Меня всегда интересовало, что за метаморфоза произошла с российским казачеством. Как из вольных людей, подобных своим украинским собратьям, они превратились в главных подручных имперских властей, гонителей свободомыслия и демократии?
А вот как.
На российском Дону, как и на украинском Днепре, была своя Дикая республика – объединение людей и территорий, подчиняющихся только своим собственным решениям, дающее право голоса любому, способному носить оружие и не сдававшее своих ни при каких обстоятельствах.
Хилое российское государство до поры-до времени терпело такое «самоуправство» (а иначе как защитить свои южные границы от набегов всех подряд?), но когда почувствовало силу – решило навести порядок, отстроить и здесь вертикаль власти.
С чего начать? С введения единых законов. Требование вернуть беглецов, традиционно укрывавшихся на Дону встретило отпор – «С Дона выдачи нет!»
Ну нет, так нет. Тогда на Дон был отправлен карательный корпус князя Юрия Долгорукова (нет, не того, который Москву основал – тот был Долгорукий, а этот Долгоруков, разница).
9 октября 1707 года у Шульгинского городка казачий атаман Кондратий Булавин со своим ближайшими помощниками Хохлом и Некрасом с верными им казаками разбивает карателей, а самого князя убивает (отсюда известное выражение – "Хватил Кондратий" и его смягченная форма – "кондрашка хватит").
И вот тут-то и начинается падение российского казачества. Рыба гниет с головы. Поддерживаемый казачьей старшиной, другой атаман, Лукьян Максимов, с помощью царских калмык, разбивает восставших, и те бегут, понятное дело, к своим запорожским собратьям.
Оттуда Булавин вернулся уже во главе многотысячного войска, захватил Черкасский городок, в сражении на реке Лисоватке разгромил «федеральных» атаманов, взял в плен и казнил Максимова и предавшую свободу казачью старшину.
Дальше восставшие атаковали Азов, взяли в осаду Саратов…
Короче, пришлось царю снимать со шведского фронта 32-х тысячный корпус еще одного Долгорукова.
Были стерты с лица земли ВСЕ верховые донские городки, их мужское население вырезано, по Дону и Волге поплыли плоты с повешенными. Десятки тысяч сохранивших своё человеческое достоинство казаков бежали дальше на Юг, на Кубань.
Те же, кто сумел «поступиться принципами» предали и убили Булавина. Собственно от этих-то и пошло царелюбивое Донское казачество
А что же те, кто ушел на Юг? Под предводительством соратника Булавина Игнатия Некрасова они создали свою Дикую республику, со своим законом – «Заветы Некрасы» и раз и навсегда усвоенным базовым принципом «Царям не покоряться, при царях в Рассею не возвращаться»
(кстати, они его действительно соблюли вплоть до наших дней).