Зимой 2023 года Татарстанский боевой батальон под названием «Алга» провел страшные 4,5 часа битвы на позициях под Угледаром. Тот бой до сих пор остается триггером для оставшихся в живых. Они потеряли там товарищей, которые до сих пор числятся пропавшими без вести. Забрать тела погибших не представляется возможным.
Татарстан простился с теми, кто составлял часть батальона «Алга», но многие по-прежнему размышляют о том, что же происходило под Угледаром, почему это направление стало роковым для опытных бойцов. Для тех, кто потерял родных в кровавой бойне, ответ Министерства Обороны один и то же: боец числится без вести пропавшим. Так сложилось, что многие из батальона пошли утром 6 февраля в бой и не вернулись.
Через некоторое время после случившегося удалось частично выяснить обстоятельства гибели отважных бойцов. Известно, что к 6 февраля бригада, в которой числился батальон «Алга», получила задание зачистить лесополосу. Эти посадки были позициями ВСУ перед населенным пунктом Егоровка, что расположен в нескольких километрах от Угледара.
Батальон «Алга» в переводе с татарского значит – «вперед». До Угледарского направления этот добровольческий батальон побывал в горячих точках. Бойцы работали на Херсонском направлении, затем стояли под Лисичанском. Накануне событий 6 числа ребята получили видео данные с дронов. Они хорошо представляли себе, как выглядит лесопосадка, знали, куда идут, разобрали местность, разделились на четыре группы.
Известно, что в условиях военных действий каждый крупный населенный пункт становится важным объектом. Таким объектом стал Угледар. Это крупнейший узел железных дорог, которые всегда используются как средство поставки вооружения и припасов. Сам город расположен на небольшой возвышенности, что делает его еще более опасным с точки зрения возможности обороны и обстрела тех, кто наступает.
Поля вокруг населенных пунктов заминированы разными сторонами, поэтому передвигаться необходимо аккуратно, используя специальные грунтовые тропы. Важное значение имеет занятие лесополосы вблизи населенного пункта. Задача освобождения лесополосы легла на плечи Татарстанского батальона. Они должны были пройти от Егоровки до Павловки. Освобождение этих позиций открывало возможности относительно Угледара.
В тех местах солдаты ВСУ на протяжении долгих месяцев создавали укреп район. Там были выдолблены так называемые «лисьи норы», сделаны тоннели под землей, небольшие переходы. Внутри можно переждать артобстрел, а затем вновь выйти на поверхность.
Штурм посадок руководство батальона назначило на 5 число, это было воскресенье. Накануне ребята приготовили снаряжение: каждый взял с собой по 900 патронов, банку тушенки и воду. На операцию сначала отправлялась третья рота «Алга». Состав был обычным: 38 человек, 8 боевых машин, 2 танка. Вторая рота должна была выдвинуться позже, а первая оставалась в резерве.
К 10 часам утра ребята достигли Егоровки и встали на дозаправку. Все манипуляции заняли примерно 2 часа. Многие считают, что именно эти часы стали для отделения роковыми. Скорее всего, кто-то из местных жителей успел сообщить о том, что в сторону Угледара движется российская колонна. Скорее всего, противник использовал эти 2 часа, для того чтобы подготовить засаду.
По словам оставшихся в живых участников, предполагалось, что разведка сообщить о точном нахождении сил ВСУ, а перед штурмом и зачисткой начнется мощная артподготовка из Градов и минометных установок, но ничего из этого не было исполнено.
Ребята медленно приближались к лесопосадкам, по рации сообщили, что соседние территории заняли морские пехотинцы, от этой новости настроение у всех поднялось. Казалось бы, едут на легкую прогулку, скоро встанут на позиции и смогут отдохнуть с дороги. До страшной бойни оставалась всего несколько минут. Колонна машин приблизилась к позициям, первая БТР встала, чтобы бойцы смогли оценить обстановку, тут и начался обстрел. Первую же машину выбили «Джавелином». Сначала командир отряда подумал, что произошла какая-то ошибка, возможно, это наши подбили машину из-за непонимания, кто свой, а кто чужой, но обстрел продолжился.
