Одним из главных виновников неприятного запаха в городе — жир.
Журналист Properm.ru пообщался с экспертами и выяснил, в чем же причина неприятных запахов в городе. Оказалось, что причин несколько, и одна из главных связана, как ни странно, с отношением самих пермяков к коммунальной инфраструктуре.
Но прежде, чем все причины перечислить, расскажем понятно и доступно, как в Перми работает канализация, а работает она уже больше 100 лет, и принципы ее работы кардинальных изменений не претерпели.
Из каждого подъезда многоквартирного дома есть выпуск системы водоотведения — сколько подъездов, столько выпусков. От домов стоки самотеком уходят по трубам небольших диаметров, расположенным под определенным уклоном, поступают на канализационную насосную станцию (КНС), которая находится географически в самом нижнем месте. КНС может быть маленькой, а может быть очень большой, все зависит от ее месторасположения (в Перми сложный рельеф: река, дамбы, овраги).
КНС собирает стоки, которые пришли самотеком, и уже с помощью насосов по напорным коллекторам поднимает их на необходимую высоту и расстояние, чтобы от туда они шли на следующую КНС снова по самотечным коллекторам большего диаметра — и так сточные воды добираются до биологических очистных сооружений (БОС). На БОС они проходят механическую и биологическую очистку, затем сливаются в Каму.
Такой каскад насосных станций размещен по всему городу, их всего 65, а канализационная трубопроводная сеть — это 1259 км.
И вот мы живем в городе с таким каскадом из КНС и труб, и хотим разобраться, а почему пахнет? На каком этапе что ломается? Ведь люди жалуются. Начинаем разбираться, почему, и понимаем, что компании «НОВОГОР-Прикамье» в одиночку тут не справиться. Потому что проблема комплексная, требует участия не только коммунального оператора, но и властей, и управляющих организаций, и контролирующих организаций, и самих жителей, и даже законодателей.
Про арбуз и матрас
Первая причина появления запаха — засорение труб отходами, которые никак не должны были оказаться в канализации. Сбрасывают такие отходы в унитазы и раковины жители многоквартирных домов и арендаторы нежилых помещений. На первых этажах обычно расположены парикмахерские, кафе и рестораны, поликлиники, медицинские лаборатории. В итоге всё, что не растворяется в сточной воде, в трубе застревает. Если речь о медицинских учреждениях, то это гигиенические пакеты, влажные салфетки, шприцы, бинты, вата, одноразовые халаты, бахилы, одноразовые пеленки.
Из кафе и ресторанов в канализацию летят овощные очистки, гнилая капуста, огурцы, помидоры. Но хуже всего — это жир. Для защиты канализации от пагубного воздействия отложений жира, заведения общественного питания, обязаны проводить мероприятия по обеспечению нормативного качества сбрасываемых стоков. Например, устанавливать жироуловители. В соответствии с законодательством компания может проводить обследование сетей и контролировать качество сточных вод кафе и ресторанов. Если стоки не соответствуют нормативам, то нарушителям выставляется платежи предусмотренные законом.
Тем не менее, недобросовестные владельцы общепита допускают попадание в трубопроводы жира, который оседает на стенках, и, застывая, сужает пространство для прохождения стоков.
В эти узкие пространства пытается пробраться вместе со стоками строительный мусор, который некоторые почему-то скидывают в унитаз: старую штукатурку, песок, куски обоев. Эти отходы, смешиваясь с водой, цементируются, и их уже не убрать, как другой мусор, крюком, не пробить даже высоким давлением воды с помощью каналопромывочной техники. Диаметр трубы, к примеру, с 20 см сужается до 15 см, сеть не может работать в полную нагрузку, колодцы переполняются, появляется неприятный запах, случается и стоки выходят на поверхность.
Опаснее строительного мусора наполнитель для кошачьих лотков. Его ни в коем случае нельзя выбрасывать в унитаз, но жители регулярно это делают. Когда эти гранулы попадают в самотечную трубу, они впитывают влагу, затвердевают и образуется очень плотное засорение, требующее раскопки трубы, ее чистки, последующего восстановления благоустройства. Естественно, все это время запах распространяется вокруг.
