В первом задании теста ОГЭ предлагают несколько утверждений и просят различить простое вещество и химический элемент. Некоторым девятиклассникам бывает сложно это сделать. Вот вам два лайфхака для уверенности:
№1. Например, есть утверждение: Кислород содержится в атмосфере Земли. О чём идёт речь - о простом веществе кислороде или о химическом элементе? Запишите эту фразу на черновике два раза и перед словом "кислород" поставьте в обеих фразах два разных варианта. Сравните: "Химический элемент кислород содержится в атмосфере Земли" и "Простое вещество кислород содержится в атмосфере Земли". Какой вариант звучит более логично? Конечно, второй. Потому что, как всем известно, атмосфера - это СМЕСЬ газов - простых веществ.
Другой пример. Есть утверждение: Кислород очень распространён на Земле. Сравните: "Химический элемент кислород распространён на Земле" и "Простое вещество кислород распространён на Земле". Какой вариант более логичен? Первый. Потому что химический элемент кислород входит в состав если не всех, то почти всех минеральных и органических веществ, которые есть на нашей планете.
Очень часто первое задание требует обыкновенного здравого смысла и нормального житейского кругозора. Ведь так?
№2. Конечно, есть каноническое определение: "Химический элемент - это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра". И бывает так, что трудно себе представить все эти абстрактные вещи. Поэтому: Химический элемент - это отдельно взятый атом, а простое вещество - это то, что можно (условно) положить на ладошку и на него посмотреть. Или поместить его в пробирку и что-то с ним сделать.
Например, есть утверждение: "Железо взаимодействует с серой". Мы ведь можем (условно) положить на ладошку железный гвоздик, рассмотреть его, а потом поместить в пробирку, добавить серу и нагреть? Поэтому здесь речь идёт о простом веществе.
А когда есть утверждение: "Железо в сульфиде проявляет валентность, равную II", то эту валентность мы может только увидеть, если составим структурную формулу сульфида железа. И эта валентность будет относиться к каждому отдельному атому железа. Поэтому здесь речь идёт о химическом элементе.
А это вам для тренировки:
1. Выберите два утверждения, в которых говорится о водороде как о простом веществе:
1) Электроотрицательность водорода больше, чем электроотрицательность натрия.
2) Низшая степень окисления водорода равна -1.
3) Водород – это горючий газ.
4) Существует несколько изотопов водорода.
5) Один из методов получения водорода – электролиз воды.
2. Выберите два утверждения, в которых говорится об углероде как о химическом элементе:
1) Углерод сгорает с выделением большого количества теплоты.
2) Высшая степень окисления углерода равна +4.
3) Углерод плавится при температуре 3370 0С.
4) Существует несколько аллотропных модификаций углерода.
5) Углерод входит в состав чугуна и стали.
3. Выберите два утверждения, в которых говорится о кремнии как о химическом элементе:
1) Кремний – второй по распространённости на Земле.
2) Кристалл кремния прозрачен для инфракрасного излучения.
3) Монокристаллический кремний – хороший полупроводник.
4) Кремний взаимодействует с кислородом при очень высокой температуре.
5) В атоме кремния электроны располагаются на трёх электронных слоях.
4. Выберите два утверждения, в которых говорится об азоте как о простом веществе:
1) Температура кипения азота равна -195,8°C
2) Электроотрицательность азота больше, чем электроотрицательность водорода.
3) Низшая степень окисления азота, проявляемая им в соединениях, равна -3.
4) Оксид азота (IV) – газ бурого цвета.
5) Азот – составная часть атмосферы Земли.
Надеюсь, мысль ясна?
ПС. Часто, особенно весной, ближе к делу, мне не хватает тренировочных вариантов для подготовки учеников к ОГЭ по химии. Поэтому я составила 13 тематических вариантов и использую их в своей работе. Темы этих вариантов - химия элементов. Водород, кислород, сера, углерод, кремний, галогены, азот, фосфор, щелочные и щёлочно-земельные металлы, алюминий и цинк, железо, медь и хром. Идея в том, чтобы знания были не только закреплены, но и стали заделом для подготовки к ЕГЭ. Вот вариант "Водород":
Сборник тематических тренировочных вариантов для подготовки к ОГЭ по химии существует только в электронном виде, его можно скачать с Яндекс-диска. Будет полезен не только для учителей и репетиторов, но и для тех школьников, кто готовится к экзамену самостоятельно.
Ответы есть. Практическое задание приведено в соответствие с изменениями 2024 года.
900 р.
По всем вопросам пишите в любой удобный мессенджер 89040363273. Светлана Ивановна Маразенкова.