ВСУ выбили последнюю БМП так, что ее подкинуло в воздух. Эта тактика, как правило, дает плоды. Обычно из колонны стараются выбить первую и последнюю машины, чтобы техника была как бы заперта внутри. Танкисты начали сниматься, рассыпаться по лесополосе, чтобы занять оборонительные позиции, но даже это трудно было сделать из-за обильного минометного обстрела. Кроме того, украинцы передвигались по лисьим норам, били с разных сторон, отсекая любую возможность уйти влево или вправо. Ребята пытались отстреливаться и организовать отход, но не понимали, в какую сторону отходить. Огонь был адским, такой бойни они не могли ожидать.
Боец с позывным «Мутабор» рассказывает о том, как видел случившееся со своего опорного пункта. ВСУ грамотно разбили колонну на 2 части. Середина стала непроходимым участком, так как там по любому движению начинал работать пулемет, высунуть голову было невозможно. Боец «Кондей» понял, что помощи ждать неоткуда, решил зайти к пулемётчикам в тыл и попытаться убрать их, но во время прохода подорвался на мине.
«Мутабор» с другим бойцом «Нельсоном» попытались вызвать огонь на себя, но русские минометные расчеты начали попадать по своим, так как позиции были очень близкими. Удалось закинуть только три мины по противнику, после того, с одной из сторон затих огонь, стало немного полегче. На помощь пришли морские пехотинцы, которые до этого взяли один из участков лесополосы. Они смогли организовать эвакуацию раненных.
Но враги продолжали вылезать как из-под земли. Многие из них были в черном камуфляже, который создавал деморализующий эффект неожиданности. Кроме того, на стороне ВСУ воевали в том месте афроамериканцы, для которых эта бойня стала развлечением или неким подобием компьютерной игры.
Бой продолжался 4,5 часа, бойцы, которые шли на легкую прогулку, имели с собой небольшое число патронов. Они рассчитывали на то, что им придется много ходить и передвигаться по лесополосе, а пришлось лежать в воронках от снарядов, рассчитывая только на свои магазины с патронами.
Несмотря ни на что, удалось организовать отход. Благодаря морпехам и резерву «Алги», которая спешно подходила со стороны Егоровки. Раненых загрузили на БМП и повезли в ближайший пункт, но в условиях такого боя не было возможности забрать тела погибших. Каждую секунду, вспоминает «Мутабор», он ждал выстрела по БМП из гранатомета. За пару часов он видел столько смертей своих товарищей, что не мог поверить в то, что кому-то удастся выбраться из этого пекла живым.
По словам морпехов, чьи позиции находятся поблизости, ночью после того страшного боя со стороны украинцев были слышны одиночные выстрелы. Так, солдаты ВСУ добивали алгинцев, которые остались лежать на поле боя.
Самым страшным в этой истории остается то, что выжившие из батальона «Алга» до сих пор не могут забрать с территории посадок тела товарищей. Линия соприкосновения с зимы 2023 года не сдвинулась ни на миллиметр. Там по-прежнему оборудованы лисьи норы, где прочно окопались бойцы ВСУ, кроме того, на подступах к позициям ведется огонь из дежурного миномета.
Выжившие из «Алги» не теряют надежды. Они знают, что недавно морпехам удалось занять Павловку, которая пролегает совсем близко с местом того страшного боя, они надеются, что смогут найти там хоть что-то, что напомнит о погибших и передадут родственникам.
День шестого февраля стал для республики Татарстан траурным. «Алга» еще ни разу не теряла столько бойцов, не переживала подобных потрясений. Сегодня все они ждут только одного - фронт сдвинется на пару километров, а то поле боя перейдет под контроль русских.