Найти в Дзене

Президент галереи Надежда Беляева: «Пермских богов выносим на кончиках пальцев»

   «Пермских богов» уже вынесли с привычного места. Фото: Ольга Шур.
«Пермских богов» уже вынесли с привычного места. Фото: Ольга Шур.

Здание Спасо-Преображенского собора, в котором более 90 лет располагалась Пермская художественная галерея, постепенно пустеет. Коллекции музея переезжают на временное хранение на улицу Окулова, 75 - в помещение «Телты», где с конца прошлого года уже хранится часть экспонатов. Полностью галерея должна будет освободить здание собора до 1 декабря, после чего там начнутся проектно-изыскательские работы по реконструкции здания.

   На самом верхнем этаже собора сейчас только голые стены. Фото: Ольга Шур.
На самом верхнем этаже собора сейчас только голые стены. Фото: Ольга Шур.

На самом верхнем этаже собора, где находилась знаковая коллекция галереи – собрание культовой деревянной скульптуры - сейчас только голые стены. «Пермских богов» уже вынесли с привычного места. Как это происходило, рассказала президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева:

- Упаковка экспонатов – дело, требующее специальных навыков, материалов, системы учета и навигации. Есть вещи очень тяжелые, по 300 килограммов, есть и мелкие, такие как нумизматика, есть очень хрупкие – фарфор, стекло. Есть сложные по состоянию сохранности. Например, всем известная фигура Саваофа, венчающая зал деревянной скульптуры. Снять со стены это монументальное произведение, пронести по узким лестницам для упаковки – серьезная задача, даже испытание, требующее внимания и осторожности. Это то, о чем можно сказать: вынести на кончиках пальцев, ибо «сияние лучей», в которых торжествует Саваоф, подвижное, за него нельзя ухватиться.

   Фигура Саваофа долгие годы венчала зал деревянной скульптуры. Фото: Ольга Шур.
Фигура Саваофа долгие годы венчала зал деревянной скульптуры. Фото: Ольга Шур.

Любой человек, кому приходилось хоть раз переезжать из квартиры, знает, как непросто упаковать обычную домашнюю утварь. Что уж говорить о музейных шедеврах, требующих особого тщательного подхода. Поэтому упаковкой экспонатов Пермской галереи занимаются реставраторы, хранители и рабочие, имеющие допуск к особо ценным экспонатам государственной собственности. Помимо сотрудников галереи эти работы будет производить специальная фирма из Санкт-Петербурга.

- Предстоит длительный и трудоемкий процесс, - объясняет Надежда Беляева. - Надо не только перевезти, но и распаковать, оценить состояние произведений, поставить на место, возвратить ящики для упаковки следующей партии вещей. А после всего сделать сверку всех 55 тысяч произведений: все ли здесь. И повторение всего этого цикла перемещения коллекции ожидается в следующем, 2024 году, на месте «постоянной прописки». Только там добавятся новые хлопоты: отслеживание состояния экспонатов в связи с изменениями, которые происходили последние полтора года. Другой климат, свет – произведения должны привыкнуть к новым условиям.

   Упаковка экспонатов – дело, требующее специальных навыков. Фото: Ольга Шур.
Упаковка экспонатов – дело, требующее специальных навыков. Фото: Ольга Шур.

Ожидается, что первых посетителей новое здание Пермской галереи на Заводе Шпагина сможет принять только будущей осенью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Успей попрощаться с «пермскими богами»: галерея готовится к переезду

С 3 октября Пермская художественная галерея закроет постоянную экспозицию (подробнее)

Экспозицию «пермских богов» начали демонтировать

Коллекцию Пермской галереи готовят к переезду в хранилище (подробнее)

Автор: Елена ТРЕТЬЯКОВА