Ну и кроме того, жители умудряются скидывать в канализацию удивительное: матрасы, арбузы (целиком или половину), тушки куриц, памперсы. И вот попал в зауженное из-за жира, строительного мусора и кошачьего наполнителя пространство арбуз — и конечно, застрял. Стоки поднимаются вверх, в колодцы, запах распространяется вокруг. «НОВОГОР-Прикамье» чистит засорившиеся колодцы, но данный процесс постоянно повторяется. И в одиночку коммунальной компании его не прекратить. Повышать культуру пользования коммунальной инфраструктурой — одна из главных задач для пермяков, чтобы предотвратить появление неприятных запахов в городе.
Про незаконные врезки
В городе и вокруг него много частного сектора, не подключенного к централизованной системе водоотведения. На сбор и вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) с частного сектора лицензии не требуется. Предприниматели, владеющие специальной техникой, этим пользуются, собирают стоки и у индивидуальных жилых домов, и у дачных поселков, а потом… Должны везти на насосную станцию, платить деньги, сливать стоки. В цивилизованном варианте. Но нерадивые бизнесмены сливают стоки в центральную канализационную сеть не в разрешенных для этого местах, но в удобных для них (открывают люки и сливают).
Колодцы есть только у самотечной сети, у напорной их нет. В итоге нагрузка на сеть возрастает на тех участках, где это недопустимо, так как в самотечную сеть попадает больший объем стоков. К тому же в канализации оказываются нефтепродукты, химические отходы, которые и на трубы влияют, и эксплуатацию усложняют. Доходит до поломки КНС, крупных аварий, как например, в Кировском районе Перми: у тех, кто незаконно сливал стоки в сеть, сорвался и в трубу улетел шланг, в итоге затопило всю улицу, на КНС вылетел из строя насос. Пришлось менять грунт, чистить скважины у частных домов, тратить огромные деньги, а злоумышленников так и не нашли.
60 тысяч канализационных люков, расположенных по городу, камерами видеонаблюдения не обеспечить. Если бы этот вид деятельности был лицензированный, можно было отслеживать тех, кто занимается вывозом ЖБО, контролировать точки сброса, согласовывать процесс.
Про неработающую вентиляцию
Чтобы запахов не было в квартире и в доме, придумана естественная вентиляция — труба стояка выходит над крышей дома, оттуда и улетучиваются в атмосферу запахи. Эта «свеча» соединяет все унитазы по всем этажам до первого колодца, и дальше, с трубой, по которой самотеком идут стоки. Труба не заполнена полностью, в ней есть воздух, чтобы была естественная вентиляция, которая работать должна постоянно. Неприятные запахи с потоками воздуха выходят над крышами домов через вентиляционные отдушины на крыше.
Запах должен уходить не через крышки люков, а через эти вентиляционные отверстия на крышах домов. Чтобы естественная вентиляция работала, УК и ТСЖ должны следить за прочисткой стояков и вентиляционных отверстий. Но чаще всего там скапливается мусор, птичьи гнезда, дохлые животные, оставленные ремонтниками крыши строительные материалы, лица без определенного места жительства забивают эти отверстия какими-то тряпками. В итоге запах появляется и в квартирах иногда, но чаще — на улице, у колодцев.
По словам главного инженера «НОВОГОР-Прикамье» Константина Гусева, он пытался призвать к совести председателей ТСЖ и руководителей УК, но далеко не все готовы вникать в технические тонкости и тем более нести затраты. Чаще всего ответ такой: «У вас пахнет, вы и делайте что-нибудь».
«НОВОГОР-Прикамье» и делает. К примеру, на улице Краснова потрачено более 1 млн рублей на стеклопластиковые колодцы. Загерметизировали люки, но проблема образования запаха не разрешилась. И она дальше «вылезла» в районе Центрального рынка. Загерметизировали люки у Центрального рынка, запах «вырвался» у ДКЖ и на Парковом. Потому что причина не устранена. Управляющие организации должны следить за прочисткой стояков и вентиляционных отверстий. Пока они не начнут этого делать, сохранится еще одна причина появления неприятных запахов в городе.
Таким образом, если мы не хотим неприятных запахов в Перми, то в стоках не должно быть арбузов, телогреек, «свечи» должны работать, а деятельность по вывозу ЖБО должна быть лицензирована.
Про ГРК
Главный разгрузочный коллектор (ГРК) — ключевая часть системы водоотведения Перми. Общая протяженность его участков, включенных в городскую систему водоотведения, составляет более 7 км. Это — железобетонная труба диаметром около 2 метров, которая залегает на глубине от 6 до 40 метров. ГРК начали строить с 1983 году, а закончили строительство в 2018 году. Подобных объектов в стране не более пяти, а значит, и опыта эксплуатации его недостаточно.
В начале 2019 года ГРК передан в эксплуатацию «НОВОГОР-Прикамье». До этого ГРК не обслуживался, но стоки принимал и транспортировал. Главный специалист ООО «НОВОГОР-Прикамье» по сетям водоотведения Петр Жуланов рассказал, что у ГРК, который начали строить еще в советское время, выявлены нарушения.
Этот объект системы водоотведения работает в неоптимальном режиме — коллектор проектировался на 600 тыс. м куб., а по факту диапазон работы, даже при дождях и активном снеготаянии доходит едва до 300 тыс. м куб. Коллектор не промывается скоростью потока, происходит вторичное загрязнение из-за процессов гниения, брожения в отложениях. И это одна из причин запаха.
Конечно, с момента начала строительства значительно изменились требования, как к проектированию, так и к эксплуатации таких сооружений. К тому же при строительстве использовались материалы низкого качества, и потому есть определённые дефекты на объекте. И наконец, то, что было выявлено по результатам мониторинга после передачи объекта «НОВОГОРу», — не работает естественная вентиляция, и требуется принудительная.
В течение 2020 года ученые обследовали ГРК и установили, что на определенных участках нет «естественной тяги в течение всего года». Все это является причинами возникновения запахов по трассе коллектора. Эффективное удаление агрессивных дурнопахнущих газов из коллектора и их последующая очистка без организации искусственной вентиляции и газоочистной установки невозможны.
Специалисты ежемесячно проверяют и чистят фильтры над шахтами коллектора. Кроме того, на шахтах ГРК проводят профилактические и капитальные работы. В случае такого обслуживания шахты наружу также поступает запах. Проблема будет решена: на период регламентных работ к шахтам подключат передвижную установку принудительной вентиляции и газоочистки, и на время проведения работ неприятный запах сведут к минимуму.
Как «НОВОГОР-Прикамье» решает проблемы с запахом
Превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ из-за канализации в Перми нет, но с локальными источниками неприятных запахов «НОВОГОР» борется. Компания устанавливает над проблемными колодцами стеклопластиковые колпаки, герметизирует люки, оборудует люки и шахты фильтрами.
Специалисты говорят, что точечно проблемы с ГРК не решить. Поэтому с конца 2020 года началось проектирование реконструкции ГРК. В рамках реконструкции предусматривается принудительная система вентиляции и использование газоочистной установки ГРК. Работы продлятся примерно до 2032 года. После этого станет возможен следующий этап — реконструкция горизонтальных участков.
Этапы реконструкции:
- Идет экспертиза 1-го этапа, реализация которого планируется в 2024–2025 годах. Это позволит избавиться от плохих запахов на улице Тихая.
- Идет проектирование 2-го этапа — это участок коллектора от шахты №1 на Подлесной, 57 до шахты №5 на Полевой, 2. После реализации этого этапа и реконструкции РНС-3 Парковый должен исчезнуть запах в районе улиц Боровая, Гатчинская. Строительство планируется — в 2026–2027 годах.
- 3 этап — работы по улице Революции, ориентировочные сроки реализации после 2028 года.
Ссылка на статью: https://properm.ru/news/2023-10-09/pochemu-v-nekotoryh-mestah-permi-nepriyatno-pahnet-rasskazyvaem-o-prichinah-3050479