Найти тему
окно в икону

Иконостас как малая архитектурная форма

С праздником, уважаемые читатели! Определяет то, что можно представить на иконостасе, играет роль не только идея, но, как всегда в искусстве, форма тоже много значит. Форма определяет, чего и сколько можно в нее вложить, насколько очевидной можно сделать идею. Поэтому то, как чисто технически был сделан иконостас в разные периоды времени, давало свои возможности и вводило свои ограничения. Так что на форме иконостасов надо остановиться отдельно.

Реконструировать формы иконостасов очень сложно, и хотя в двадцатом веке это делалось довольно часто по отношению к крупнейшим памятникам раннего христианства, сохранившемся до нашего времени и могущим быть подвергнутым археологическому исследованию, результаты этих реконструкций неоднократно оспаривались.

Более надежными представляются описания (так называемые экфрасисы - описания произведений искусства), хотя они не позволяют ничего реконструировать, но дают некоторые надежные данные. С четвертого века завесы и (или) перегородки из камня, плинфы (кирпича) и дерева становятся привычной реальностью православных храмов.

Итак, мы точно знаем: с четвертого века и до времени победы иконопочитания (начало девятого века) иконостасы: были в виде перегородок из разного материала; могли состоять из колонн, парапетов (перил) или архитрава (балки); не были сплошными, то есть не закрывали обзор мирянам на алтарь. Еще очевидно, что врат не было, только проемы. С учетом того факта, что иконы убирали во время иконоборчества отовсюду, установить их количество и место не представляется возможным.

Большинство исследователей считает, что местом икон на такой перегородке (когда они были, никто не настаивает, что они были всегда) был архитрав. Выглядеть это должно было примерно так, как на фото ниже, без распятия вверху. Однако чаще всего иконы были из металла (чеканка) или из камня (резьба), просто, наверное, в силу практических соображений.

Алтарная преграда собора Санта Мария Ассунта в Торчелло. Венеция. 11в.
Алтарная преграда собора Санта Мария Ассунта в Торчелло. Венеция. 11в.

Поскольку в храмах в форме базилики (то есть прямоугольных) алтарь располагался в центральной части, а боковые галереи, образованные колоннадами, не были частью алтаря, иконостасная перегородка имела форму буквы "П".

Поскольку один из древних авторов пишет, что количество колонн в преграде равнялось числу апостолов (12), то, очевидно, символические моменты при создании таких иконостасов не были чем-то необычным. Еще есть предположение, что декоративные элементы проникают в иконостасы в период иконоборчества, поскольку кресты и орнаменты были желанными деталями изображения в храмах, вместо запрещенных икон. После же их совмещают.

В послеиконоборческий период, к десятому веку, то есть времени принятия христианства Русью, иконы размещали не только вверху, но и в интерколумниях (между колоннами). Традиция размещать иконы на архитраве единой доской известны и в более позднее время. Так, от двенадцатого века сохранилось достаточно таких изображений на деревянной основе, написанных темперной краской.

На Руси иконостасы почти сплошь были деревянные, кроме киевских храмов, в которых они были по образцу византийских. От домонгольского периода (конец десятого - начало тринадцатого века) иконостасов не сохранилось, но благодаря археологии есть уверенность в том, что иконы на них присутствовали. Они также включали много декоративных элементов из разных материалов.

Деревянные храмы привнесли свои потребности и в иконостас. Роспись в них отсутствовала, зато икон можно было разместить значительно больше за счет того, что тябло (деревянный аналог архитрава) закреплялось в специальных пазах в стенах. Потребности и возможности вызвали к жизни использование большого количества тябел. Каждое горизонтально установленное тябло несло один ряд икон, при этом иконы устанавливались впритык одна к другой. Позднее между горизонтальными тяблами стали устанавливать вертикальные столбики, разделяющие иконы. Тоже самое стали делать и в каменных храмах.

И хотя поиски в сфере иконостаса шли в разных направлениях (например, был вариант с созданием настоящей стены с проемами вместо деревянной конструкции), магистральным решением был признан тябловый иконостас. Количество рядов здесь уже не было ограничено конструкцией, все зависело от высоты храма и расстояния между тяблами.

Принципиальные изменения, превратившие иконостас из стены икон в малую архитектурную форму внутри храма, произошли в середине семнадцатого века. Но особенно бросаются в глаза перемены петровского времени - начала восемнадцатого века, окончательно превратившие иконостасы в столичных храмах в плоские стенки-экраны. Иконы на них как бы "развесили", поместив в богатые рамы, причем порядок размещения был совсем иным, чем раньше. Да и количество икон резко сократилось, потому что такая слабая конструкция не могла бы выдержать столько икон, хотя бы и написанных на холстах. Потом традиция закрепилась, и икон стало меньше, независимо от особенностей конструкции, уменьшилось количество рядов иконостаса.

Иконостас храма святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. 19в. Ростов Великий.
Иконостас храма святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. 19в. Ростов Великий.

Конец девятнадцатого и начало двадцатого века показывает попытку пережить практически все периоды развития иконостаса, использовать даже самые оригинальные его формы. Например, в виде часовни.

Центральный иконостас храма Христа Спасителя. Современный иконостас.
Центральный иконостас храма Христа Спасителя. Современный иконостас.

Аналогичную ситуацию мы видим в новопостроенных храмах, в которых в зависимости от проекта и стиля, места строительства храма, пожеланий жертвователей может быть "процитирован" любой вид иконостаса с разным количеством рядов.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!