные недотеоретики в белых пальто", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Псевдоумные недотеоретики в белых пальто", стиль: 4k

Находятся люди, которые говорят: вот, занимались фигнёй, приучая детей к низкоквалифицированному труду. Ну это, знаете, не мнение - это залп в рейтузы от фанатов-антисоветчиков. У них все сплошь рабы, одни они, научившись раскрашивать кнопки на сайтах секс-шопов, в белых пальто стоят красивые. Конечно же, надо было с первого класса всех приучать делать хирургические операции, гранить бриллианты, строить ядерные реакторы и запускать космические корабли. Ну или хотя бы строить современное экологичное жильё, например. Да?

Это, если что, ирония. Злая такая, в стиле доброго Пал Саныча.

Когда наши учителя делали эту работу вместе с нами, не боясь запачкаться, перешучиваясь и немного подкалывая нас, создавался какой-то особый задор, атмосфера, мы ощущали себя с учителями на равных - точнее, понимали, что эту работу мы делаем ВМЕСТЕ. Не особенно задумываясь о её смысле и нужности. Нет, это не покраска травы к приезду генералов - у нашей работы БЫЛ нормальный результат. Аллея, которую мы сажали возле школы, учась в первом классе - липово-берёзово-кленовая, деревья там сейчас вымахали огромные, в будущем году им будет по сорок лет. И это красиво и здорово. Многих из сажавших уже нет в живых...Ладно.

Было бы гораздо хуже, если бы учителя оставляли нас без присмотра. Да, качество работы упало бы, но не это главное, а то, что мы бы сразу почувствовали фальшь и лицемерие. И отвращение к любой работе развилось бы гораздо раньше, мы не смогли бы его объяснить)))

Результат генерации по запросу "Невыносимо горячие дебаты", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Невыносимо горячие дебаты", стиль: 4k

Я, честно, не знаю, насколько горячи дебаты по поводу возрождения трудового воспитания учащихся. Не участвовал и не буду. Вполне уверен, что здравый смысл рано или поздно возобладает - большинство родителей уже понимают прекрасно, что дети их не переломятся, если пару раз в месяц уберутся в классе или посадят пяток саженцев.

Другое дело, что вредительская организация, маскирующаяся под Министерство просвещения, управляемая дистиллированными комсорговскими внуками и внучками, сделает всё возможное, чтобы и эту идею тоже бездарнейше просрать провалить.

Хотя, конечно, есть ещё и определённая категория голубокровных, белокостных, хрен знает откуда повылезавших дворяшек (от слова "дворяне"), чью тонкую душевную организацию непоправимо оскорбляет как просьба не гадить в классе (это младшее поколение), так и возмущённые рассказы детей об этом (это их родители) - сразу в прокуратуру пойдут жаловаться, вероятно, даже в Генеральную. Люди-грыжи. Ущемляют их повсюду, понимаете ли.

Результат генерации по запросу "Человек-грыжа, которого постоянно ущемляют", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Человек-грыжа, которого постоянно ущемляют", стиль: 4k

Я недавно посмотрел на вражеском ютубе интервью Лилии Абрамовой с лидером группы "Чайф" Владимиром Шахриным, и среди всех важных тем и вопросов там мелькнула фраза гитариста "Чайфа" Владимира Бегунова: мы живём в странном, нормальном мире, нас окружают странные, нормальные люди))) Мне она как-то так сразу понравилась, и ведь действительно - окружают! Большинство людей - нормальные. С ними и надо преимущественно взаимодействовать.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков